Файл: Программа изучения учебного курса к рубежному контролю 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Программа изучения учебного курса к рубежному контролю №2
Абдукция и поиск объяснительных гипотез. Абдукция как метод научного познания. Развитие структуры абдуктивных рассуждений (глава 13).

Методы анализа и построения теории. Сущность научной теории и ее место в научном познании. Функции и типология научных теорий. Структура научных теорий. Методологические принципы построения научных теорий (глава 14).

Методы и функции научного объяснения. Сущность научного объяснения, его типы и методы. Дедуктивно-номологическая модель научного объяснения. Альтернативные методы объяснения в социально-гуманитарном знании (глава 15).

Методы и функции понимания. Герменевтика и проблемы научного понимания. Понимание как метод научного познания. Понимание как процесс развития познания. Проблемы герменевтического круга (глава 16).

Философские методы в сфере подготовки научного исследования. Научное исследование: сущность и структура. Философские основания научных исследований в социально-гуманитарной сфере. Диалектика и метафизика как философско-методологические основания подготовки научного исследования (глава 17).


Номер студента в списке группы

Задание для выполнения

Часть первая

1

13

25

37

Покажите различия контекста обоснования научного знания и контекста научного открытия.

2

14

26

38

Какие задачи возлагал на абдукцию Ч. Пирс?

3

15

27

39

Покажите, как Пирс характеризовал сравнительные возможности индукции, дедукции и абдукции.

4

16

28

40

Охарактеризуйте логическую схему абдуктивного рассуждения.

5

17

29

41

Какие требования выдвигаются к объяснительным гипотезам?

6

18

30

42

В чем заключается практическая значимость абдукции?

7

19

31

43

Прочему абдукция применима к обоснованию эмпирических, но не теоретических законов?

8

20

32

44

Каким образом Р.Д. Коллингвуд характеризует специфику исторического познания?

9

21

33

45

По каким основаниям критикуется позиция Пирса относительно роли и структуры абдукции?

10

22

34

46

Каким образом развивают структуру абдукции последователи Хэнсона?

11

23

35

47

Абдукция как метод поиска объяснительных гипотез.

12

24

36

48

Хинтикка о двух видах правил рассуждения
















Часть вторая

1

15

29




Дайте определение научной теории

2

16

30




Покажите, прочему не следует абсолютизировать противоположность теории и опыта?

3

17

31




Охарактеризовать различия сенсуалистической позиции и позиции рационализма в понимании роли научной теории.

4

18

32




Охарактеризуйте специфику теории и покажите ее основные черты.

5

19

33




Какие характеристики научной теории выделял А. Эйнштейн?

6

20

34




Охарактеризуйте взгляды В. Гейзенберга относительно специфики научной теории.

7

21

35




Покажите основные функции научной теории.

8

22

36




Охарактеризуйте основания классификации научных теорий и их типологию.

9

23

37




Охарактеризуйте основные элементы структуры научной теории.

10

24

38




Покажите различия теоретических и эмпирических понятий.

11

25

39




Охарактеризуйте методологические функции теоретических понятий.

12

26

40




Покажите сущность логических, интуитивных, эмпирических и рациональных факторов построения научных теорий.

13

27

41




Какова диалектика логики и интуиции в становлении научных теорий?

14

28

42




Какое место в становлении научных теорий играют эвристические факторы?

Часть третья

1

17

33




Охарактеризуйте основные разновидности объяснения.

2

18

34




Покажите структуру причинного объяснения.

3

19

35




Каковы особенности лапласовского детерминизма?

4

20

36




В чем заключается новизна позиции Галилея в обосновании методологии естествознания?

5

21

37




Какова связь между причинными объяснениями и индуктивными методами Д. Милля?

6

22

38




Как объясняет функции дедуктивно-номологической модели объяснения научного объяснения К. Гемпель?

7

23

39




Охарактеризуйте структуру дедуктивно-номологического объяснения, покажите сущность эксплананса и экспланандума.

8

24

40




Каковы логические условия адекватности объяснения?

9

25

41




По каким направлениям проводится критика дедуктивно-номологической модели объяснения?

10

26

42




Дайте методологический комментарий к высказываниям У. Дрея и К. Поппера относительно законов истории.

11

27

43




Покажите специфику социальных законов.

12

28

44




Покажите сущность интенционального объяснения.

13

29

45




Раскройте специфику телеологических объяснений.

14

30

46




Как используется функциональное объяснение?

15

31

47




Каковы методологические возможности нормативных объяснений?

16

32

48




Охарактеризуйте специфику исторического объяснения.

Часть четвертая

1

12

23

34

Охарактеризуйте основные идеи герменевтики как теории интерпретации.

2

13

24

35

Покажите сущность идей Дильтея и Гадамера об интерпретации.

3

14

25

36

Какова роль интерпретации в исторических науках?

4

15

26

37

Почему интерпретация выступает как основной метод работы с гуманитарными текстами?

5

16

27

38

Как М. Вебер характеризует соотношение интерпретации и ценностей?

6

17

28

39

Какова специфика эволюционной и исторической ин­терпретаций по Л. Уайту?

7

18

29

40

Охарактеризуйте процесс интерпретации как базовой процедуры познания.

8

19

30

41

В чем заключается проблема истинности интерпретации?

9

20

31

42

Охарактеризуйте проблему герменевтического круга.

10

21

32

43

Понимание как семантическая интерпретация.

11

22

33

44

Проблема «исторической дистанции», «временного отстояния» в методе понимания.

Часть пятая

1

18

35




Почему в рамках изучения социально-экономических и политиче­ских систем управления проводят социологические исследования?

2

19

36




По каким критериям следует классифицировать социологические исследования?

3

20

37




В чем состоит своеобразие социологических методов исследования по сравнению с другими формами социальных исследований?

4

21

38




Какие цели проведения социологического исследования вы можете выделить?

5

22

39




Назовите этапы социологического исследования.

6

23

40




Охарактеризуйте направления практического применения социоло­гических методов в исследовании социально-экономических и по­литических процессов.

7

24

41




Какие разделы должна включать программа социологического ис­следования?

8

25

42




Какие функции философии реализуются в процессе социально-гуманитарного познания?

9

26







Покажите особенности научно-исследовательской работы в социальной сфере, выявленные современной философской мыслью.

10

27







Охарактеризуйте основные исторические формы диалектики.

11

28







В чем различие подходов диалектики и метафизики к пониманию развития и всеобщей связи явлений?

12

29







Покажите методологическое значение основных законов диалектики.

13

30







Раскройте методологические требования принципа историзма.

14

31







Охарактеризуйте методологическую роль принципа анализа диалектических противоречий.

15

32







Какие «идолы познания» выявляются при помощи указанных принципов?

16

33







Каковы границы методологического применения диалектики?

17

34







Является ли метафизика адекватным методом научного познания?