ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт
(наименование института полностью) |
Кафедра «Педагогика и психология» |
(Наименование учебного структурного подразделения) |
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование |
(код и наименование направления подготовки / специальности) |
Дошкольная дефектология |
(направленность (профиль) / специализация) |
Практическое задание № 5
по учебному курсу «Методика физического воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»
(наименование учебного курса)
Обучающегося | Дарья Андреевна Теплова | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | ДФОбд-1901г | |
| | |
Преподаватель | Алла Анатольевна Ошкина | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2023
Проект
«Содержание и организация физического воспитания детей с нарушением слуха»
По предмету «Методика физического воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
»
Проект выполнил: Теплова Дарья Андреевна, группа ДФОбд-1901г
Содержание Проекта
1.Характеристика двигательного развития детей с нарушением слуха.
У слабослышащих и глухих детей с первых дней жизни наблюдается отставание в сроках удержания головы, позднее освоение ходьбы, задержка прямостояния, которая компенсируется к 1,4 годам. У детей с нарушением слуха заметны недостатки моторного развития, слабослышащие воспитанники не обладают двигательным опытом, который есть уже к этому времени у здоровых детей, не умеют лазить, бегать, выполнять движения, подражая взрослым
В развитии двигательных качеств у слабослышащих детей наибольшее своеобразие отмечается в скоростных качествах и уровне равновесия. По данным А.А. Коржовой, дети с нарушением слуха в возрасте до трех лет не выполняют задания на сохранение статического равновесия, с которыми справляются здоровые дети. У воспитанников детского сада с нарушением слуха начинает формироваться процесс совершенствования состояния равновесия, резких изменений не происходит. По показателям качества равновесия, дети с нарушением слуха, уступают слышащим, слепым, слабовидящим, умственно отсталым детям.
Большинству слабослышащих детей присущи нарушения мелкой моторики, что проявляется на развитии разных видов детской деятельности в дальнейшем. В связи с тем, что у воспитанников нарушен контроль за движениями со стороны слухового анализатора, при движении воспитанники производят излишний шум, замедленные и неритмичные движения, сказывается это в шаткой походке, в шорканье ногами, неуклюжими движениями. Наблюдается пошатывание корпуса, асимметрия шагов, интенсивная резкость движений. В процессе сформирования движений, отсутствие словесного общения и есть одна из причин, которая снижает качество жизни.
Среди слабослышащих детей выделяются те, у кого есть остаточные явления ДЦП, что связано с парезами и параличами туловища, ограничивающими передвижение в пространстве. На моторное развитие отрицательное влияние оказывает нарушение слуха. По мнению ГФ. Трофимовой, гиподинамия является одной из причин недостаточного развития двигательных качества, усугубляет и вызывает нарушение осанки, плоскостопие у воспитанников с нарушением слуха.
Физическое развитие слабослышащих воспитанников детского сада имеет ряд особенностей, частыми причинами оказываются перенесенные заболевания, соматическая ослабленность. Такие дети выделяются низким в сравнении со здоровыми ребятами показателями роста, окружности грудной клетки, массы тела. Для слабослышащих детей дошкольного возраста присущие особенности мышечная слабость, вегетативные расстройства, снижение тонуса мышц. В группе слабослышащих детей отмечаются индивидуальные различия внутри возрастной группы. В моторном и физическом развитии слабослышащих детей отмечается тенденция, которая характерная для здоровых, слышащих детей.
2. Содержание раздела ОО «Физическое раздела» Примерной АООП ДО на основе ФГОС ДО для раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха.
Дети с нарушенным слухом представляют разнородную группу, отличаются степенью снижения слуха, временем его наступления, наличием или отсутствием выраженных дополнительных отклонений в развитии, условиями воспитания и обучения и, как следствие, разным уровнем общего и речевого развития.
Слабослышащие (страдающие тугоухостью) дети – это дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие. Тугоухость может быть выражена в различной степени – от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Существуют различные классификации степени понижения слуха. В нашей стране наиболее распространенными являются аудиолого-педагогическая классификация Л.В.Неймана, широко используемая в образовательных учреждениях и международная классификация, которая используется в медицинских учреждениях.
В России условной границей между тугоухостью и глухотой принято считать 85 дБ (как среднее арифметическое значение показателей на трех речевых частотах: 500, 1000 и 2000 Гц).
Слабослышащие дети принципиально различаются не только по степени снижения слуха, но и по времени, в котором начато целенаправленное коррекционное воздействие: с первых месяцев жизни, с 1,5-2-х лет или позже.
