Файл: Адаптивная двигательная рекреация как средство моделирования эмоционального состояния человека с ограниченными возможностями.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 1517

Скачиваний: 29

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Реферат на тему:
«Адаптивная двигательная рекреация как средство моделирования эмоционального состояния человека с ограниченными возможностями»

Работу выполнил (а):

2023 г.

Содержание


Введение 3

Адаптивная двигательная рекреация 6

Адаптивная двигательная рекреация как средство моделирования эмоционального состояния человека с ограниченными возможностями 7

Заключение 11

Список литературы 14

Введение

На сегодняшний день актуальность проблемы изучения качества жизни людей с ограниченными возможностями связывается с устойчивым увеличением в социальной структуре общества числа людей с отклонениями в развитии, с инвалидностью. В настоящее время в нашей стране насчитывается более 12,5 млн. инвалидов, что составляет более чем 10% населения.

Ухудшение функционирования организма и потеря работоспособности являются факторами, ухудшающими моральное и материальное состояние людей, что способствует возрастанию пессимизма и пассивности, чувствам ущербности. Последствия являются значимыми не только для данных групп, но и для общества в целом. Это свидетельствует о масштабности проблемы и определяет необходимость изучения факторов и мер, способствующих улучшению качества жизни людей с ограниченными возможностями.

Социальная реабилитация, основанная на использовании физической культуры и спорта, является одной из наиболее перспективных направлений, поскольку регулярные занятия физической культурой, улучшают способность индивида к самостоятельной, полноценной жизнедеятельности и адаптации в обществе. Однако, для социального благополучия недостаточно повышение только физических качеств инвалида. Необходимо преодоление психологических и социальных барьеров, поиск ресурсов, которые бы повысили качество жизни людей с ограниченными возможностями [9].

Взаимосвязь качества жизни и адаптивной физической рекреации рассматривали в своих статьях отечественных исследователей. По мнению И.С. Бушенева, И.В. Еремина, В.В. Савченко [3], адаптивная физическая рекреация помогает человеку справиться с ограниченными возможностями, прежде всего через изменение негативных черт характера, таких как замкнутость в общении с окружающими, тревожность и понижение самооценки.


Адаптивная физическая рекреация - это деятельность, направленная на отвлечение больного от своего заболевания путѐм восстановительной и 1649 соревновательной деятельности, которые помогают инвалиду жить полноценной жизнью. На основе вышесказанного, к главным задачам адаптивной физической рекреации можно отнести следующие: создание оптимальных условий для жизнедеятельности; восстановление утраченного контакта с окружающим миром; успешное лечение и предотвращение осложнений; психолого-педагогическая реабилитация; социально-трудовая адаптация и интеграция лиц с ограниченными функциональными возможностями [9]. Качество жизни, являясь социальной составляющей здорового образа жизни, становится актуальным вопросом в планировании и оценке эффективности всей системы реабилитационных мероприятий в отношении лиц с инвалидностью.

Адаптивная физическая рекреация является социальным феноменом, который предполагает развитие ценностного потенциала личности. В своих трудах Л. И. Лубышева, В. К. Бальсевич, В. И. Столяров в структуре ценностей адаптивной физической рекреации определяют три главных компонента: общекультурный, социально-психологический и специфический [8]. Общекультурный компонент ценностей физической рекреации составляют правовые, экономические, политические, информационные и познавательные процессы. Социально-психологический компонент ценностей адаптивной 1651 физической рекреации повышает уровень общественного сознания, ценностных ориентаций людей. Специфический компонент направлен на удовлетворение потребностей человека в физическом совершенствовании своих навыков и умений. Благодаря данному ценностному компоненту физической рекреации, инвалид повышает свою самооценку, путѐм достижения спортивных результатов, также повышается социальный престиж личности. Ценностное отношение личности к адаптивной физической рекреации проявляется в готовности лица с ограниченными возможностями здоровья использовать все ценности такого объекта, как адаптивная физическая рекреация , в качестве саморазвития и повышения качества жизни.

Адаптивная двигательная рекреация - компонент (вид) адаптивной физической культуры, позволяющий удовлетворять потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов) в отдыхе, развлечении, интересном проведении досуга, смене вида деятельности, получении удовольствия в общении.



В настоящее время в мире все больше и больше людей имеют отклонения в состоянии здоровья. А почему же это происходит? Да потому, что в нашем современном мире человек забывает про самый важный фактор, как здоровье. Кризис, который охватил все сферы жизни людей, представляет собой серьёзную проблему для нормального развития человека. Стрессы, плохое питание, загрязнённая окружающая среда и другие факторы напрямую влияют на организм человека, тем самым негативно сказываясь на его здоровье.

Но к счастью люди начинают понимать, как важно здоровье, и, что за ним нужно обязательно следить. И с этой проблемой помогает нам бороться «Адаптивная двигательная рекреация».

Адаптивная двигательная рекреация

Слово рекреация является синонимом слову отдых. По определению С. П. Евсеева (2000), «содержание адаптивной двигательной рекреации направлено на активизацию, поддержание или восстановление физических сил, затраченных инвалидом во время какого-либо вида деятельности (труд, учёба, спорт и др.), на профилактику утомления, развлечение, интересное проведение досуга и вообще на оздоровление, улучшение кондиции, повышение уровня жизнестойкости через удовольствие или с удовольствием».

Г.Ф. Шитикова характеризует двигательную рекреацию как двигательную деятельность, направленную на удовлетворение общественно-полезной потребности в активном отдыхе, содержательном развлечении и всестороннем совершенствовании личности.

