Файл: Вопросы по содержанию курса методология и планирование психологических исследований.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ВОПРОСЫ ПО СОДЕРЖАНИЮ КУРСА
«МЕТОДОЛОГИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ»
(на основе указанных вопросов построено содержание итоговых тестовых задач)
-
Место методологии в научной деятельности. Методологические, теоретические и методические проблемы в научной деятельности. -
Философский, общенаучный и конкретно-научный уровни методологического анализа. -
Позиции философского материализма, идеализма, дуализма, панпсихизма. -
Нативизм и эмпиризм, рационализм и сенсуализм в психологии. -
Какие признаки соответствуют религиозно-мистическому способу познания явлений окружающего мира? -
В чем заключаются основные особенности научной деятельности? -
Какое из положений неверно (ошибочно) характеризует науку и научную деятельность? -
Фундаментальные и прикладные исследования; идеографические и номологические исследования; индуктивный, гипотетико-дедуктивный и аксиоматический методы познания в научной деятельности. -
В чем заключаются различия между причинно-следственными и телеологическими объяснениями? -
Монизм и плюрализм в исследовании психических явлений. -
Что понимается под редукционизмом в процессе исследования психических явлений? -
Какие определения психических явлений наиболее соответствует различным направлениям психологических исследований? -
Что выступает в качестве предмета исследования в системно-деятельностной культурно-исторической психологии? -
В чем особенность научных и псевдонаучных объяснений (теорий) в психологии? -
В чем заключается психофизиологическая проблема? -
Феноменологические, эмпирические и теоретические знания в психологии. -
Каковы различия между феноменологическими и эмпирическими методами исследования и получения опытных данных в психологии? -
Каким образом в науке отказываются от неверных (ошибочных) теоретических гипотез? -
Чем характеризуются законы, выявляемые в процессе научного познания? -
Основные характеристики знаково-символических средств в научной деятельности. -
Основные функции знаково-символических средств. Виды знаково-символических действий. -
По каким основаниям противопоставляются качественные и количественные методы исследования? -
Стратегии исследования психических особенностей человека: исследования путем «поперечных» и «продольных» срезов», стратегия формирования психических свойств. -
Методы формирования выборок испытуемых. Генеральная совокупность (популяция) и выборка. -
Типы шкалирования (типы измерений), которые используются в психологических исследованиях. -
В чем заключаются основные особенности корреляционных исследований. Положительная и отрицательная корреляция. Основные характеристики корреляционных связей. -
Основные особенности экспериментального метода исследования. Независимые, зависимые и побочные переменные в экспериментах. -
Многоуровневые, и многофакторные эксперименты. Внутрисубъектные и межсубъектные планы организации экспериментов. -
Репрезентативность, воспроизводимость и типы валидности в организации исследований. -
В чем суть методологических принципов, на которые опирается системно-деятельностная культурно-историческая психология?