Файл: Педагог ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • Формулирование темы

  • Формулирование цели и задач

  • Теоретические исследования

  • Экспериментальные исследования

  • Анализ и оформление научных исследований

  • Внедрение и эффективность научных исследований

  • Публичное представление работ.

При выборе тем для исследования руководствуюсь еще одним правилом: тема должна исходить из интересов и желания самого ребенка.

Проследим, как была выбрана тема учеником моего класса Волнухиным Иваном. Мной была подкинута идея ребенку по окончании 1 класса. Ивана заинтересовала эта проблема: из какого клубня картофеля – крупного или среднего (или из глазка) – можно вырастить хороший урожай, и он провел эксперимент по выращиванию картофеля, посадив разные по величине семена.

Данное исследование носило свободный характер, рассматривались вопросы, не касающиеся учебной программы.

Осуществление работы велось достаточно долго, около полугода. Нами был составлен план работы, согласно которому осуществлялся подбор и анализ литературы, проводился эксперимент по выращиванию картофеля. Безусловно, работа велась в тесном контакте с родителями. Результаты были оформлены в виде проектной работы и презентации.

Работа представлялась на городском конкурсе «Мы и биосфера» (отмечена дипломом I степени) и окружном конкурсе «Юные таланты Московии» (отмечена дипломом призёра) – 2013 г.

Именно участие в конкурсе «Юные таланты Московии» подвигло ученика продолжить работу над этим проектом, посадив на следующий год большее количество кустов картофеля. Целью своей работы он ставил подтверждение своей гипотезы о том, что урожайность картофеля зависит от величины посадочных клубней. Работа велась в течение всего лета, в августе Иван собрал урожай и сравнил результаты с экспериментом прошлого года и пришел к выводу, что его гипотеза подтвердилась: чем крупнее клубень, тем выше урожайность.

С этой работой Волнухин Иван опять участвовал в конкурсе «Юные таланты Московии» и был отмечен дипломом призёра (2014г.). На V Московском экологическом форуме учащихся эта работа была отмечена грамотой в номинации «За экспериментальный подход в агроэкологии».

Другое исследование было проведено Косяковым Игорем, инициатива исходила от самого ученика. Его заинтересовал вопрос, почему обычный конструктор, поначалу сделанный из деревянных деталей
, завоевал мировую популярность и является брендом номер 1 на протяжении более 80 лет. Была поставлена цель: изучить историю создания Лего. Выделить наиболее значимые события и факты развития мирового бренда.

Работая над проектом, Игорь узнал, какая страна является родиной Лего, какие важные события повлияли на его развитие, как Лего стал всемирно известным брендом, а также приобрёл навыки работы с информацией: подыскивал источники, проводил анкетирование, анализировал данные, делал выводы. Результаты исследования были оформлены в виде презентации и проектной работы.

Данная работа тоже была представлена на конкурсе «Юные таланты Московии», автор исследования стал призёром конкурса.

Таким образом, форм и методов организации исследовательской деятельности достаточно много. А их выбор, применение целиком зависят от творчества и желания учителя.

ЛИТЕРАТУРА

 1. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Н.Долгушина//Начальная школа (Первое сентября). - 2006. - №10. - С.8

2. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» / авт. – сост. Г. И. Осипова. – Волгоград: Учитель, 2007.

3. Поддъяков А. Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт [Текст] / А. Н. Поддъяков. – М.:Просвещение, 2000. – С.45.

4. Разагатова Н.А. Исследовательская деятельность младших школьников как здоровьесберегающая технология [Текст] /Н.Разагатова// Образование и психологическое здоровье. Сб. науч. тр. / Под ред. Т.Н. Клюевой. – Самара: Издательская группа ГОУ «Региональный социологический центр», 2006. - 128 с. - С.39-44.

5. Румянцева Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Н.Ю.Румянцева. – М.:Просвещение, 2001. – С.34.

6. Семенова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся [Текст] / Н.А.Семенова//Начальная школа.- 2006. - №2.-С.45-49.