Файл: Протокол 1 Хабибьярова Э. М. Павлов А. В.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 9 города Бирска муниципального района Бирский район

Республики Башкортостан


Рассмотрено СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании педагогического совета Заместителем директора по УВР Директор МБОУ СОШ № 9

Протокол №1 ____________Хабибьярова Э.М. ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­____________Павлов А.В.

От «30» августа 2022 г. Приказ № 155-К от 30.08.2022 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Музейное дело»

возраст обучающихся:10-12;

срок реализации программы-1 год

Составила учитель истории Хатмуллина Э.Ф.

Бирск 2023


I. Пояснительная записка.

Данная программа направлена на приобщение детей к историческому прошлому и настоящему родного края, что имеет большое воспитательное значение. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперёд. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины.

Школьный музей своей программой внесёт достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и поможет воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскроет истинные ценности семьи, историю героического прошлого народов России. Ребёнок, подросток, который будет знать историю города, села, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других.

Школьный музей создаёт особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребёнка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений оценок и чувств.

Рабочая программа кружка «Музейное дело» составлена на основе:

  • «Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования»;

  • Сборника методических материалов для руководителей школьных музеев Московской области (Под общей редакцией Н.С. Чекмаревой; Составители: Г.Л. Зинченко, С.Е. Мироненко. Министерство Образования Московской области Центр развития творчества детей и юношества, 2005 г.)

  • Преподавание основ музейного дела в школе Малиновская М.В., Стрелкова Г.Г /дополнительное образование, УЦ «Преспектива», М., 2011г./

  • Элективные курсы по истории 8-11 класс; Н.И. Дорожкин; М. «Вако» 2010 г.


Программа рассчитана на 1часа в неделю, 37 часов.

Программа дополнительного образования соответствует примерным требованиям, предъявляемым к образовательным программам дополнительного образования детей, опубликованных в приложении к письму Департамента Молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.06 № 06-1844.

Программа «Музейное дело» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы.

При реализации программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, обществознания, литературы, географии и т д.

В условиях партнерского общения обучающихся и педагогов открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлеченных общим делом.

Актуальность программы.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. Необходимость данной программы вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно – ориентированные, проявляется непонимание значимости культурно – исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, идёт процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями.

Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности к нему, гордости за его прошлое и настоящее. Задачи, воспитания в нашем обществе Патриота и Гражданина своего Отечества призван в первую очередь решать школьный музей, так как он является хранителем бесценного фонда исторического наследия.



Цель:

  • Воспитать патриота неравнодушного к прошлому и настоящему своей Родины через деятельность школьного музея, содействовать повышению эффективности учебно– воспитательной работы.

Задачи программы:

  • Формирование представления об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально – нравственных ценностей;

  • Формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями;

  • Воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной терминологии.

  • Научить воспитанника самостоятельно понимать язык предметов и пользоваться этим языком.

  • Развить у воспитанника умение выделять в предметном мире наиболее интересные документальные сведения определенного периода истории, беречь и ценить их.

  • Сформировать научные и профессиональные интересы.

  • Воспитать музейную культуру.

Музейная педагогика дает возможность:
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;
- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
- организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.

Направления деятельности:

• Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями.
• Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.
• Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.
• Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы более эффективно.
• Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением учителей предметников и педагогов дополнительного образования. 

Принципы функционирования программы


1. Принцип продуктивности - дети и взрослые в процессе взаимоотношений производят совместный продукт, при этом учитываются достижения самого ребенка с его интересами, чувствами, опытом и произведенным продуктом.

2. Принцип культуросообразности - ориентация на культурные, духовные, нравственные ценности, имеющие национальное и общечеловеческое значение.

3. Принцип творческо-практической деятельности - вариативность в рамках канона.

4. Принцип коллективности - воспитание у детей социально - значимых качеств, развитие их как членов общества.

Адресность Обращение к определенной социальной группе: детям и подросткам (ориентация на индивидуальность).

Возраст занимающихся: 10-12 лет.

Группа- разновозрастная, состоящие из учащихся примерно разного уровня подготовки.

Ожидаемые результаты

  • Предполагается, что учащийся научится самостоятельно выделять памятники истории и культуры, независимо от времени их происхождения и от места, где они находятся.

