Файл: Вопросы по содержанию курса методология и планирование психологических исследований.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВОПРОСЫ ПО СОДЕРЖАНИЮ КУРСА

«МЕТОДОЛОГИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

(на основе указанных вопросов построено содержание итоговых тестовых задач)


  1. Место методологии в научной деятельности. Методологические, теоретические и методические проблемы в научной деятельности.

  2. Философский, общенаучный и конкретно-научный уровни методологического анализа.

  3. Позиции философского материализма, идеализма, дуализма, панпсихизма.

  4. Нативизм и эмпиризм, рационализм и сенсуализм в психологии.


  5. Какие признаки соответствуют религиозно-мистическому способу познания явлений окружающего мира?


  6. В чем заключаются основные особенности научной деятельности?


  7. Какое из положений неверно (ошибочно) характеризует науку и научную деятельность?

  8. Фундаментальные и прикладные исследования; идеографические и номологические исследования; индуктивный, гипотетико-дедуктивный и аксиоматический методы познания в научной деятельности.


  9. В чем заключаются различия между причинно-следственными и телеологическими объяснениями?

  10. Монизм и плюрализм в исследовании психических явлений.


  11. Что понимается под редукционизмом в процессе исследования психических явлений?


  12. Какие определения психических явлений наиболее соответствует различным направлениям психологических исследований?


  13. Что выступает в качестве предмета исследования в системно-деятельностной культурно-исторической психологии?


  14. В чем особенность научных и псевдонаучных объяснений (теорий) в психологии?


  15. В чем заключается психофизиологическая проблема?

  16. Феноменологические, эмпирические и теоретические знания в психологии.


  17. Каковы различия между феноменологическими и эмпирическими методами исследования и получения опытных данных в психологии?


  18. Каким образом в науке отказываются от неверных (ошибочных) теоретических гипотез?


  19. Чем характеризуются законы, выявляемые в процессе научного познания?

  20. Основные характеристики знаково-символических средств в научной деятельности.

  21. Основные функции знаково-символических средств. Виды знаково-символических действий.

  22. По каким основаниям противопоставляются качественные и количественные методы исследования?

  23. Стратегии исследования психических особенностей человека: исследования путем «поперечных» и «продольных» срезов», стратегия формирования психических свойств.

  24. Методы формирования выборок испытуемых. Генеральная совокупность (популяция) и выборка.

  25. Типы шкалирования (типы измерений), которые используются в психологических исследованиях.

  26. В чем заключаются основные особенности корреляционных исследований. Положительная и отрицательная корреляция. Основные характеристики корреляционных связей.

  27. Основные особенности экспериментального метода исследования. Независимые, зависимые и побочные переменные в экспериментах.

  28. Многоуровневые, и многофакторные эксперименты. Внутрисубъектные и межсубъектные планы организации экспериментов.

  29. Репрезентативность, воспроизводимость и типы валидности в организации исследований.

  30. В чем суть методологических принципов, на которые опирается системно-деятельностная культурно-историческая психология?