Файл: Тема Сущность конкуренции, ее виды Задание Конкуренция виды, методы, особенности Цель занятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 1. Сущность конкуренции, ее виды

Задание 1. Конкуренция: виды, методы, особенности

Цель занятия: 1. Изучить основные виды и методы конкуренции.

2. Выявить отличия методов конкурентной борьбы.

3. Определить характеристики типов конкурентных рынков.

Задание 1.1. Проведите сравнение между ценовой конкуренцией и конкуренцией, основанной на качестве и сервисе. Результаты работы оформите в таблицу 1.1.

Таблица 1.1. – Виды конкурентной борьбы

Виды конкуренции

Параметры сравнения


«орудия»

борьбы

«инструменты

воздействия

результат борьбы

кто


победит?

1

2

3

4

5

Ценовая конкуренция

Изменение цен на товары

Снижение цены для предприятия без ущерба для уровня прибыли, которую создают более низкие издержки производителя;

Скидки, применяемые при внешнеторговых сделках (дилерские, за внесезонную покупку и т.д.);

Демпинг, который связан с существенным понижением цены ниже мирового уровня.

Если конкурирующие фирмы находятся в примерно равных условиях, то «ценовая война» расточительна и бессмысленна.

На некоторых рынках на товары устанавливают равновесную цену. В таком случае попытка одного производителя уменьшить цену приводит к тому, что конкуренты поступают аналогичным образом. Это значит, что никакая компания не может выйти вперед. В результате ухудшаются экономические показатели каждого участника рынка.

Нет победителя

Неценовая конкуренция (основанная на качестве и сервисе)

свойства товара, престижность его марки, уровень сервиса, упаковка товара, ассортимент продукции и др.

Продажа товаров более высокого качества и надежности, достигаемых благодаря техническому прогрессу; реклама, маркетинг и инновации (обновление) продукта; Улучшение потребительских свойств товаров : степень новизны, качество, надежность, переспективность, соответствие международным стандартам, дизайн, удобство обслуживания; Совершенствование технической стороны товара и улучшения приспособления товара к нуждам потребителей.

Весь потенциал направлен в созидательное русло и не носит разрушительного характера, как в случае «Ценовой войны».

Предлагая потребителям разные по качеству и ценам товары, субъекты бизнеса добиваются конкурентных преимуществ и высокой потребительской оценки на разных сегментах рынка.


Продавец, который может предложить покупателю товар с хорошим качеством и приемлемой цене.


Задание 1.2. Дайте характеристику различных типов рынков. Результаты работы оформить в таблицу 1.2.

Таблица 1.2 – Характеристика различных типов рынка

Параметры

(признаки

рынка)

Типы рынков

Совершенная конкуренция

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Монополия

1

2

3

4

5

1. Количество производителей (продавцов)

Большое

Большое, но товар каждого из них имеет существенные отличия от других товаров

Малое (2-8)

Один

2. Количество покупателей

Большое

Большое

2 и более

Один или несколько

3. Сила конкуренции

Очень сильный

Сильный

Слабый

Отсутствует

4. Доли на рынке

Малая

Малая

Большая

Весь рынок

5. Доступ к рынку

Открыт

Затруднен

Затруднен

Блокирован

6. Объем продаж

Определяется конкурентоспособностью и спросом на товар

Определяется конкурентоспособностью и сговором участников

Определяется конкурентоспособностью и сговором участников

Определяется спросом

7. Политика ценообразования

Определяется на основе законов спроса и предложения

Определяется на основе спроса и конкурентоспособности

Определяется на основе спроса и конкурентоспособности

Определяется производителем (продавцом)

8. Роль качества в конкуренции

Очень высокая

Очень высокая

Высокая

Определяется ситуацией

9. Роль рекламы в продвижении товара

Высокая

Высокая

Очень высокая

Определяется ситуацией

10. Норма прибыли производителя (ориентировочно)

Незначительная

 2-8%

8-20%

Более 20%

11. Эффективность использования ресурсов

Очень высокая

Высокая

Средняя

Низкая