Файл: Практических заданий по дисциплине теория искусства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная







ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ТЕОРИЯ ИСКУССТВА





Группа 22P173


Студент




С.С. Данилов














МОСКВА 2023

Задание 1. Выберите две теории и сделайте их сопоставительную
характеристику, заполнив таблицу.

Представители,
характеристика,
ключевые положения


Эротическая теория происхождения искусства

Магическая теория происхождения искусства

Время возникновения
теории

начало 20 века

19-20 век

Основные
представители

Зигмунд Фрейд, Карл Юнг

С.Рейнак

Общефилософские
воззрения
представителей теории



Рассматривают действие произведений искусства как действие фантазий, "снов наяву", а художественное творчество ‑ выражение преломленного эротического желания и приносящее косвенное удовлетворение.

Согласно этой теории, корни искусства лежат в многочисленных первобытных магических обрядах и, прежде всего, обрядах, связанных с удачной охотой. Для этих обрядов люди создавали изображения животных, пронзенных стрелами, которые выполняли магическую цель – принесение удачи, привлечение добычи, оберег самого охотника.

Причины
возникновения
искусства

По мнению Фрейда, искусство возникает из аффективных конфликтов психики, искусство - форма вытеснения и сублимации влечений человека.

Желание повлиять на ход событий, организовать их развитие в нужном направлении приводило к организации специальных действий, которые как бы программировали нужный результат, или к созданию особых словесных формул.

Сущность искусства

Использовалось для того, чтобы произвести наибольшее сексуальное впечатление.

Эта теория представляет нам изображения животных пораженных стрелами, которые являются частыми среди памятников первобытного искусства как несущие, прежде всего, магическую цель-принесение удачи, привлечение добычи, оберег самого охотника.

Главная функция
искусства

Художественное творчество – выражение преломленного эротического желания и приносящее косвенное удовлетворение.

Одушевление сил природы, за которыми древнему человеку виделись некие сверхъестественные силы, приводило к формированию первичных религиозных переживаний. Действительность реальная и действительность воображаемая обладали одинаковой силой, и ритуальные имитации сцен охоты должны были воздействовать на реальность и тем создавали уверенность в нужном исходе.


Первоисточник
искусства (социальные
отношения, психика,
имитация и пр.)

Имитация физической активность между мужским и женским полом.

По этой теории именно шаманы были первыми художниками и музыкантами, а произведения искусства несло на себе отпечаток гораздо более важного действа – самого магического обряда.



Задание 2. Согласно магической теории, разработанной и созданной в трудах С.Рейнака, корни искусства лежат в магических обрядах. А главными магическими обрядами древности были конечно же обряды связанные с удаче в охоте. Эта теория представляет нам изображения животных пораженных стрелами, которые являются частыми среди памятников первобытного искусства--как несущие прежде всего магическую цель-принесение удачи, привлечение добычи, оберег самого охотника.

Действительно, такие изображения создают ощущение очень натуральное и мощное и несут много информации для мага. Кроме изображений животных мы видим частое изображение самих магов, исполняющих ритуал шаманов.

По этой теории именно шаманы были первыми художниками и музыкантами, а произведения искусства - несло на себе отпечаток гораздо более важного действа-самого магического обряда. Божественная теория Божественная теория происхождения искусства связана с теорией происхождения человека, изложенной в Библии -- «человек был создан Богом по его образу и подобию». Именно духовное начало человека предопределило появление искусства. Крупный эстетик и искусствовед Михелес Панаотис так пишет о связи искусства с божественным. «Между человеком и божеством стоит природа, Вселенная, дающая человеку самые простые образы, на тему которых он размышляет, -- солнце, звезды, дикие животные и деревья -- и стимулирует простейшие, но сильные эмоции -- страх, смятение, покой.

Образы и впечатления от внешнего мира являются вначале неотъемлемой частью религиозного опыта. Человек, микрокосм, не только противостоит макрокосму, но и связан с ним посредством божественного. Более того, впечатления человека не лишены эстетического характера, и образы природы, питая религиозное воображение, дают мастеру модели и вдохновляют художника на самовыражение посредством этих моделей.

С помощью искусства и ремесла (которые вначале не разделялись) примитивный человек не только имитирует и символизирует стихию, но и завоевывает ее, потому что уже конструирует и создает. Он не только властвует над духом дикого животного, изображая его на стенах пещеры; он создает крытые жилища, хранит воду в сосудах, изобретает колесо. Микрокосм, обогащенный искусством и ремеслом, духовным и техническим завоеваниями, смело смотрит в лицо макрокосму».



Теория эротического происхождения искусства возникла под влиянием работ психоаналитиков начала 20 века Зигмунда Фрейда и Карла Юнга. Приверженцы этой теории рассматривают действие произведений искусства как действие фантазий, "снов наяву", а художественное творчество - выражение преломленного эротического желания и приносящее косвенное удовлетворение.

Приверженцы этой теории усматривают в ритмичных узорах первобытности подсознательный эротизм, а практически в любом изображении - символ половых органов.

При сравнении вышеуказанных теорий можно сказать, что они появились одновременно, так как эротические желания и магические обряды имеют тесную взаимосвязь. Магия зачастую использовалась и используется для приворотов с целью привязать человеческое внимание к себе и удовлетворить тем самым своих эротических желаний и фантазии. Во времена античности, люди часто изображали магических существ, богов в процессе совокупления с человеком. К примеру, Ахиллес считался сыном царя мирмидонян Пелея и морской богини Фетиды. Процесс зачатия его был изображен на к фреске.

Если рассуждать объективно, то магическое теория происхождения искусства получила более широкое распространение по сравнению с эротической, в виду огромного количества народностей и соответственно у каждого народа были свои божества и еще большее количество магических обрядов.


Задание 3. Составьте глоссарий по данной теме, разделив его на тематические разделы по одному из принципов на выбор:

1. Теория эротического происхождения искусства:

  1. Подсознание – компоненты творческого процесса создания произведения.

  2. Сублимация – процесс преобразования либидо в «общественно полезные» достижения, включая художественные, культурные и интеллектуальные занятия.

  3. украшательство – стремление к излишним украшениям, к внешним эффектам.

  4. Фрейд З. – наиболее известен как основатель психоанализа, который оказал значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство XX века.

  5. Эго – часть человеческой личности, которая осознаётся как «Я» и находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия.

  6. Эротические желания – субъективное чувственное состояние, которое может быть вызвано как внутренними, так и внешними сигналами.

  7. Юнг К. – основоположник одного из направлений глубинной психологии – аналитической психологии.




2. Магическая теория происхождения искусства


  1. Магический обряд - действия, связанные с верой в способность человека влиять на силы природы, предметы, животных, судьбу людей, подчиняя себе сверхъестественные силы или манипулируя ими с помощью заклинаний, амулетов и определённых обрядов.

  2. Магия - это искусство вызывать и изменять события усилием воли.

  3. Рейнак С. - французский археолог, исследователь античности и филолог, один из родоначальников религиозной концепции палеолитического искусства.

  4. Ритуал - совокупность действий, сопровождающих религиозный акт или выработанный обычаем установленный порядок совершения чего-либо.

  5. Шаман - служитель культа, согласно верованиям народов с древним анимистическим мировоззрением, вступающий в общение с духами с целью ограждения людей от их козней и причиняемых ими болезней.