Файл: Психологические особенности детей с овз среднего и старшего школьного возраста.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В характеристике эмоционально-волевой сферы следует выделить эмоциональную неустойчивость, изменчивость, слабость волевых усилий, несамостоятельность и внушаемость, личностную незрелость в целом.
от 12 лет
С возрастом восприятие детей с задержкой психического развития совершенствуется, особенно значительно улучшаются показатели времени реакции, отражающие скорость восприятия. У подростков с возрастом происходит заметное снижение чисто ситуативного эмоционального компонента эмпатии наряду с ростом сочувственно-действенного, что говорит о развитии у них более глубоких эмоционально-действенных отношений, позволяющих успешно формировать и поддерживать круг общения. Однако, по-прежнему, проблемы в неумение наладить продуктивные отношения с окружающими, отклоняющийся тип поведения, низкая или неадекватно завышенная самооценка у детей с ЗПР может способствовать развитию негативных личностных отношений и антисоциальных тенденций в подростковом возрасте.
-
Особенности психофизического развития у детей с умственной отсталостью.
от 7 до I2 лет
У умственно отсталых детей в дошкольном возрасте наблюдается крайне низкий уровень сформированности готовности к школьному обучению, недоразвитие познавательных интересов. Для успешного овладения умственно отсталыми детьми учебной деятельностью необходим индивидуальный подход, который осуществляется в коррекционно-образовательных учреждениях. Этот подход заключается в направленности обучения на коррекцию дефектов психики, присущих школьникам с интеллектуальной недостаточностью.
Интеллектуальный дефект у этих детей проявляется в первую очередь нарушениями мышления: тугоподвижностью, установлением главным образом частных конкретных связей, неспособностью к отвлечению. Неизбежно страдают также предпосылки к интеллектуальной деятельности. Внимание характеризуется недостаточной произвольностью и целенаправленностью, сужением объема, трудностью сосредоточения, а также переключения. Нередко при неплохой способности к механическому запоминанию наблюдается слабость смысловой и особенно ассоциативной памяти. Новые сведения усваиваются с большим трудом.
В связи с общим недоразвитием аналитико-синтетической деятельности у этих детей с большим трудом формируются все языковые обобщения, замедленно усваиваются все закономерности языка. Все указанные факторы определяют как медленный темп усвоения речи, так и качественное недоразвитие всех ее компонентов: фонетико-фонематической стороны, лексики и грамматического строя речи. Недостатки произношения затрудняют общение. Ребенок, зная, что он говорит не так, как все, старается меньше пользоваться речью, отмалчивается, когда его о чем-то спрашивают, прибегает к указательным жестам. Это отрицательно сказывается на развитии его эмоционально-личностной сферы.
Ребенок становится настороженным, замкнутым, постоянно ожидает порицания. Там, где это возможно, он предпочитает пользоваться не речью, а указательными жестами, мимикой, передавая ими свое желание получить какой-то предмет, выражая положительное или отрицательное отношение к происходящему.
от I2 лет
Подростковый период это период развития личности и интеграции в общество.
Важным качеством личности является более или менее объективное отношение человека к себе, его самооценка, которая у умственно отсталых формируется медленнее, чем у нормально развивающихся сверстников. Значительную трудность представляет собой воспитание у учащихся адекватной самооценки, так как большинство подростков с интеллектуальной недостаточностью проявляют склонность к завышенной самооценке. В условиях специального обучения самооценка умственно отсталых учащихся корригируется и к моменту окончания школы приближается к адекватной.
Исследования и наблюдения показали, что после окончания специальной (коррекционной) школы VIII вида умственно отсталые подростки интегрируются в окружающую среду, приспосабливаясь к ней с различной степенью успеха. Относительно благополучные в интеллектуальном и физическом отношении молодые люди поступают на предприятия, на которых проходили практику в школьные годы, или туда, куда их могут пристроить родители. Они работают малярами, переплетчиками, слесарями-ремонтниками низких разрядов, сапожниками, швеями, уборщицами, подсобными рабочими и др. Часть выпускников трудятся в сельском хозяйстве. Как правило, они оказываются трудолюбивыми, исполнительными, но малоинициативными, подчас чрезмерно торопливыми или, наоборот, медлительными. Некоторые из них нуждаются в более или менее регулярной поддержке и помощи со стороны опытных рабочих. Другие самостоятельно выполняют хорошо знакомые операции. Часть выпускников специальных школ для умственно отсталых детей не работают. Они живут в семьях и по мере своих сил помогают в домашнем хозяйстве. Некоторые становятся бродягами, попадают в криминальные структуры.
