Файл: Агапова Инга Сергеевна Место работы гбоу сош 213 общая информация по уроку класс укажите класс, к которому относится урок.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа: разработка технологической карты урока
Инструкция по выполнению практической работы: выберите класс, тему урока в соответствии с ПРП и заполните представленную ниже таблицу. Для каждого учебного задания, включенного в урок, укажите планируемые результаты, на достижение которых это задание направлено.
1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
ФИО разработчика | Агапова Инга Сергеевна |
Место работы | ГБОУ СОШ №213 |
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 10 класс |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) | 1 полугодие |
Тема урока | «Закон Всемирного тяготении» |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | базовый |
Тип урока (укажите тип урока): | ☐ урок освоения новых знаний и умений ☐урок-закрепление ☐урок-повторение ☐урок систематизации знаний и умений ☐урок развивающего контроля ☐комбинированный урок ☐другой (впишите) |
Планируемые результаты(по ПРП): | |
Личностные: формирование мотивации к целенаправленной учебно-познавательной деятельности; формирование компетентности в общение и сотрудничестве со сверстниками; формирование устойчиво учебно-познавательной мотивации и интереса к учению. | |
Метапредметны :математика, география, астрономия. | |
Предметные: развить умение строить самостоятельные высказывания в устной и письменной форме; развить мышление, воображение, логический подход к решению поставленных задач. | |
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок):гравитационная сила, масса тел, сила тяжести, гравитационная постоянная, гравитационная масса. | |
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы). 1. В. А.Золотов. Вопросы и задачи по физике. Москва. Просвещение, 2012 г 2. Сауров Ю. А. Физика. Поурочные разработки. 10 класс: пособие для общеобразоват. организаций / Ю. А. Сауров. — 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2015. — 27 3.images/search? text=скачать%20стих%20об%20открытии%20закона%20всемирного%20тяготения&stype=image&lr=8&source=wiz&p=2&pos=6 (стих) 4. www.colors.life/post/1315390/ 5. uchitelya.com/fizika/5195-plan-konspekt-uroka-po-fizike-v-10-klasse-zakon-vsemirnogo-tyagoteniya-dvizhenie-v-gravitacionnom-pole.html Оборудование: презентация, портреты ученых, два штатива, динамометры с закрытой шкалой, гирьки из алюминия и латуни. |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) |
Сегодня на уроке мы с вами попытайтесь, на основе нашего разговора, сформулировать тему и цель урока. Внимание на экран. Что общего между фотографиями и чем они отличаются? Какое явление запечатлел фотограф? Что является причиной данного явления, какой закон проявляет свое действие? |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового |
Теперь открываем свои тетради и записываем число и тему урока «Закон всемирного тяготения» Демонстрация: одинаковые по размерам гирьки из алюминия и латуни подвешены к одинаковым пружинам. Однако растяжение пружин различно. Почему? А только ли Земля обладает способностью действовать на все тела с силой, которую называют силой тяжести? Как же был открыт закон всемирного тяготения. В 1667 году английский физик Исаак Ньютон, изучая движение Луны вокруг Солнца, высказал предположение о том, что вообще между всеми телами действуют силы взаимного притяжения. Их называют теперь силами всемирного тяготения или гравитационными силами. Ньютон смог найти закон их взаимодействия, т.е. формулу для расчета гравитационной силы между двумя телами. Эта формула имеет следующий вид: F= G* m1* m2/ R2 где F – модуль вектора силы гравитационного притяжения между телами с массами m1 и m2 ([F] = [H]) R - расстояние между телами ([R] = [м]) G – гравитационная постоянная ([G] = [Н·м2/кг2 ]) Значение гравитационной постоянной было найдено экспериментально. Опыт Кавендиша подтвердил справедливость закона всемирного тяготения. Для каких тел справедлив закон? |
Этап 1.3. Целеполагание |
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься |
|
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д. |
Решение задач для среднего уровня. Какова зависимость силы всемирного тяготения и масс взаимодействующих тел, а также расстояния между ними? Решение задач для достаточного уровня из учебника: А2 стр.95 учебника Ответ:4 Решение задачи для высокого уровня из учебника: №С1 стр. 99 Радиус Земли и ее массу находим в справочном материале задачника по физике. Ускорение, сообщаемое Солнцем: а = G*Mc/Rc² = G*333000*M₃/(24000*R₃)² = G*M₃/R₃² * (333000/24000²)≈6*10⁻⁴*g₃ = 6*10⁻³ м/с² |
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) |
Благодаря притяжению к Земле течет вода в реках. Человек подпрыгнув, опускается на Землю, потому что Земля притягивает его. Земля притягивает к себе все тела: Луну, воду морей и океанов, дома, Солнце, спутники и т.п. Взаимное притяжение всех тел Вселенной названо всемирным тяготением. На Земле есть места, где Закон всемирного тяготения не действует. В Синьцзян-Уйгурском автономном районе на северо-западе Китая есть холм, по склону которого вода течет не вниз, а вверх. Этот факт отметили двое путешественников, приехавших туда на автомобилях. Остановив автомобиль на дне расположенной на вершине холма V-образной впадины и сняв его с тормозов, туристы с удивлением обнаружили, что он сам покатился вверх по склону! Скорость его движения достигала 30 км/час. Вода, вылитая на дорогу, тоже потекла вверх, в сторону вершины. Некоторые ученые пытаются объяснить эти аномальные явления геологическими особенностями местности. Выходит, что законы всемирного тяготения здесь совсем не действуют. |
