ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 к протоколу № 2 от 19 сентября 2017 г.
Методические рекомендации
по сопоставлению уровня технологического развития и
значений ключевых показателей эффективности
акционерных обществ с
государственным участием, государственных корпораций, государственных
компаний и федеральных государственных унитарных предприятий
с уровнем
развития и показателями ведущих компаний-аналогов
I. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации содержат требования и рекомендации по осуществлению сопоставления уровня технологического развития и значений ключевых показателей эффективности (далее – КПЭ) акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций, государственных компаний и федеральных государственных унитарных предприятий (далее – компании с государственным участием) с уровнем развития и показателями ведущих российских и зарубежных компаний-аналогов
(далее, соответственно – Методические рекомендации, сопоставление).
2. Сопоставление в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями проводится компаниями с государственным участием, реализующими программы инновационного развития (далее – ПИР), перечень которых одобрен решением президиума
Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России (протокол заседания от 24 июня 2016 г. № 2, далее -
Перечень), а также компаниями с государственным участием, для высшего руководства которых применяется интегральный КПЭ инновационной деятельности (далее – ИКПЭ), влияющего на вознаграждение высшего руководства, в соответствии с решениями
Межведомственной рабочей группы по реализации приоритетов инновационного развития президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России.
3. Сопоставление проводится с целью обоснования: целей и задач ПИР, а также Стратегии и долгосрочной программы развития (далее –
ДПР); ключевых направлений инновационного развития компании и инновационных проектов в рамках ПИР, ДПР и среднесрочного плана реализации ПИР; плановых значений КПЭ ПИР, а также КПЭ Стратегии и ДПР; плановых значений составных элементов ИКПЭ.
4.
Сопоставление проводится на следующих принципах:
документированность: сопоставление должно опираться на документальные источники, а при их отсутствии на оценки экспертов, компетенция которых адекватна и подтверждена документальными источниками; объективность: сопоставление должно объективно отражать различия уровней технологического развития и значений КПЭ компании с государственным участием и компаний-аналогов, включая факторы и причины таких различий; регулярность: сопоставление должно проводиться регулярно, с периодичностью 1-3 года. Периодичность сопоставления может быть увеличена до 5 лет решением
2
Межведомственной рабочей группы по реализации приоритетов инновационного развития президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России. Конкретный период устанавливается компанией с учетом скорости обновления технологий в отрасли/на рынке присутствия компании
1
. В случае если в пределах установленного периода необходимо
2
провести сопоставление на основании настоящих Методических рекомендаций, возможно использование в качестве основы результатов последнего технологического аудита (бенчмаркинга), проведенного компанией с государственным участием
3
, при условии их частичной актуализации; преемственность: каждое последующее сопоставление должно по возможности учитывать результаты предыдущего, в том числе результаты технологического аудита, ранее проведенного в рамках разработки (актуализации) программ инновационного развития. В том числе целесообразно обеспечивать оценку достигнутой за прошедший период динамики значений КПЭ и уровня технологического развития; в частности, для этого рекомендуется, по возможности, использовать один и тот же перечень компаний- аналогов при каждом сопоставлении.
5. Сопоставление должно содействовать переходу компаний от практики планирования и целеполагания методом экстраполяции прошлых тенденций и достижений к практике планирования и целеполагания, основанного на необходимости достижения долгосрочных и максимально амбициозных целей, поставленных с учетом такого сопоставления.
II. Организация сопоставления
6. Основным требованием к исполнителю работ по сопоставлению должно быть наличие у него необходимых компетенций, опыта проведения аналогичных работ и максимально возможного доступа к данным о значениях КПЭ и применяемых и разрабатываемых ключевых технологиях, продуктах, сервисах компаний-аналогов
(включая доступ к отраслевым базам данных, накопленной информации со специализированных отраслевых мероприятий, из отраслевых периодических изданий и т.п.)
4
Рекомендуется проведение сопоставления внешней по отношению к компании с государственным участием организацией. Возможно проведение сопоставления силами компании с государственным участием при условии выделения в компании достаточных для данной работы человеческих и иных ресурсов и при отсутствии внешних организаций,
1
Например, в IT-отрасли рекомендуется периодичность в 1 год в связи с высокой скоростью изменений, в добывающей отрасли – 3 года.
2
В соответствии с решениями Правительства Российской Федерации и директивами представителям Российской
Федерации в советах директоров (наблюдательных советах) акционерных обществ с государственным участием.
