ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Управление как особый вид деятельности
1) Сущность и особенности управленческой деятельности
Деятельность - форма активного отношения субъекта к действительности, направленного на достижение сознательно поставленных целей и связанного с созданием общественно значимых ценностей и освоением общественного опыта.
Предмет психологического изучения деятельности - психологические компоненты, которые побуждают, направляют и регулируют трудовую активность субъекта и реализуют ее в исполнительских действиях, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется.
Свойства деятельности:
-
активность, -
осознаваемость, -
целенаправленность, -
предметность -
системность ее строения.
В основе деятельности всегда лежит какой-либо мотив.
Два основных признака деятельности:
— внешний (предметно-действенный) - осуществляется через понятия субъекта и объекта труда, предмета, средств и условий деятельности. • Предмет труда — совокупность вещей, процессов, явлений, с которыми субъект в процессе работы должен мысленно или практически оперировать. • Средства труда — совокупность орудий, способных усилить возможности человека распознавать особенности предмета труда и воздействовать на нее. • Условия труда — система социальных, психологических и санитарно-гигиенических характеристик деятельности. | — внутренний (психологический) - описание процессов и механизмов ее психической регуляции, ее структуры и содержания, операционных средств ее реализации. |
Структурные компоненты деятельности:
-
цель, -
мотивация, -
информационная основа, -
принятие решения, -
план, -
программа, -
индивидуально-психологические свойства субъекта, -
психические процессы (когнитивные, эмоциональные, волевые), -
механизмы контроля, коррекции, произвольной регуляции и др.
Средства реализации деятельности
Действие - это основная единица строения деятельности, представляющая собой произвольную, преднамеренную активность, направленную на достижение осознаваемой цели | Операции -автоматизированные и неосознаваемые элементы действий, выступающие как способы выполнения и определяемые условиями деятельности |
Инвариантная структура деятельности - наличие у деятельности постоянной, стабильной структуры основных компонентов и средств реализации деятельности.
Специфику управления составляют:
• предмет труда, которым является труд других людей;
• средства труда – организационная и вычислительная техника, информация, система ее сбора, обработки и передачи;
• объект труда, в качестве которого выступает коллектив людей в рамках определенной кооперации;
• продукт труда, которым является управленческое решение;
• отношения управления, которые возникают между субъектом и объектом управления, а также внутри них и которые обеспечивают осуществление управленческого взаимодействия между всеми участниками процесса управления;
• результаты труда, выражающиеся в конечных результатах деятельности коллектива
Специфика управленческого труда (УТ)
Предмет УТ: Труд других людей. Информация
Объект УТ: Человек, группа, коллектив
Средства УТ: Организационная и вычислительная техника, ЭВМ, информация, система ее сбора, обработки и передачи
Продукт УТ: Управляющее воздействие в форме управленческого решения
Результат УТ: Конечные результаты деятельности организации
Характеристика УТ: Умственный труд, сочетающий творческие, логические и технические операции. Косвенно производительный труд. Работа с людьми Кратковременность, разнообразие и фрагментарность выполняемой деятельности
Особенности управленческой деятельности:
- ее предметом, объектом воздействия являются субъекты.
- субъект и объект труда являются не только идентичными по сложности своей организации, но и тождественными по своим основным, т.е. психологическим, особенностям.
- управленческую деятельность относят к субъект-субъектному классу, более сложному, нежели класс субъект-объектных деятельностей.
- её суть — организация деятельности других людей, т.е. «деятельность по организации деятельностей» (деятельность «второго порядка») – метадеятельность.
- инвариантная система управленческих функций
- целью управленческой деятельности является обеспечение эффективного функционирования определенной социальной системы (труд руководителя включает два основных аспекта — связанный с обеспечением технологического процесса и связанный с организацией межличностных взаимодействий).
- Теория управления рассматривает руководителя не только в рамках одной социальной роли - административной, а с учетом всего множества его ролей (группа межличностных ролей: лидер, мотиватор, учитель, буфер, арбитр; группа информационных ролей: сборщик и передатчик информации, оратор; группа профессиональных ролей: распорядитель, охотник за прибылью, хозяин, стратег, координатор, инициатор, консультант).
- Руководитель по определению одновременно является членом организации (группы) и стоит как бы вне ее — над ней — в силу своего иерархически высшего положения.
- типичные условия – внешние (жесткие временные ограничения, хроническая информационная неопределенность, наличие высокой ответственности за конечные результаты, нерегламентированность труда, постоянная нехватка ресурсов, частое возникновение так называемых экстремальных — стрессовых ситуаций)
и внутренние (необходимость одновременного выполнения многих действий и решения многих задач; противоречивость нормативных (в том числе — и законодательных) предписаний, их неопределенность, а часто — и отсутствие; несформулированность в четком и явном виде оценочных критериев эффективности деятельности, а иногда их отсутствие; множественная подчиненность руководителя различным вышестоящим инстанциям и обусловленная этим противоречивость требований с их стороны; практически полная неалгоритмизованность деятельности и др.)
