ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 9 города Бирска муниципального района Бирский район
Республики Башкортостан
Рассмотрено СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании педагогического совета Заместителем директора по УВР Директор МБОУ СОШ № 9
Протокол №1 ____________Хабибьярова Э.М. ____________Павлов А.В.
От «30» августа 2022 г. Приказ № 155-К от 30.08.2022 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Музейное дело»
возраст обучающихся:10-12;
срок реализации программы-1 год
Составила учитель истории Хатмуллина Э.Ф.
Бирск 2023
I. Пояснительная записка.
Данная программа направлена на приобщение детей к историческому прошлому и настоящему родного края, что имеет большое воспитательное значение. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперёд. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины.
Школьный музей своей программой внесёт достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и поможет воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскроет истинные ценности семьи, историю героического прошлого народов России. Ребёнок, подросток, который будет знать историю города, села, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других.
Школьный музей создаёт особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребёнка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений оценок и чувств.
Рабочая программа кружка «Музейное дело» составлена на основе:
-
«Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования»; -
Сборника методических материалов для руководителей школьных музеев Московской области (Под общей редакцией Н.С. Чекмаревой; Составители: Г.Л. Зинченко, С.Е. Мироненко. Министерство Образования Московской области Центр развития творчества детей и юношества, 2005 г.) -
Преподавание основ музейного дела в школе Малиновская М.В., Стрелкова Г.Г /дополнительное образование, УЦ «Преспектива», М., 2011г./ -
Элективные курсы по истории 8-11 класс; Н.И. Дорожкин; М. «Вако» 2010 г.
Программа рассчитана на 1часа в неделю, 37 часов.
Программа дополнительного образования соответствует примерным требованиям, предъявляемым к образовательным программам дополнительного образования детей, опубликованных в приложении к письму Департамента Молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.06 № 06-1844.
Программа «Музейное дело» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы.
При реализации программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, обществознания, литературы, географии и т д.
В условиях партнерского общения обучающихся и педагогов открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлеченных общим делом.
Актуальность программы.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. Необходимость данной программы вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно – ориентированные, проявляется непонимание значимости культурно – исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, идёт процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями.
Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности к нему, гордости за его прошлое и настоящее. Задачи, воспитания в нашем обществе Патриота и Гражданина своего Отечества призван в первую очередь решать школьный музей, так как он является хранителем бесценного фонда исторического наследия.
Цель:
-
Воспитать патриота неравнодушного к прошлому и настоящему своей Родины через деятельность школьного музея, содействовать повышению эффективности учебно– воспитательной работы.
Задачи программы:
-
Формирование представления об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально – нравственных ценностей; -
Формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями; -
Воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной терминологии. -
Научить воспитанника самостоятельно понимать язык предметов и пользоваться этим языком. -
Развить у воспитанника умение выделять в предметном мире наиболее интересные документальные сведения определенного периода истории, беречь и ценить их. -
Сформировать научные и профессиональные интересы. -
Воспитать музейную культуру.
Музейная педагогика дает возможность:
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;
- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
- организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.
Направления деятельности:
• Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями.
• Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.
• Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.
• Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы более эффективно.
• Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением учителей предметников и педагогов дополнительного образования.
Принципы функционирования программы
1. Принцип продуктивности - дети и взрослые в процессе взаимоотношений производят совместный продукт, при этом учитываются достижения самого ребенка с его интересами, чувствами, опытом и произведенным продуктом.
2. Принцип культуросообразности - ориентация на культурные, духовные, нравственные ценности, имеющие национальное и общечеловеческое значение.
3. Принцип творческо-практической деятельности - вариативность в рамках канона.
4. Принцип коллективности - воспитание у детей социально - значимых качеств, развитие их как членов общества.
Адресность Обращение к определенной социальной группе: детям и подросткам (ориентация на индивидуальность).
Возраст занимающихся: 10-12 лет.
Группа- разновозрастная, состоящие из учащихся примерно разного уровня подготовки.
Ожидаемые результаты
-
Предполагается, что учащийся научится самостоятельно выделять памятники истории и культуры, независимо от времени их происхождения и от места, где они находятся. -
Разовьется наблюдательность, зрительная память, воображение, ассоциативное мышление. -
Сформируется широкий кругозор и профессиональные интересы в области музееведения. -
Появится интерес к истории своего отечества и родного края. -
У учащихся школы появится уважительное отношение к ветеранам, к старшему поколению. -
Укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни.
