Файл: Управление как особый вид деятельности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 14

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Управление как особый вид деятельности

1) Сущность и особенности управленческой деятельности

Деятельность - форма активного отношения субъекта к действительности, направленного на достижение сознательно поставленных целей и связанного с созданием общественно значимых ценностей и освоением общественного опыта.

Предмет психологического изучения деятельности - психологические компоненты, которые побуждают, направляют и регулируют трудовую активность субъекта и реализуют ее в исполнительских действиях, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется.

Свойства деятельности:

  • активность,

  • осознаваемость,

  • целенаправленность,

  • предметность

  • системность ее строения.

В основе деятельности всегда лежит какой-либо мотив.

Два основных признака деятельности:

— внешний (предметно-действенный) - осуществляется через понятия субъекта и объекта труда, предмета, средств и условий деятельности.

• Предмет труда — совокупность вещей, процессов, явлений, с которыми субъект в процессе работы должен мысленно или практически оперировать.

• Средства труда — совокупность орудий, способных усилить возможности человека распознавать особенности предмета труда и воздействовать на нее.

• Условия труда — система социальных, психологических и санитарно-гигиенических характеристик деятельности.

— внутренний (психологический) - описание процессов и механизмов ее психической регуляции, ее структуры и содержания, операционных средств ее реализации.


Структурные компоненты деятельности:

  • цель,

  • мотивация,

  • информационная основа,

  • принятие решения,

  • план,

  • программа,

  • индивидуально-психологические свойства субъекта,

  • психические процессы (когнитивные, эмоциональные, волевые),

  • механизмы контроля, коррекции, произвольной регуляции и др.

Средства реализации деятельности

Действие

- это основная единица строения деятельности, представляющая собой произвольную, преднамеренную активность, направленную на достижение осознаваемой цели

Операции

-автоматизированные и неосознаваемые элементы действий, выступающие как способы выполнения и определяемые условиями деятельности



Инвариантная структура деятельности - наличие у деятельности постоянной, стабильной структуры основных компонентов и средств реализации деятельности.

Специфику управления составляют:

• предмет труда, которым является труд других людей;

• средства труда – организационная и вычислительная техника, информация, система ее сбора, обработки и передачи;

• объект труда, в качестве которого выступает коллектив людей в рамках определенной кооперации;

• продукт труда, которым является управленческое решение;

• отношения управления, которые возникают между субъектом и объектом управления, а также внутри них и которые обеспечивают осуществление управленческого взаимодействия между всеми участниками процесса управления;

• результаты труда, выражающиеся в конечных результатах деятельности коллектива

Специфика управленческого труда (УТ)

Предмет УТ: Труд других людей. Информация

Объект УТ: Человек, группа, коллектив

Средства УТ: Организационная и вычислительная техника, ЭВМ, информация, система ее сбора, обработки и передачи

Продукт УТ: Управляющее воздействие в форме управленческого решения

Результат УТ: Конечные результаты деятельности организации

Характеристика УТ: Умственный труд, сочетающий творческие, логические и технические операции. Косвенно производительный труд. Работа с людьми Кратковременность, разнообразие и фрагментарность выполняемой деятельности

Особенности управленческой деятельности:

- ее предметом, объектом воздействия являются субъекты.

- субъект и объект труда являются не только идентичными по сложности своей организации, но и тождественными по своим основным, т.е. психологическим, особенностям.

- управленческую деятельность относят к субъект-субъектному классу, более сложному, нежели класс субъект-объектных деятельностей.

- её суть — организация деятельности других людей, т.е. «деятельность по организации деятельностей» (деятельность «второго порядка») – метадеятельность.

- инвариантная система управленческих функций

- целью управленческой деятельности является обеспечение эффективного функционирования определенной социальной системы (труд руководителя включает два основных аспекта — связанный с обеспечением технологического процесса и связанный с организацией межличностных взаимодействий).



- Теория управления рассматривает руководителя не только в рамках одной социальной роли - административной, а с учетом всего множества его ролей (группа межличностных ролей: лидер, мотиватор, учитель, буфер, арбитр; группа информационных ролей: сборщик и передатчик информации, оратор; группа профессиональных ролей: распорядитель, охотник за прибылью, хозяин, стратег, координатор, инициатор, консультант).

- Руководитель по определению одновременно является членом организации (группы) и стоит как бы вне ее — над ней — в силу своего иерархически высшего положения.

- типичные условия – внешние (жесткие временные ограничения, хроническая информационная неопределенность, наличие высокой ответственности за конечные результаты, нерегламентированность труда, постоянная нехватка ресурсов, частое возникновение так называемых экстремальных — стрессовых ситуаций)

и внутренние (необходимость одновременного выполнения многих действий и решения многих задач; противоречивость нормативных (в том числе — и законодательных) предписаний, их неопределенность, а часто — и отсутствие; несформулированность в четком и явном виде оценочных критериев эффективности деятельности, а иногда их отсутствие; множественная подчиненность руководителя различным вышестоящим инстанциям и обусловленная этим противоречивость требований с их стороны; практически полная неалгоритмизованность деятельности и др.)