3
В том числе проведенного в соответствии с положениями подпункта "а" пункта 13 Методических указаний по разработке и корректировке программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций, государственных компаний и федеральных государственных унитарных предприятий, согласованных поручением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2015 года №ДП-П36-7563, в период с
2015 по первую половину 2017 года в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 7 ноября
2015 года №ДП-П36-7563 и директивами представителям Российской Федерации в советах директоров
(наблюдательных советах) акционерных обществ с государственным участием, утвержденными Правительством
Российской Федерации 3 марта 2016 года, №1471п-П13.
4
А также наличия у экспертов допуска к государственной тайне для компаний, которые работают по направлениям, использующим сведения ограниченного доступа и содержащими государственную тайну.
3 имеющих более высокие компетенции, опыт и доступ к информации о компаниях- аналогах, чем у компании с государственным участием.
7. Для формирования технического задания на проведение сопоставления и для анализа (промежуточной приемки) его результатов следует внутренним нормативным актом определить структурное подразделение, ответственное за осуществление данных работ (если оно не определено ранее), а также смежные структурные подразделения
(лица), позиция которых должна быть учтена (включая подразделения, ответственные за стратегию, инвестиционную деятельность, производственные подразделения и другие).
8. Комитет по стратегии совета директоров (наблюдательного совета)
5
акционерного общества с государственным участием или государственной корпорации либо федеральный орган исполнительной власти для федерального государственного унитарного предприятия согласовывает техническое задание на проведение сопоставления при проведении его впервые.
Техническое задание должно включать перечень компаний-аналогов и перечень
КПЭ, значения которых подлежат сопоставлению. В случае, если обоснованно определить такие перечни заранее (до начала выполнения работ по сопоставлению) затруднительно, следует обеспечить их согласование указанными выше органами позже.
Согласование технического задания при повторном сопоставлении может быть осуществлено руководителем компании с государственным участием за исключением случаев, когда в техническом задании вносятся изменения в перечень компаний-аналогов или изменения в перечень КПЭ, не обусловленные изменениями КПЭ в составе ИКПЭ или
КПЭ ПИР.
9. Совет директоров (наблюдательный совет) акционерного общества с государственным участием или государственной корпорации либо федеральный орган исполнительной власти для федерального государственного унитарного предприятия в обязательном порядке осуществляет рассмотрение результатов сопоставления (включая окончательное утверждение отчета о проведении сопоставления) и принятие на основе данных результатов решений о корректировках плановых значений КПЭ и направлений и проектов развития компании в рамках Стратегии, ДПР, инвестиционной программы, ПИР, среднесрочного плана реализации ПИР.
До вынесения результатов сопоставления на рассмотрение советом директоров
(наблюдательным советом) данные результаты направляются в Минэкономразвития
России и отраслевой федеральный орган исполнительной власти для проведения экспертизы и рассмотрения Межведомственной комиссией по технологическому развитию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России для компаний группы 1 Перечня или отраслевым федеральным органом исполнительной власти для прочих компаний.
10. Перед проведением сопоставления в компании с государственным участием рекомендуется реализовать комплекс организационно-правовых и административных мероприятий, направленных на обеспечение лиц, проводящих сопоставление, необходимой информацией от структурных подразделений компании (включая значения
КПЭ и информацию о технологиях)
6 5
Или иной профильный комитет совета директоров (наблюдательного совета), обеспечивающий рассмотрение материалов и проработку решений, касающихся разработки и выполнения программ инновационного развития и выносимых на совет директоров (наблюдательный совет).
6
С учетом выполнения установленных в компании требований по конфиденциальности информации и доступу к информации, содержащей государственную тайну.
4 11. Требования, описанные ниже в разделах III-VII настоящих Методических рекомендаций, рекомендуется включать в техническое задание для исполнителя работ по сопоставлению.
III. Выбор компаний-аналогов для сопоставления
12. Для сопоставления следует выбрать не менее 3 (трех) компаний-аналогов. В качестве компаний-аналогов следует выбирать компании, занимающие лидирующее положение в соответствующих отраслях экономики (рынках), близкие к компании с государственным участием по роду деятельности и сопоставимые либо бо́льшие по масштабу.
Предпочтение следует отдавать зарубежным компаниям, но также могут быть использованы в качестве аналогов и российские компании, если они подходят под указанные критерии.
Это могут быть прямые конкуренты компаний с государственным участием либо зарубежные компании, производящие сопоставимые продукты или услуги, в случае компаний с государственным участием, являющихся монополистами на российском рынке.
13. Перед проведением сопоставления КПЭ необходимо выполнить сравнение бизнес-моделей функционирования компаний. В том числе не должны единообразно сравниваться показатели управляющих компаний и производственных предприятий, фаблес-компаний и компаний, обладающих производственными мощностями, вендоров и разработчиков продуктов и т.п.