  • Разовьется наблюдательность, зрительная память, воображение, ассоциативное мышление.

  • Сформируется широкий кругозор и профессиональные интересы в области музееведения.

  • Появится интерес к истории своего отечества и родного края.

  • У учащихся школы появится уважительное отношение к ветеранам, к старшему поколению.

  • Укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни.

II. Учебно-тематический план.



Темы

Количество часов

всего

теоретическое занятие

практическое занятие

дата проведения

1.

Вводное занятие. О чём рассказывает музей.

1

1

1

03.09

2

Типология музеев

2

1




10.09

3

Музей г.Бирска.




1

17.09

4

Роль музеев в жизни человека.

1

1




24.09

5

Основные социальные функции музеев.

2


1




01.10

6

Свидетели истории. Ваши помощники в поисковой работе.




1

08.10

7.

Поисково-исследовательская и научная деятельность музея.

2


1




15.10

8

Как работать с газетами, журналами, книгами.




1

22.10

9.

Учёт и хранение собранных документов и вещей.

1




1

29.10

10.


Оформление результатов поиска и создание экспозиции в музее(на примере школьного музея).

1




1

05.11

11.

Как подготовить доклад, выступление, презентацию и правильно провести экскурсию.

1




1

12.11

12

Забота о ветеранах – наш священный долг.

2


1




19.11

13.

Как записывать воспоминания.




1

26.11

14

Выставочная деятельность музея.

1

1




03.12




Ключи к тайнам Клио (Часть 2).

15-16

Исторические источники как средство познания исторического прошлого.

2

1

1

10\17.12

17

Интерпретации исторического источника.

1

1




24.12

18

Многообразие вспомогательных дисциплин.

1

1




14.01

19-20

Кладовая земли раскрывает свои секреты.

2

1

1

21\28.01

21

В мире рукописей.

1




1

04.02

22-23

Монеты рассказывают.

2

1

1

11\18.02

24

«С гербом, где писан знатный род».

2

1




25.02

25

Геральдика Бирского района, г. Бирска.

1




04.03

26

Геральдика Бирского района, г. Бирска.

1

1




11.03

27-28

Подготовка и проведение итогового мероприятия.

4

2

2

18\25.03

29-37

Резерв. Посещение музеев, выставок.

8







Апрель, май




Всего:

37











III. Содержание программы

       В программе сочетаются системы работы с предметами, явлениями, ситуациями. Предполагается усложнение занятий в плане усвоения. Программа включает:

• изучение истории музееведения школьного музея (Бирского района, г. Бирска);

• ознакомление с основами музейного дела;

• практическое применение полученных знаний на базе школьного музея: организационная работа - составление плана работы музея, учетно-фондовая работа (заполнение инвентарной книги, составление карточек научного описания), научно-пропагандистская деятельность (разработка тематики экскурсий, проведение экскурсий

1. Вводное занятие. Что такое история. Историческая терминология. О чём будет рассказывать школьный музей. Его основные разделы. Знакомство со школьным музеем. История его создания, экспозиции, выставочные экспонаты. Типы и виды музеев: краеведческие, боевой славы, исторические и др. ; государственные, частные, муниципальные, школьные.

2.Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев. Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Понятие «социальный институт». Основные социальные функции музеев. Социальная функция школьного музея. Школьный краеведческий музей на современном этапе развития. Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений.

3.Свидетели истории. Газеты, журналы, книги – важные источники сведений о родном селе, районе, области, о героях Вов, ветеранах ВОВ, тружениках тыла. «Свидетельства и свидетели истории».

4. Ваши помощники в поисковой работе. Где и как собирать материалы для музея. Основные источники, используемые для сбора материала для музея: книги, брошюры, в которых рассказывается о Великой Отечественной войне, дневники, планы, фотографии, стенгазеты, боевые листки, воспоминания участников войны, тружеников тыла, детей, вещественные памятники (символы, атрибуты).

5.Поисково- исследовательская и научная деятельность музея. Музеи как современные научные и поисково - исследовательские центры. Основные направления научно-исследовательской деятельности: разработка научной концепции музея; комплектование фондов; изучение музейных предметов и коллекций; хранение и охрана фондов; реставрация, музейная педагогика, исследования в области истории, теории и методики музейного дела.

6. Как работать с газетами, журналами, книгами.