Результаты обучения при ранней (с первых месяцев жизни) коррекционной помощи у разных детей различны. В наиболее благоприятном случае при отсутствии выраженных дополнительных отклонений в развитии в условиях интенсивной работы родителей под руководством специалистов к полутора годам у малышей вне зависимости от степени снижения слуха появляются 10-30 слов, включая лепетные (в отдельных случаях - более 70), к двум годам - короткая фраза, к трем годам дети начинают рассказывать о виденном, о случившемся с ними, с помощью взрослого читают стихи, подпевают песенки. С индивидуальными слуховыми аппаратами в пределах одного помещения большинство детей могут слышать обращенную к ним речь. Примечательно, что они начинают воспринимать на слух не только специально тренированный материал, но практически все знакомые слова, изолированно и во фразе. Звучание речи большинства детей приближается к речи слышащих сверстников. У них звонкие голоса, речь эмоциональная, выразительная. Из дефектов произношения отмечаются в основном лишь типичные для данного возраста.
Среди слабослышащих детей выделяется особая группа - дети с комплексными нарушениями в развитии. По данным Л.А.Головчиц (2013) 35%-40% детей с нарушенным слухом имеют сложные (комплексные) нарушения Эта группа достаточно разнородна, полиморфна. У этих детей помимо снижения слуха наблюдаются интеллектуальные нарушения (легкая, умеренная, тяжелая, глубокая умственная отсталость); задержка психического развития (ЗПР), обусловленная недостаточностью центральной нервной системой; детским церебральным параличом или другими нарушениями опорнодвигательного аппарата, нарушениями эмоциональной сферы и поведения; текущие психическими заболеваниями (например, эпилепсия). Часть слабослышащих и 11 позднооглохших детей имеют нарушения зрения - близорукость, дальнозоркость, а часть из них являются слабовидящими, часть детей имеет выраженные нарушения зрения, традиционно относящиеся к слепоглухоте.
Дети с нарушенным слухом различаются между собой временем наступления снижения слуха:
ранооглохшие дети, т.е. те, которые потеряли слух на первом-втором году жизни, или родились неслышащими;
позднооглохшие дети, т.е. те, которые потеряли слух в 3-4 года и позже и сохранили речь в связи с относительно поздним возникновением глухоты.
Таким образом, к позднооглохшим относятся дети, потерявшие слух и сохранившие речь, характерную для их возраста, которой они овладели до потери слуха. Термин «позднооглохшие» носит условный характер, т. к. данную группу детей характеризует не время наступления глухоты, а факт наличия речи при отсутствии слуха. В связи со своим своеобразием позднооглохшие составляют особую категорию детей со сниженным слухом. Следует помнить, что после потери слуха без коррекционной помощи маленькие дети очень быстро теряют речь (не будут ее понимать и замолчат). Вместе с тем, даже если ребенок оглох в 2,5-3 года, уже можно сохранить речь, имевшуюся у него до потери слуха, и обеспечить ее дальнейшее развитие. Без целенаправленной работы по сохранению речи она будет утрачена в течение 2-3 месяцев. Сохранению речи способствует обучение ребенка новому способу восприятия устной речи: на слухозрительной, зрительной, зрительно-вибрационной основе и обучение его чтению и письму печатными буквами: грамотный оглохший ребенок речь не потеряет.
3.Задачи физического развития детей с нарушением слуха
3.1 Задачи физического развития детей 2-3 лет
-
Развивать умение различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши), дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними. -
Дать представление о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека. -
Формировать представление о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение, что с помощью сна восстанавливаются силы. -
Познакомить детей с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма. -
Дать представление о необходимости закаливания. Дать представление о ценности здоровья, формировать желание вести здоровый образ жизни. -
Формировать умение сообщать о своем самочувствии взрослым, осознавать необходимость лечения. Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.
3.2 Задачи физического развития детей 3-4 лет
-
Продолжать развивать разнообразные виды движений. Учить детей ходить и бегать свободно, не шаркая ногами, не опуская головы, сохраняя перекрестную координацию движений рук и ног. Приучать действовать совместно. Учить строиться в колонну по одному, шеренгу, круг, находить свое место при построениях. -
Учить отталкиваться двумя ногами и приземляться в прыжках с высоты, на месте и с продвижением вперед; принимать правильное исходное положение в прыжках в длину и высоту с места; в метании мешочков с песком, мячей диаметром 15-20 см. -
Закреплять умение энергично отталкивать мячи при катании, бросании. Продолжать учить ловить мяч двумя руками одновременно. -
Обучать хвату за перекладину во время лазанья. Закреплять умение ползать. -
Учить сохранять правильную осанку в положениях сидя, стоя, в движении, при выполнении упражнений в равновесии. -
Развивать физические способности: силовые, скоростные, выносливость, гибкость, координацию движений. -
Учить реагировать на сигналы «беги», «лови», «стой» и др.; выполнять правила в подвижных играх. Развивать самостоятельность и творчество при выполнении физических упражнений, в подвижных играх. -
Подвижные игры. Развивать активность и творчество детей в процессе двигательной деятельности. Организовывать игры с правилами. Поощрять самостоятельные игры с каталками, автомобилями, тележками, велосипедами, мячами, шарами. Развивать навыки лазанья, ползания; ловкость, выразительность и красоту движений. Вводить в игры более сложные правила 21 со сменой видов движений. Воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.