14. В случае, если компания с государственным участием является многопрофильной и формирует выручку из нескольких разнородных
7
, но значимых видов деятельности
8
, рекомендуется определить аналоги по компании в целом (аналогичные многопрофильные структуры) и/или по каждому виду деятельности (по выбору компании).
При этом по многопрофильной компании предметом сопоставления следует определить значения КПЭ, организационные решения, которые позволяют повысить эффективность управления различными видами бизнеса, в том числе обеспечить достижение синергетического эффекта, а также сквозные технологии, которые применяются в различных видах деятельности (при наличии таковых).
Для отдельных субхолдингов или дочерних компаний, представляющих свои виды деятельности (продуктовые линии, услуги, виды бизнеса), предметом сопоставления следует определить как значения КПЭ, так и непосредственно технологии.
IV. Выбор ключевых показателей эффективности для сопоставления
15. Сопоставлению подлежат все КПЭ, входящие в состав ИКПЭ (за исключением показателя «Качество разработки (актуализации) ПИР/выполнения ПИР, %») и отражающие рекомендованные стадии инновационного цикла: разработку/закупку, внедрение и коммерциализацию (конечный результат, экономический эффект).
7
Например, электроника, двигателестроение, производство композитных материалов или нефте-и газодобыча, нефте- и газопереработка и электроэнергетика.
8
Ориентировочно, если данный вид деятельности формирует более 10% выручки.
5
В случае, если в практике работы компаний-аналогов не применяются (не рассчитываются) какие-либо из КПЭ, входящих в состав ИКПЭ компании с государственным участием, рекомендуется: либо провести дополнительные (вспомогательные) расчеты, которые позволят определить значения КПЭ по компания-аналогам в методике, используемой компанией с государственным участием; либо, в случае невозможности
9
таких расчетов, для каждого КПЭ компании, входящего в ИКПЭ, определить схожий КПЭ, используемый в практике компаний- аналогов и отражающий ту же стадию инновационного цикла или то же направление оценки эффективности, и провести сопоставление по выбранному КПЭ. В таком случае рекомендуется рассмотреть возможность в дальнейшем использовать именно этот КПЭ в составе ИКПЭ.
16. В сопоставление также следует включить КПЭ ПИР, которые не входят в ИКПЭ.
При этом среди всех КПЭ, выбранных для сопоставления (из числа входящих в
ИКПЭ и из числа КПЭ ПИР), обязательно должны присутствовать КПЭ, отражающие следующие направления (при их наличии в составе ИКПЭ или КПЭ ПИР): отношение объема затрат на НИОКР (исследования и разработки) к выручке; производительность труда; себестоимость, удельные издержки процессов производства продукции / оказания услуг (сервисов); показатели качества технологических процессов / потребительских свойств выпускаемой продукции / оказываемых услуг (сервисов), в том числе специфические отраслевые
10
V. Проведение сопоставления значений ключевых показателей эффективности
17. Сопоставление проводится по значениям КПЭ за год, предшествующий году проведения сопоставления
11
. По возможности рекомендуется включить в сопоставление данные за несколько прошлых лет (2-3 года на усмотрение компании), обязательно в случаях, если имели место значимые колебания значений КПЭ по годам, в том числе из-за каких-либо конъюнктурных факторов.
При наличии информации, целесообразно также провести сопоставление плановых
(прогнозных) значений КПЭ на горизонт планирования ПИР
12 18. По каждому КПЭ, выбранному для сопоставления, следует определить величину различия (отставания) текущих значений по компании с государственным участием от значений по компании-аналогу.
19. Для обеспечения сопоставимости значений КПЭ они должны быть рассчитаны по одинаковой методике.
В случае различия методик, которое существенным образом
13
влияет на оценку разницы значений КПЭ, следует сделать поправку (корректировку) значений КПЭ.
9
В том числе из-за отсутствия необходимых данных в открытом доступе, высокой трудоемкости расчета.
10
Например, Индекс сложности Нельсона в нефтегазовых компаниях, Индекс удовлетворенности потребителя (CSI) в сервисных компаниях.
11
Либо за два года до момента проведения сопоставления, если информация за прошлый год еще отсутствует (в том числе, если сопоставление проводится в первой половине года).
12
Или горизонт Стратегии, ДПР в случае, если он больше, чем горизонт планирования ПИР.
13
Если различие методик влияет на оценку разницы значений КПЭ несущественно, например, искажает разницу не более чем на 20%, то допускается не делать корректировку.