II. Учебно-тематический план.
№ | Темы | Количество часов | |||
всего | теоретическое занятие | практическое занятие | дата проведения | ||
1. | Вводное занятие. О чём рассказывает музей. | 1 | 1 | 1 | 03.09 |
2 | Типология музеев | 2 | 1 | | 10.09 |
3 | Музей г.Бирска. | | 1 | 17.09 | |
4 | Роль музеев в жизни человека. | 1 | 1 | | 24.09 |
5 | Основные социальные функции музеев. | 2 | 1 | | 01.10 |
6 | Свидетели истории. Ваши помощники в поисковой работе. | | 1 | 08.10 | |
7. | Поисково-исследовательская и научная деятельность музея. | 2 | 1 | | 15.10 |
8 | Как работать с газетами, журналами, книгами. | | 1 | 22.10 | |
9. | Учёт и хранение собранных документов и вещей. | 1 | | 1 | 29.10 |
10. | Оформление результатов поиска и создание экспозиции в музее(на примере школьного музея). | 1 | | 1 | 05.11 |
11. | Как подготовить доклад, выступление, презентацию и правильно провести экскурсию. | 1 | | 1 | 12.11 |
12 | Забота о ветеранах – наш священный долг. | 2 | 1 | | 19.11 |
13. | Как записывать воспоминания. | | 1 | 26.11 | |
14 | Выставочная деятельность музея. | 1 | 1 | | 03.12 |
| Ключи к тайнам Клио (Часть 2). | ||||
15-16 | Исторические источники как средство познания исторического прошлого. | 2 | 1 | 1 | 10\17.12 |
17 | Интерпретации исторического источника. | 1 | 1 | | 24.12 |
18 | Многообразие вспомогательных дисциплин. | 1 | 1 | | 14.01 |
19-20 | Кладовая земли раскрывает свои секреты. | 2 | 1 | 1 | 21\28.01 |
21 | В мире рукописей. | 1 | | 1 | 04.02 |
22-23 | Монеты рассказывают. | 2 | 1 | 1 | 11\18.02 |
24 | «С гербом, где писан знатный род». | 2 | 1 | | 25.02 |
25 | Геральдика Бирского района, г. Бирска. | 1 | | 04.03 | |
26 | Геральдика Бирского района, г. Бирска. | 1 | 1 | | 11.03 |
27-28 | Подготовка и проведение итогового мероприятия. | 4 | 2 | 2 | 18\25.03 |
29-37 | Резерв. Посещение музеев, выставок. | 8 | | | Апрель, май |
| Всего: | 37 | | | |
III. Содержание программы
В программе сочетаются системы работы с предметами, явлениями, ситуациями. Предполагается усложнение занятий в плане усвоения. Программа включает:
• изучение истории музееведения школьного музея (Бирского района, г. Бирска);
• ознакомление с основами музейного дела;
• практическое применение полученных знаний на базе школьного музея: организационная работа - составление плана работы музея, учетно-фондовая работа (заполнение инвентарной книги, составление карточек научного описания), научно-пропагандистская деятельность (разработка тематики экскурсий, проведение экскурсий
1. Вводное занятие. Что такое история. Историческая терминология. О чём будет рассказывать школьный музей. Его основные разделы. Знакомство со школьным музеем. История его создания, экспозиции, выставочные экспонаты. Типы и виды музеев: краеведческие, боевой славы, исторические и др. ; государственные, частные, муниципальные, школьные.
2.Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев. Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Понятие «социальный институт». Основные социальные функции музеев. Социальная функция школьного музея. Школьный краеведческий музей на современном этапе развития. Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений.
3.Свидетели истории. Газеты, журналы, книги – важные источники сведений о родном селе, районе, области, о героях Вов, ветеранах ВОВ, тружениках тыла. «Свидетельства и свидетели истории».
4. Ваши помощники в поисковой работе. Где и как собирать материалы для музея. Основные источники, используемые для сбора материала для музея: книги, брошюры, в которых рассказывается о Великой Отечественной войне, дневники, планы, фотографии, стенгазеты, боевые листки, воспоминания участников войны, тружеников тыла, детей, вещественные памятники (символы, атрибуты).
5.Поисково- исследовательская и научная деятельность музея. Музеи как современные научные и поисково - исследовательские центры. Основные направления научно-исследовательской деятельности: разработка научной концепции музея; комплектование фондов; изучение музейных предметов и коллекций; хранение и охрана фондов; реставрация, музейная педагогика, исследования в области истории, теории и методики музейного дела.
6. Как работать с газетами, журналами, книгами.