Файл: Практическая работа осуществляется в форме создания минигруппами кластера Практикоориентированные задания соответственно этапам продуктивного чтения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа 2.2
Практическая работа осуществляется в форме создания мини-группами кластера «Практико-ориентированные задания соответственно этапам продуктивного чтения».
Примеры заданий:
«Кластер» представляет собой пучек из трех компонентов, который способствует синтезированию информации и оформляется графически: первая строчка – это первый этап технологии продуктивного чтения; вторая строчка – второй этап; третья строка –третий этап технологии продуктивного чтения. На каждом этапе проектируется практико-ориентированное задание с пояснением, что дано в задании и что нужно определить.
Пример: ( используете материалы лекции)
I этап. Работа с текстом до чтения
Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца»
Как можно назвать эту выставку книг? Угадай, о какой книге с этой
выставки идёт речь. В ней авторская сказка, с произведениями этого писателя
мы ещё не встречались на уроках чтения. –Определи по обложке, о ком
выбранная тобой книга. Сказка это или нет?
Этот этап сохраняется, даже если дети знакомились с текстом дома.
Вопросы в этом случае формулируются иначе.
Например: - Какими были ваши ожидания?
- Какие вопросы до чтения у вас возникли?
- На что обратили внимание до чтения и почему?
II этап. Работа с текстом во время чтения.
III этап. Работа с текстом после чтения
Я предлагаю приступить к практической части, во время которой попробуем поработать с некоторыми из названных приёмов. Ребята прошу вас поработать творчески, проявить свою активность, не стесняться высказывать своё мнение. Надеюсь, что Вы мне поможете в проведении занятия, за что заранее вам благодарна.
Придумай продолжение «Льва и собачки»;
Придумайдиалог, который мог бы состояться между львом и собачкой при первой встрече, если бы лев и собачка умели разговаривать;
Почему
автор назвал данное произведение именно так?/
Почему лев не принял другую собачку?
Предложи свое название были? Предложи, как могли бы звать льва и собачку?
Назови героев произведения.
Назови, где происходило событие в произведении?
Поделись своим впечатлением о прочитанном произведении.
Объясни значение слов:
Зверинец –место, где в клетках содержат зверей для показа.
Поджала хвост – испугалась, утратила самоуверенность.
Лев ощетинился – поднял шерсть дыбом.
Засов – большая дверная задвижка.
Приём – «Чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
Приём «Синквейн». В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.
Структура синквейна:
1. Существительное (тема).
2. Два прилагательных (описание).
3. Три глагола (действие).
4. Фраза из четырех слов (описание).
5. Существительное (перефразировка темы)
Приём «Работа с вопросником» применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.
Приём «Знаю, узнал, хочу узнать». Применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового, какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.
Приём «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.
Приём «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.
Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.
Приём «Создание викторины». После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы (участвуют все желающие).
Приём «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.
Приём «Тонкие и толстые вопросы». Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.
Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов
Дайте несколько объяснений, почему...?
Почему Вы считаете (думаете) …?
В чем различие…?
Предположите, что будет, если…?
Что, если…?
Кто…? Что…?
Когда…? Может…?
Будет…? Мог ли …?
Верно ли …? Было ли …?
Как звали …?
Согласны ли Вы…?
Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.