Н.И. Пономарев характеризует двигательную рекреацию как игровую деятельность в сфере досуга, связанную с получением удовольствия от самого процесса выполнения физических упражнений и направленную на организацию активного отдыха. Автор считает, что в основе рекреации лежит гедонизм направление, возникшее в античности, утверждающее наслаждение как высший мотив и цель человеческого поведения. Отсюда гедонистическая функция физической рекреации — наслаждение, удовольствие от движения.

Все авторы сходятся во мнении, что адаптивная двигательная рекреация является видом или компонентом адаптивной физической культуры.

Адаптивная физическая рекреация — это вид общей физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Основной целью является максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.


На основе вышесказанного хочу сделать вывод, что адаптивная двигательная рекреация имеет ряд отличительных черт:  

1. Сейчас наука шагнула так широко вперед, что предлагает огромное количество методов, средств и форм организаций коллективных или индивидуальных занятий.

2. Адаптивная двигательная рекреация – это досуг, не принуждающий, а предлагающий нам выбор. Главное это желание, человек сам решает хочет он занимать или нет.

3. Занятия по адаптивной двигательной рекреации должны приносить удовольствие от занятий и положительные эмоции, чтобы человек снова захотел приступить к занятиям.

В цивилизованных странах адаптивная двигательная рекреация развита довольно широко, она совмещается с досугом и массовым оздоровительным спортом. Например, в США создан совет по физической подготовке и спорту, работает около 30 союзов, ассоциаций, объединений активного отдыха, добровольных организаций, в которых определенное место отводится двигательной рекреации людей с ограниченными возможностями. При составлении программ учитываются основные условия: определение вида двигательной активности, которыми можно увлечь население, наличие места и времени для занятий, а также источников финансирования.

Адаптивная двигательная рекреация как средство моделирования эмоционального состояния человека с ограниченными возможностями

Наибольший эффект от адаптивной двигательной рекреации, основная

идея которой заключается в обеспечении психологического комфорта и

заинтересованности занимающихся. Характерными чертами являются

свобода выбора средств и партнеров, переключение на другие виды

деятельности, игровая деятельность, широта контактов, удовольствие от

движения.

Для инвалидов адаптивная двигательная рекреация - не только

биологически оправданная саморегулируемая двигательная активность,

поддерживающая эмоциональное состояние, здоровье и работоспособность,

но и способ преодоления замкнутого пространства, психическая защита,

возможность общения, удовлетворения личных интересов, вкусов, желаний в

выборе видов и форм занятий.

По своему содержанию адаптивная двигательная рекреация имеет много общего с рекреативно - оздоровительным спортом. Но и не только со спортом, это еще и учеба, труд и другие виды деятельности. Как мы сказали выше, адаптивная двигательная рекреация это досуг, поэтому здесь в основном играет роль психологический фактор, это переключение с одного вида деятельности на другой, и как правило зачастую приносящий удовольствие от занятий. Так же хочется сказать и об поддержание здорового образа жизни, вхождение это в привычку и поддержание в повседневной жизни, и не стоит забывать и о совершенствовании, познавая что-то новое всегда трудно останавливаться над достигнутом. Хочется сказать и о главной цели, которая заключается в том, чтобы создать благоприятное отношение людей с ограниченными возможностями и полноценных людей к занятиям адаптивной рекреации.


Под влиянием занятий адаптивной двигательной рекреацией в сочетании с другими сферами жизнедеятельности лица с ограниченными возможностями, расширяется круг общения и социализации в целом, меняются интересы, мотивы, ценностные ориентации на роль физической активности, что, естественно, создает благоприятные условия к обретению социальной, психической, бытовой независимости, социализации и интеграции в обществе. Таким образом, адаптивная двигательная рекреация осуществляет следующие социальные функции:

-коммуникативную- общение как социальный процесс имеет особое значение для инвалидов, поскольку входит в содержание человеческого взаимопонимания;

-социализирующую- функция развития;

-интегративную- направлена на общественную интеграцию людей во­ круг определенных культурных ценностей.

В рамках рекреационно-оздоровительного направления адаптивная двигательная рекреация выполняет оздоровительно – рекреативную функцию, выступая как средство и метод достижения эффективного здорового отдыха, восстановление и поддержание оперативной работоспособности, организации интересного эмоционального досуга.

По словам В.К. Бальсевича, главные стратегические принципы в оздоровительно - рекреативных занятиях следующие: «адекватность содержания физической подготовки и ее условии индивидуальному состоянию ребенка, гармонизация и оптимизация нагрузки» [11].

По статистическим данным, физической культурой и спортом занимаются около 30% от общего числа членов Всемирной организации лиц

с нарушением слуха.

Адаптивная двигательная рекреация может и должна стать первым

этапом, первым шагом в направлении снятия (преодоления) стресса и

приобщении к адаптивной физической культуре (адаптивному физическому

воспитанию, адаптивному спорту и др.).

Если у здорового человека двигательная активность является естественной потребностью, то для инвалида - это способ существования, объективные условия жизнеспособности. Она дает независимость и уверенность в своих силах, расширяет круг знаний и общения, меняет ценностные ориентации, обогащает духовный мир, улучшает двигательные возможности, повышает жизненный тонус, физическое и психическое здоровье, следовательно, открывает возможности позитивного изменения биологического и социального статуса [8].

Адаптивная двигательная рекреация создает начальную базу для разностороннего развития физических способностей и двигательных навыков, эмоционально-волевой сферы, формирует предпосылки для их дальнейшего развития. Адаптивная двигательная рекреация дает возможность полнее раскрыть эти способности, испытать радость и полноту