Одна из серьезнейших проблем при работе с детьми с ОВЗ – это отсутствие у многих из них сколько-нибудь выраженной учебной мотивации. Зная, что он инвалид, ребенок приходит к выводу, что получить профессию и трудиться после окончания школы ему не придется. Низкая учебная мотивация детей с ОВЗ связана еще и с тем, что длительные периоды обострения заболевания мешают систематической учебной деятельности. Когда ребенка мучают боли, ему не до уроков. Некоторые дети попадают в школу не в 6–7 лет, а значительно позже. В результате он отстает от сверстников не только по уровню общешкольной подготовки, но и по
уровню психического развития, особенно в познавательной сфере. Прежде чем ребенку удастся преодолеть возникший разрыв, он переживет целый ряд ситуаций неуспеха, настрадается от насмешек сверстников и сочувствующе-жалостливых взглядов учителя. В таких условиях формирование учебной мотивации затруднено.
Поэтому одним из важнейших направлений деятельности психологов в образовательном учреждении, осуществляющем инклюзивное образование, должна стать работа по формированию учебной мотивации детей. Одним из важнейших компонентов такой образовательной среды для детей с ОВЗ должна выступить система дистанционного обучения, необходимая, во-первых, тем детям, которые в силу особых ограничений, определяемых болезнью, не могут ежедневно посещать школу, а во-вторых, детям, вынужденно пропускающим занятия во время обострения хронических заболеваний.
Такая форма обучения преследует не только образовательные цели, но и цели помощи в социализации и личностном развитии. Одной из актуальнейших проблем, связанных с организацией дистанционного образования детей с ОВЗ, является слабая проработка психологических аспектов обучения в этой системе. В настоящее время практически отсутствуют исследования, глубоко и всесторонне раскрывающие психологические условия организации дистанционного образования. Проблема телекоммуникационной компьютерной образовательной среды еще не получила должного рассмотрения с психологических позиций. Пока не разработаны психологические модели учебной деятельности в рамках этой системы. Дидактические и методические вопросы дистанционного образования не имеют на настоящий момент должного психологического обоснования.
Заключение
Одной из важнейших задач обучения и воспитания детей с ОВЗ является помощь психологическому и социальному развитию детей, и в первую очередь формирование у них образцов позитивного социального поведения, ознакомление с культурой поведения в обществе, обучение навыкам повседневной деятельности.
Каждый ребенок с нарушениями в развитии уникален как по своему состоянию, так и по темпу развития, поэтому ранняя коррекционная помощь является средством формирования тех навыков и умений, которые ребенок готов воспринять в данное время, и должна быть по возможности максимально индивидуализирована. При этом следует обеспечить максимальные возможности для его развития. Требуется целенаправленная, кропотливая и терпеливая работа. Педагоги должны иметь четкое представление о том, как и чему его учить, как относиться к его поведению и трудностям во время занятий, как учитывать его возможности,
сглаживать особенности его состояния, вызванные болезнью и т.д. Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психофизического здоровья каждого ребенка.
Общие психолого-педагогические рекомендации, в работе с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья:
- Принимать ребенка таким, какой он есть.
- Как можно чаще общаться с ребенком.
- Избегать переутомления.
- Использовать упражнения на релаксацию.
- Не сравнивать ребенка с окружающими.
- Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
- Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребенка, он должен знать за что.
- Обращаться к ребенку по имени.
- Не предъявлять ребенку повышенных требований.
- Стараться делать замечания как можно реже.
- Оставаться спокойным в любой ситуации.
Содержание
Введение………….. 1
Возрастные этапы психологического развития детей с ОВЗ……... 2
Заключение……….. 9
Содержание……….. 10
Список литературы………….. 11
Список литературы:
-
Абрамова Г.С. Возрастная психология
-
Лубовский В.И. Специальная психология
-
Речицкая ЕГ. Сурдопедагогика
-
Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих учеб. Пособие
-
Соловьева, Ж.И. Шиф, Психология глухих детей
-
Шипицина Л.М. Мамайук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
-
Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом
-
Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития.
-
Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии