Файл: Психология профессионального образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт психолого-педагогического образования

Кафедра психологии образования и профессионального развития
Экзаменационные вопросы

По дисциплине:

«Психология профессионального образования»

Выполнил:

Студент гр. ЗВТС-301 Макушев Д.П.
Проверил преподаватель: Березина В.А.


Екатеринбург

РГППУ

2022
СОДЕРЖАНИЕ


  1. Методы: понятие о методе и методологии…………………….3

  2. Факторы, определяющие выбор профессии: социально-экономические, психологические, медико-физиологические…………6


3. Список исползуемой литературы………………………………….7


  1. Методы: понятие о методе и методологии


Метод (от греч. methodos - путь исследования, теория, учение) – это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности.

Метод - это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С. Л. Рубинштейн).

Методы научных исследований - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны. Все сказанное относится и к психологии. Ее явления настолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук: философии и социологии, физиологии и медицины, биологии и истории и др.


Метод психологии - это способ познания внутренних психических явлений через анализ внешних психологических факторов.

Методы психологического исследования обнаруживают зависимость от основных теоретических принципов, реализуемых психологией, и конкретных задач, которые она решает. Общая цель всех методов психологического исследования заключается в точной регистрации, выявлении, фиксации психологических фактов, в накоплении эмпирических, опытных данных для последующего теоретического анализа.

Методами психологии называют основные приемы и средства познания психических феноменов и их закономерностей.
В психологии выделяют четыре группы методов:

1.Организационные методы. Данная группа включает сравнительный,

лонгитюдный и комплексный методы, которые применяются на протяжении

всего исследования и представляют различные организационно-

исследовательские подходы.

 Сравнительный метод предполагает сопоставление изучаемых объектов

по различным признакам, показателям. Сравнительным методом,

например, выявляются различия в уровне развития учащихся, степень

сформированное™ ученических групп, особенности поведения учащихся

до и после воспитательного воздействия.

 Лонгитюдный метод предусматривает многократные обследования одних

и тех же лиц на протяжении длительного времени. Это позволяет

определить индивидуальные личностные особенности учащихся,

проследить динамику развития изучаемых свойств личности, например

свойств мышления во время обучения, внимания и т. д.

 Комплексный метод исследования заключается в рассмотрении объекта с

позиций различных наук или с различных точек зрения. Исследования

такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между

явлениями разного типа, например между физиологическим,

психологическим и социальным параметрами развития личности.

2. Эмпирические методы. Это, прежде всего, наблюдение и эксперимент, а

также психодиагностические методы (беседа, анкеты, тесты и др.), метод экспертных оценок, метод анализа процесса и продуктов деятельности, биографический метод.

3. Методы обработки данных. К ним относятся количественный

(статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, его анализ) методы.

4. Интерпретационные методы. В эту группу входят генетический (анализ



материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т. п.) и структурный (выявление связи между всеми характеристиками личности) методы.

Метод конкретизируется в методике.

Методика - это совокупность приемов, методов обучения чему-либо, методов целесообразного проведения некоей работы, процесса, или же практического выполнения чего-либо. Технические приемы реализации метода с целью уточнения или верификации знаний об изучаемом объекте. Наука о методах обучения.

Конкретное воплощение метода - выработанный способ организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на базе конкретного материала и конкретной процедуры.

Для предварительной ориентировки в вариациях трактовки понятия

«методология» приведем несколько ее характерных определений из разных источников:

Методология - учение о научном методе познания; совокупность методов,

применяемых в какой-либо науке.

Методология психологии - отрасль психологии как науки, лежащая на ее пересечении с философией, предмет которой - соответствие языка психологической науки, принципов психологии, ее методов и структуры (дерева психологической науки) требованиям диалектического материализма.

Методология - это учение о методах познания и преобразования

действительности.

Методология - система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Понятие "методология" имеет два основных значения:

а) система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной

сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.);

б) учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.

Методология:

 учит, как надо действовать ученому или практику, чтобы получить

истинный результат;

 исследует внутренние механизмы, логику движения и организации.

 выявляет законы функционирования и изменения знания;

 изучает объяснительные схемы науки и т.п
2. Факторы, определяющие выбор профессии: социально-
экономические, психологические, медико-физиологические.

Профессиональное самоопределение - это определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма. Личностное самоопределение как психологическое явление возникает на границе старшего подросткового и младшего юношеского возраста. Основные характеристики личностного самоопределения заключаются в следующем:

1. потребность в личностном самоопределении представляет собой потребность в формировании смысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире; 

2. самоопределение ориентировано в будущее; 

3. личностное самоопределение связано с выбором профессии, но не сводится к нему. 

Факторы, определяющие выбор профессии

Известно, что успешность учебной деятельности зависит от многих факторов пси­хологического и педагогического порядка, а конкретно — факторов социально-экономических, социально-психологических и медико-физиологических.



Социально-экономические факторы:

  • престиж профессий и их изменение

  • потребности общества

  • моральные и материальные стимулы труда.

Социально-психологические факторы сконцентрированы на личностном подходе, они объединяют:

  • особенности социального самоопределения и социализации молодежи

  • профессиональную направленность личности и ее формирование в школьные годы

  • жизненные и образовательные стратегии личности

  • притязания и изменение жизненных стратегий

  • динамику социально-профессиональных ориентации

  • проблемы профессионального самоопределения и интеграции молодежи в социально-производственную структуру

  • роль ориентации на образование в социально-профессиональном самоопределении выпускников общеобразовательных учреждений,

  • мотивы учебной деятельности учащихся и уровень готовности к продолжению образования.

Медико-физиологические факторы


  • исходный уровень состояния здоровья;

  • исходный уровень биологической зрелости и его соответствие паспортному возрасту;

  • исходный уровень развития профессионально значимых функций;

  • индивидуально-типологические особенности высшей нервной деятельности.

  • Индивидуальные психологические трудности выбора профессии.

Ошибки и затруднения, которые возникают при выборе профессии:

1.Отношение к выбору профессии как к выбору пожизненного пристанища, ориентация сразу на профессию высокой квалификации, высшее образование.

2.   Предрассудки чести, когда некоторые важные для общества профессии и занятия считаются недостойными, неприличными.

3.   Выбор профессии «за компанию», чтобы не отстать от друзей.

4.      Перенос отношения к представителю какой-нибудь профессии на саму профессию.

5.   Увлечение только внешней или какой-либо частной стороной профессии.

6.   Отождествление школьного учебного предмета с соответствующей профессией.

7.   Устарелые представления о характере труда в некоторых сферах производства (например, материального).

 8.   Неумение разобраться в своих личных особенностях (склонностях, способностях, подготовленности).

Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков при выборе профессии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. http://www.i-u.ru/biblio

2. http://www.ippolitova.info

3. М.В. Гамезо, Общая психология

4. Практикум по общей психологии, Глуханюк Н. С.

5. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие / Э.Ф. Зеер. М.: Академия, 2005. 260 с.
6. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1989.