«Особенности поста руководителя»:
1. руководитель организации — это единственный человек в ней, имеющий двойную принадлежность.
2. руководитель организации — это единственный человек в ней, на которого возложена ответственность за ее функционирование в целом, а не за работу какой-либо ее части;
3. пост руководителя предоставляет ему гораздо большие возможности, чем у всех других членов организации, для влияния на нее в целом.
Континуум управленческой деятельности, образованный с одного «полюса» низшими уровнями управления небольшими группами, а с другого — высшими уровнями руководства крупными (и крупнейшими) организациями, предприятиями, фирмами. Три основные категории управленческих должностей — уровни руководителей низшего, среднего и высшего звена:
2) Закономерности, принципы и функции управления.
Закономерности управления – объективно существующие, повторяющиеся связи явлений в отношениях управления. Они отражают общие тенденции изменения всех явлений, характеризующих управление.
Состав и содержание закономерностей управления:
1. Закономерность дифференциации и интеграции деятельности людей в процессах управления. Растущий объём управленческой деятельности требует её дифференциации, которая, в свою очередь, может быть реализована только при дальнейшей её интеграции. Дифференциация проявляется в первую очередь в распределении функций и полномочий.
2. Диверсификация управления, отражающая совмещение разнообразных форм, подходов, целей, функций, объектов управления и пр. Необходимость диверсификации связана с необходимостью выбора того типа управления, который будет наиболее эффективным в конкретных условиях функционирования организации.
3. Иерархичность строения системы управления, которая определяет возможность воздействия, объединённого общей целью и реализуемого на основе полномочий на принятие управленческих решений.
4. Делегирование полномочий, которые необходимы для принятия решений. Распределение полномочий в системе управления отражает одну из её важнейших характеристик – степень централизации.
5. Усиление роли человеческого фактора. Менеджмент опирается на знания, потребности, интересы, ценности, установки, опасения человека. В этом проявляется человеческий фактор в управлении.
6. Зависимость процессов управления функционированием и процессов развития организации. Функционирование и развитие организации взаимосвязаны. Функционирование предполагает поддержание стабильного режима деятельности, при этом не возникает нового качества. Процессы развития должны соответствовать процессам устойчивого функционирования. При этом и они становятся устойчивыми.
7. Соотносительность субъекта и объекта управления. Объём деятельности по управлению зависит от масштабов, сложности, проблематики, целей функционирования организации, особенностей поведения персонала, характеристик внешней среды. По мере развития экономики и общества соотносительность субъекта и объекта управления изменяется в пользу первого. Затраты на управление растут более высокими темпами. Это определяется усложнением технологии управления, потребностями его технической вооружённости необходимостью профессионализации менеджмента и другими факторами.
8. Соответствие цели менеджмента целям организации. Общая цель менеджмента должна быть тождественна общей цели организации в целом.
9. Достаточность информации для построения коммуникаций менеджмента. Информация определяет возможности менеджмента в плане оценки ситуации и разработки управленческих решений. На основе информации строится коммуникационная среда менеджмента.
Основными принципами управления являются:
• организационное оформление функционального и полномочного разделения управленческой деятельности;
• сочетание формального и неформального управления;
• делегирование полномочий;
• интеграция процессов управления;
• мотивация деятельности;
• принцип развития как стремление к новому качеству;
• участие в управлении персонала организации;
• сочетание научности и искусства управления;
• принцип динамичности и адаптивности системы управления;
• экономия времени в процессах управления.
Процесс управления состоит из шести взаимосвязанных функций: анализ, целеполагание, планирования, организации, мотивации и контроля
Можно выделить также основные тенденции современного этапа развития управления:
- большая, чем ранее, значимости материальной, технологической базе организаций в плане управления ею.
- дальнейшая демократизации управления. Сейчас уже не подлежит сомнению, что будущее менеджмента — за демократическими «партисипативными» (соучаствующими) формами управления
- интернационализация менеджмента и бизнеса и порожденные ею новые проблемы управления.
Знания теории управления и психологии управления необходимы менеджерам всех уровней управления для успешного решения следующих задач:
-Самопознание, самоанализ, и самооценка поведения и психологических свойств (рефлексивные задачи)
-Выявление и оценка индивидуально-психологических особенностей сотрудников в организации; общение и сотрудничество с работниками с учетом их психологических свойств
-совершенствование коммуникативных качеств
-мотивация деятельности сотрудников и самомотивация
-развитие личностных качеств
-выстраивание стратегии развития организации.