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). |
Ярчайшим применением закона всемирного тяготения является запуск искусственного спутника Земли в 1957г советскими учеными. Вопрос: а что нужно сделать, чтобы тело стало искусственным спутником Земли? Рассчитать, с какой скоростью должно вылететь тело, чтобы стать искусственным спутником Земли, то есть обращаться вблизи Земли по круговой орбите мы сможем на следующем уроке, изучая тему «Первая космическая скорость». |
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
Подберите соответствующие учебные задания |
Задача физико-астрономическая: Определите массу Сатурна (в массах Земли) путем сравнения системы Сатурн—Титан с системой Земля—Луна, если известно, что спутник Сатурна Титан отстоит от него на расстоянии r = 1220 тыс. км и обращается с периодом Т — 16 суток. Для получения данных о Луне воспользуйтесь справочником. Источник: https://belmathematics.by/stati/3653-reshebnik-po-astronomii-11-klass-na-urok-9-rabochaya-tetrad-zakony-keplera |
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
Подберите соответствующие учебные задания |
Масса Луны примерно в 81 раз меньше массы Земли. Если Земля притягивает Луну с силой, равной по модулю F, то Луна притягивает Землю с силой 1) 2F 2) 4F 3) 9F 4) F |
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
Подберите соответствующие учебные задания |
Космонавты, работающие на орбитальной станции, попросили на следующем грузовом корабле прислать барометр для измерения давления воздуха внутри станции. Какой прибор: ртутный барометр или барометр-анероид отправили на орбитальную космическую станцию? Обоснуйте свой ответ. |
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами |
Задача межпредметная: география и физика, математика. В разных концах городской площади стоят 2 памятника из гранита. Известно, что масса каждого из них равна 20 тоннам. Также известна сила, с которой они притягиваются друг к другу F = 6,67 •10-5 Н. Найдите расстояние между памятниками. |
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания |
Закон Всемирного тяготения Задание 1 Вопрос: Кто впервые сформулировал закон всемирного тяготения? Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) Ньютон 2) Галилей 3) Аристотель 4) Архимед Задание 2 Вопрос: В каких случаях справедлив закон всемирного тяготения? Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) если одно из взаимодействующих тел - шар, размеры и масса которого значительно больше, чем у второго тела (любой формы), находящегося на поверхности этого шара или вблизи нее 2) во всех перечисленных случаях 3) если оба тела однородны и имеют шарообразную форму 4) если размеры тел пренебрежимо малы по сравнению с расстоянием между ними Задание 3 Вопрос: Выберите формулу, выражающую закон всемирного тяготения. Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) F = μN 2) F = Gm1m2/r2 3) F = -kx 4) F = ma Задание 4 Вопрос: Космический корабль массой 10 т приближается к орбитальной станции массой 30 т на расстояние 100 м. Определите силу их взаимодействия друг с другом. Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) 2 ∙ 10-8 Н 2) 2 ∙ 10-6 Н 3) 1 ∙ 10-6 Н 4) 1 ∙ 10-8 Н Задание 5 Вопрос: Определите значение силы взаимного тяготения двух кораблей, удаленных на расстояние 1000 м друг от друга, если масса каждого из них 10000 т. Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) 6,67 мН 2) 6,67 мкН 3) 0,667 Н 4) 6,67 кН Задание 6 Вопрос: При увеличении массы одного из взаимодействующих тел в 7 раз сила всемирного тяготения Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) увеличилась в 49 раз 2) уменьшилась в 7 раз 3) уменьшилась в 49 раз 4) увеличилась в 7 раз Задание 7 Вопрос: При увеличении массы каждого из взаимодействующих тел в 3 раза сила всемирного тяготения Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) уменьшилась в 9 раз 2) уменьшилась в 3 раз 3) увеличилась в 9 раза 4) увеличилась в 3 раза Задание 8 Вопрос: При уменьшении в 2 раза расстояния между центрами шарообразных тел сила гравитационного притяжения Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) увеличилась в 4 раза 2) увеличилась в 2 раза 3) уменьшилась в 4 раза 4) уменьшилась в 2 раза Задание 9 Вопрос: Если массу одного тела увеличить в 9 раз, а расстояние между телами уменьшить в 3 раза, то сила всемирного тяготения Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) уменьшится в 27 раз 2) не изменится 3) уменьшится в 3 раза 4) уменьшится в 9 раз Задание 10 Вопрос: По какой из приведенных форму можно рассчитать силу гравитационного притяжения между двумя летающими тарелками одинаковой массы m, если их диаметр равен 2а и они находятся на расстоянии 2а друг от друга? Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) Ни по одной из формул 2) F = Gm2 / 4a2 3) F = Gm2 / 16a2 4) F = Gm2 / a2 |
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия |
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам |
Организует рефлексию. Ставит оценки. |
Этап 5.2.Домашнее задание |
Введите рекомендации по домашнему заданию. |
§27,28 №163, 164 Р. Ответить на вопрос, зашифрованный с помощью QR-кода (произносится как «Кью Ар Код»). У каждого из вас картинка с Кью Ар Кодом на парте. Кто может расшифровать код? (« Если вам сообщили, что через год тяготение «отключится», сможет ли человечество приготовиться к этому событию и выжить?») Для тех, кто собирается сдавать ЕГЭ по физике задача на карточке. (Слайд 9) Перспективное домашнее задание: Вам сообщили, что через год тяготение "отключится". Подготовить проект спасения человечества (срок 2 недели). Вам сообщили, что через год тяготение "отключится". Подготовить проект спасения человечества |