ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Использование образца предполагает наличие изделия-образца без демонстрации процесса его изготовления или же законченное выполнение каких-либо действий без поэтапного их воспроизведения. Работа с образцом предполагает более высокий уровень восприятия, умение проанализировать образец, определить приемы работы, возможности целостного воспроизведения в собственной деятельности. Работа с использованием образца значительно сложнее, чем работа по подражанию. На первых порах педагог помогает детям проанализировать образец, например, при конструировании помогает выделить части постройки, их пространственное расположение и т. д.
Практические методы обучения. Для более глубокого познания действительности детям необходимо не только наблюдать за различными явлениями и событиями, но и практически действовать с предметами, выявлять их свойства и особенности, связи и отношения между ними. К группе практических методов относятся различные виды предметной и продуктивной деятельности, игры, элементарные опыты, моделирование
Особое значение имеют действия с предметами для сенсорного воспитания, развития мышления и других познавательных процессов, формирования речи. Педагог организует различные действия с предметами в процессе разных видов детской деятельности с целью формирования или уточнения представлений о свойствах и качествах предметов. Так, знакомя с особенностями внешнего вида фруктов, педагог предлагает детям целый ряд практических действий (рассмотреть, обвести или ощупать, понюхать, попробовать на вкус), в процессе которых у детей формируются представления о форме, цвете, величине, вкусе, запахе. Для слабослышащих детей накопление чувственного опыта позволяет обогатить представления о знакомых предметах, способствует развитию разных видов восприятия: зрительного, тактильно-двигательного, вкусового и др. В процессе практических действий с предметами накапливается наглядный, чувственный опыт, что помогает усвоению значений соответствующих слов и выражений. Слова, не связанные с практическим опытом ребенка, долго не запоминаются, легко смешиваются с другими.
К практическим методам относятся изобразительная и конструктивная деятельность, связанная с формированием практических умений и навыков — рисованием, лепкой, вырезыванием, наклеиванием аппликации, созданием построек и сооружений из различных материалов. Рисование, конструирование, лепка, помимо специальных занятий, широко используются в ознакомлении с окружающим миром, разных видах игр, ручном труде. Использование такой деятельности в обучении языку, развитии слухового восприятия, формировании произношения и элементарных математических представлений способствует более успешному усвоению и запоминанию материала. Например, понимание текста будет достигаться быстрее, если в процессе его анализа будет проведено моделирование или дана конструктивная картина, с помощью которых можно воспроизводить различные явления, действия и др.
Трудовое воспитание также связано с формированием практических умений, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков, помощь детей в быту, уход за растениями, помощь взрослым на участке. В старших группах значение приобретают умения, связанные с ручным трудом: практическое создание различного рода поделок из природного материала, работа с картоном, бумагой, тканью.
Одним из наиболее распространенных в дошкольном возрасте методов является игровой. Он связан с использованием различных компонентов игры в целях решения каких-то воспитательных и образовательных задач. Чаще всего при использовании игрового метода используются такие компоненты, как действия с игрушками, имитация действий, воображаемые ситуации, ролевое поведение и др. Педагог, определяя программное содержание занятия, планирует элементы игр, с помощью которых данное содержание будет усвоено быстрее и эффективнее. Например, рассказывая детям старшей группы об осени, педагог предлагает изобразить воображаемую ситуацию сбора листьев в парке. Игровой метод может использоваться на различных этапах занятия — и для сообщения детям новой информации, и для закрепления ее. Широко применяется дидактическая игра как метод и средство обучения. В ней действия детей регулируются правилами и игровой задачей. Чаще всего дидактические игры с правилами используются для активизации, закрепления усвоенных знаний, многие из них требуют их обобщения, систематизации, что предполагает активные умственные операции: анализ, сравнение, классификацию.
Одним из наглядно-практических методов в работе с детьми с нарушениями слуха служит моделирование, которое предполагает создание моделей или их использование для формирования знаний о свойствах, отношениях, связях объектов. Моделирование как метод используется чаще всего в воспитании старших дошкольников, хотя некоторые элементы метода могут быть доступны и детям среднего возраста. В дошкольных учреждениях могут использоваться предметные и предметно-схематические модели. При предметном моделировании модель аналогична изучаемому предмету, воспроизводит его важнейшие части, пространственные отношения элементов, взаимосвязь объектов. Чаще всего для занятий берут модели построек, которые необходимо воспроизвести детям, а также модели фигур человека или животных. Например, при знакомстве с частями тела человека может использоваться плоскостная модель.
Беседы являются одним из наиболее распространенных словесных методов и применяются на всех годах обучения. Беседа — важное средство развития диалогической речи дошкольников с нарушениями слуха. Кроме того, беседа, как и другие словесные методы, предполагает использование и наглядных методов — демонстрацию различных предметов, картин. Однако в отличие от слышащих детей дошкольники с нарушенным слухом первоначально не могут без помощи педагога участвовать в беседе. Сначала детей учат понимать простые вопросы и отвечать на них с помощью естественных жестов, коротких слов, указаний на предметы, таблички. В первые годы обучения в ходе беседы детям предлагается небольшое число ситуативных вопросов, понимание которых достигается в связи с наличием соответствующих предметов или их изображений.
6. Перечень физического материала для физического развития
Программа включает и перечень основных видов движения: построение, ходьба, бег, прыжки, ползание, лазание, перелазание, упражнения с различными предметами и без них, корригирующие упражнения (развитие равновесия, формирование правильной осанки, предупреждение плоскостопия).