«Особенности поста руководителя»:

1. руководитель организации — это единственный человек в ней, имеющий двойную принадлежность.

2. руководитель организации — это единственный человек в ней, на которого возложена ответственность за ее функционирование в целом, а не за работу какой-либо ее части;

3. пост руководителя предоставляет ему гораздо большие возможности, чем у всех других членов организации, для влияния на нее в целом.

Континуум управленческой деятельности, образованный с одного «полюса» низшими уровнями управления небольшими группами, а с другого — высшими уровнями руководства крупными (и крупнейшими) организациями, предприятиями, фирмами. Три основные категории управленческих должностей — уровни руководителей низшего, среднего и высшего звена:




2) Закономерности, принципы и функции управления.

Закономерности управления – объективно существующие, повторяющиеся связи явлений в отношениях управления. Они отражают общие тенденции изменения всех явлений, характеризующих управление.

Состав и содержание закономерностей управления:

1. Закономерность дифференциации и интеграции деятельности людей в процессах управления. Растущий объём управленческой деятельности требует её дифференциации, которая, в свою очередь, может быть реализована только при дальнейшей её интеграции. Дифференциация проявляется в первую очередь в распределении функций и полномочий.

2. Диверсификация управления, отражающая совмещение разнообразных форм, подходов, целей, функций, объектов управления и пр. Необходимость диверсификации связана с необходимостью выбора того типа управления, который будет наиболее эффективным в конкретных условиях функционирования организации.

3. Иерархичность строения системы управления, которая определяет возможность воздействия, объединённого общей целью и реализуемого на основе полномочий на принятие управленческих решений.

4. Делегирование полномочий, которые необходимы для принятия решений. Распределение полномочий в системе управления отражает одну из её важнейших характеристик – степень централизации.

5. Усиление роли человеческого фактора. Менеджмент опирается на знания, потребности, интересы, ценности, установки, опасения человека. В этом проявляется человеческий фактор в управлении.

6. Зависимость процессов управления функционированием и процессов развития организации. Функционирование и развитие организации взаимосвязаны. Функционирование предполагает поддержание стабильного режима деятельности, при этом не возникает нового качества. Процессы развития должны соответствовать процессам устойчивого функционирования. При этом и они становятся устойчивыми.

7. Соотносительность субъекта и объекта управления. Объём деятельности по управлению зависит от масштабов, сложности, проблематики, целей функционирования организации, особенностей поведения персонала, характеристик внешней среды. По мере развития экономики и общества соотносительность субъекта и объекта управления изменяется в пользу первого. Затраты на управление растут более высокими темпами. Это определяется усложнением технологии управления, потребностями его технической вооружённости необходимостью профессионализации менеджмента и другими факторами.


8. Соответствие цели менеджмента целям организации. Общая цель менеджмента должна быть тождественна общей цели организации в целом.

9. Достаточность информации для построения коммуникаций менеджмента. Информация определяет возможности менеджмента в плане оценки ситуации и разработки управленческих решений. На основе информации строится коммуникационная среда менеджмента.

Основными принципами управления являются:

• организационное оформление функционального и полномочного разделения управленческой деятельности;

• сочетание формального и неформального управления;

• делегирование полномочий;

• интеграция процессов управления;

• мотивация деятельности;

• принцип развития как стремление к новому качеству;

• участие в управлении персонала организации;

• сочетание научности и искусства управления;

• принцип динамичности и адаптивности системы управления;

• экономия времени в процессах управления.

Процесс управления состоит из шести взаимосвязанных функций: анализ, целеполагание, планирования, организации, мотивации и контроля

Можно выделить также основные тенденции современного этапа развития управления:

- большая, чем ранее, значимости материальной, технологической базе организаций в плане управления ею.

- дальнейшая демократизации управления. Сейчас уже не подлежит сомнению, что будущее менеджмента — за демократическими «партисипативными» (соучаствующими) формами управления

- интернационализация менеджмента и бизнеса и порожденные ею новые проблемы управления.

Знания теории управления и психологии управления необходимы менеджерам всех уровней управления для успешного решения следующих задач:

-Самопознание, самоанализ, и самооценка поведения и психологических свойств (рефлексивные задачи)

-Выявление и оценка индивидуально-психологических особенностей сотрудников в организации; общение и сотрудничество с работниками с учетом их психологических свойств

-совершенствование коммуникативных качеств

-мотивация деятельности сотрудников и самомотивация

-развитие личностных качеств

-выстраивание стратегии развития организации.