ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Институт психолого-педагогического образования
Кафедра психологии образования и профессионального развития
Экзаменационные вопросы
По дисциплине:
«Психология профессионального образования»
Выполнил:
Студент гр. ЗВТС-301 Макушев Д.П.
Проверил преподаватель: Березина В.А.
Екатеринбург
РГППУ
2022
СОДЕРЖАНИЕ
-
Методы: понятие о методе и методологии…………………….3 -
Факторы, определяющие выбор профессии: социально-экономические, психологические, медико-физиологические…………6
3. Список исползуемой литературы………………………………….7
-
Методы: понятие о методе и методологии
Метод (от греч. methodos - путь исследования, теория, учение) – это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности.
Метод - это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С. Л. Рубинштейн).
Методы научных исследований - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны. Все сказанное относится и к психологии. Ее явления настолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук: философии и социологии, физиологии и медицины, биологии и истории и др.
Метод психологии - это способ познания внутренних психических явлений через анализ внешних психологических факторов.
Методы психологического исследования обнаруживают зависимость от основных теоретических принципов, реализуемых психологией, и конкретных задач, которые она решает. Общая цель всех методов психологического исследования заключается в точной регистрации, выявлении, фиксации психологических фактов, в накоплении эмпирических, опытных данных для последующего теоретического анализа.
Методами психологии называют основные приемы и средства познания психических феноменов и их закономерностей.
В психологии выделяют четыре группы методов:
1.Организационные методы. Данная группа включает сравнительный,
лонгитюдный и комплексный методы, которые применяются на протяжении
всего исследования и представляют различные организационно-
исследовательские подходы.
Сравнительный метод предполагает сопоставление изучаемых объектов
по различным признакам, показателям. Сравнительным методом,
например, выявляются различия в уровне развития учащихся, степень
сформированное™ ученических групп, особенности поведения учащихся
до и после воспитательного воздействия.
Лонгитюдный метод предусматривает многократные обследования одних
и тех же лиц на протяжении длительного времени. Это позволяет
определить индивидуальные личностные особенности учащихся,
проследить динамику развития изучаемых свойств личности, например
свойств мышления во время обучения, внимания и т. д.
Комплексный метод исследования заключается в рассмотрении объекта с
позиций различных наук или с различных точек зрения. Исследования
такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между
явлениями разного типа, например между физиологическим,
психологическим и социальным параметрами развития личности.
2. Эмпирические методы. Это, прежде всего, наблюдение и эксперимент, а
также психодиагностические методы (беседа, анкеты, тесты и др.), метод экспертных оценок, метод анализа процесса и продуктов деятельности, биографический метод.
3. Методы обработки данных. К ним относятся количественный
(статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, его анализ) методы.
4. Интерпретационные методы. В эту группу входят генетический (анализ
материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т. п.) и структурный (выявление связи между всеми характеристиками личности) методы.
Метод конкретизируется в методике.
Методика - это совокупность приемов, методов обучения чему-либо, методов целесообразного проведения некоей работы, процесса, или же практического выполнения чего-либо. Технические приемы реализации метода с целью уточнения или верификации знаний об изучаемом объекте. Наука о методах обучения.
Конкретное воплощение метода - выработанный способ организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на базе конкретного материала и конкретной процедуры.
Для предварительной ориентировки в вариациях трактовки понятия
«методология» приведем несколько ее характерных определений из разных источников:
Методология - учение о научном методе познания; совокупность методов,
применяемых в какой-либо науке.
Методология психологии - отрасль психологии как науки, лежащая на ее пересечении с философией, предмет которой - соответствие языка психологической науки, принципов психологии, ее методов и структуры (дерева психологической науки) требованиям диалектического материализма.
Методология - это учение о методах познания и преобразования
действительности.
Методология - система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
Понятие "методология" имеет два основных значения:
а) система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной
сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.);
б) учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.
Методология:
учит, как надо действовать ученому или практику, чтобы получить
истинный результат;
исследует внутренние механизмы, логику движения и организации.
выявляет законы функционирования и изменения знания;
изучает объяснительные схемы науки и т.п
2. Факторы, определяющие выбор профессии: социально-
экономические, психологические, медико-физиологические.
Профессиональное самоопределение - это определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма. Личностное самоопределение как психологическое явление возникает на границе старшего подросткового и младшего юношеского возраста. Основные характеристики личностного самоопределения заключаются в следующем:
1. потребность в личностном самоопределении представляет собой потребность в формировании смысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире;
2. самоопределение ориентировано в будущее;
3. личностное самоопределение связано с выбором профессии, но не сводится к нему.
Факторы, определяющие выбор профессии
Известно, что успешность учебной деятельности зависит от многих факторов психологического и педагогического порядка, а конкретно — факторов социально-экономических, социально-психологических и медико-физиологических.
Социально-экономические факторы:
-
престиж профессий и их изменение -
потребности общества -
моральные и материальные стимулы труда.
Социально-психологические факторы сконцентрированы на личностном подходе, они объединяют:
-
особенности социального самоопределения и социализации молодежи -
профессиональную направленность личности и ее формирование в школьные годы -
жизненные и образовательные стратегии личности -
притязания и изменение жизненных стратегий -
динамику социально-профессиональных ориентации -
проблемы профессионального самоопределения и интеграции молодежи в социально-производственную структуру -
роль ориентации на образование в социально-профессиональном самоопределении выпускников общеобразовательных учреждений, -
мотивы учебной деятельности учащихся и уровень готовности к продолжению образования.
Медико-физиологические факторы
-
исходный уровень состояния здоровья; -
исходный уровень биологической зрелости и его соответствие паспортному возрасту; -
исходный уровень развития профессионально значимых функций; -
индивидуально-типологические особенности высшей нервной деятельности. -
Индивидуальные психологические трудности выбора профессии.
Ошибки и затруднения, которые возникают при выборе профессии:
1.Отношение к выбору профессии как к выбору пожизненного пристанища, ориентация сразу на профессию высокой квалификации, высшее образование.
2. Предрассудки чести, когда некоторые важные для общества профессии и занятия считаются недостойными, неприличными.
3. Выбор профессии «за компанию», чтобы не отстать от друзей.
4. Перенос отношения к представителю какой-нибудь профессии на саму профессию.
5. Увлечение только внешней или какой-либо частной стороной профессии.
6. Отождествление школьного учебного предмета с соответствующей профессией.
7. Устарелые представления о характере труда в некоторых сферах производства (например, материального).
8. Неумение разобраться в своих личных особенностях (склонностях, способностях, подготовленности).
Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков при выборе профессии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. http://www.i-u.ru/biblio
2. http://www.ippolitova.info
3. М.В. Гамезо, Общая психология
4. Практикум по общей психологии, Глуханюк Н. С.
5. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие / Э.Ф. Зеер. М.: Академия, 2005. 260 с.
6. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1989.