На занятиях используются следующие тренажёры для физического развития наших детей:
– тактильно-дидактическое панно «Чудеса природы»;
– сенсорная тропа;
– сухой бассейн;
– велотренажёр;
– силовой тренажёр;
– батут;
– бегущий по волнам.
Также наши дети с удовольствием посещают бассейн, так как одним из наиболее действенных методов коррекции физического развития детей с нарушенным слухом является плавание. Занятия по обучение плаванию детей способствует улучшению качества здоровья, коррекции психического развития, совершенствованию личностных качеств ребенка и освоению одного из основных жизненно важных навыков – передвижению в воде, а также вырабатывают самодисциплину, собранность, воспитывают трудолюбие, формируют навыки коллективного взаимодействия.
В процессе физического воспитания у детей формируются основы физической культуры: потребность в ежедневных физических упражнениях; навыки рационального использования физических упражнений в самостоятельной двигательной деятельности; грациозность, пластичность, выразительность движений; гигиенические навыки, привычка к самообслуживанию, к помощи воспитателю в проведении и организации разнообразных форм двигательной деятельности.
7. Итоговые показатели физического развития детей в разных возрастных группах.
Утренняя гимнастика способствует переходу организма ребенка от сна к бодрствованию, готовит к активной деятельности в течение дня, создает необходимый тонус и проводится во всех возрастных группах. Вместе с детьми утреннюю гимнастику делают воспитатель, учитель-дефектолог и музыкальный руководитель. Своим примером педагоги показывают важность такого режимного момента, прививая здоровую привычку у детей. Комплексы упражнений подбираются воспитателем в соответствии с возрастом, индивидуальными возможностями детей и включают знакомые детям, отработанные упражнения на развитие и координацию основных движений, развитие равновесия, формирование правильной осанки. Проводится гимнастика в хорошо проветренном помещении, где заранее подготавливаются необходимые атрибуты (мячи, кегли, обручи и др.).
Подвижные игры проводятся на прогулках и в перерывах между занятиями. Это позволяет детям сменить вид деятельности, отдохнуть после активной работы на занятиях. На прогулках также воспитатели обучают детей катанию на велосипеде, самокате в тёплое время года, зимой – на санках, снегокатах. Обязательным элементом физического воспитания является организация и проведение спортивных развлечений и спортивных праздников на улице круглый год, независимо от сезонных явлений природы.
Физкультминутки проводятся на всех занятиях в качестве динамической паузы. Одним из элементов групповых и подгрупповых и индивидуальных занятий является фонетическая ритмика, в которой движения сочетаются с произнесением речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз), отработкой ритмико-интонационной стороны речи.
Также одной из форм физического воспитания дошкольников с нарушениями слуха является музыкальное занятие. В содержание таких занятий включаются простые движения (ходьба, бег, прыжки, хлопки, притопы) и элементы танца. В процессе музыкальных занятий у детей формируется чувство ритма, которое положительно влияет на движения детей, делая их более координированными, ритмичными.
В процессе физического воспитания у детей формируются основы физической культуры: потребность в ежедневных физических упражнениях; навыки рационального использования физических упражнений в самостоятельной двигательной деятельности; грациозность, пластичность, выразительность движений; гигиенические навыки, привычка к самообслуживанию, к помощи воспитателю в проведении и организации разнообразных форм двигательной деятельности.
Здоровье подрастающего поколения – это первый элемент развития здорового общества. Семья и детский сад – это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста, та среда, в которой он черпает необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе. Поэтому необходимо создание единого пространства развития ребенка, включающего и детский сад, и семью. Для формирования сотрудничества в нашем детском саду ведётся работа с родителями и законными представителями детей. Для родителей проводятся консультации по вопросам воспитания и развития детей, организуются совместные спортивные мероприятия, например, «Мама, папа, я – дружная семья!», «Мы с папой можем всё!» и т.д. Такие формы работы являются эффективным средством в работе с детьми.
8. Методическое обеспечение физического развития дошкольников с нарушением слуха
-
Выгодская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. – М., 1995. -
Петрова О. А. Развивающие занятия для детей дошкольного возраста с нарушением слуха.- СПб, Речь, 2008 -
Речицкая Е.Г., Пархалина Е.В. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе: Учебное пособие. - М.: Владос, 2004 -
Новикова О.О., Шматко Н.Д. Речевая ритмика для малышей. Занятия с глухими и слабослышащими детьми 2-3 лет. – М., 2003. -
Носкова Л. П., Головчиц Л. А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. Серия: Коррекционная педагогика – М: Владос, 2004 г. -
Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2003 -
Волкова К. А., Денисова О. А., Казанская В. Л., Методика обучения глухих детей произношению. Серия: Коррекционная педагогика. – М: Владос, 2008 г. -
Трофимова Г.В. Развитие движений у дошкольников с нарушениями слуха. – М., 1999. -
Речицкая Е.Г., Грачева О.Н. Использование русского фольклора в обучении и воспитании слабослышащих дошкольников. - М.: НЦ ЭНАС, 2003 год -
Раздел программы «Изобразительная деятельность и конструирование» в кн. Носкова Л.П., Головчиц Л.А., Шматко Н.Д., Пелымская Т.В., Есимханова Р.Т., Катаева А.А., Короткова Г.В., Трофимова Г.В. Программа воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста. – М: Владос, 1991, 2001.