Файл: Фонд оценочных средств для текущего контроля и промежуточной аттестации по дисциплине гистология, эмбриологии, цитологии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 558
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Ставропольский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра гистологии
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
для текущего контроля и промежуточной аттестации
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Гистология, эмбриологии, цитологии
Специальность 31.05.02 Педиатрия
Направленность
(специализация) Медицинская и организационно- управленческая деятельность врача-педиатра
Форма обучения очная г. Ставрополь
2017
Фонд оценочных средств разработан в соответствии со следующими документами:
- ФГОС ВО по специальности 31.05.02 Педиатрия, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 августа 2015 г. N 853;
- рабочей программой дисциплины, утвержденной 30.08.2017 г.
Заведующий кафедрой
А. Г. Сирак
Одобрен Цикловой методической комиссией математических, естественнонаучных дисциплин
Председатель ЦМК
А.А Коробкеев
Согласован:
Декан педиатрического факультета
Л.Я. Климов
ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ ДИСЦИПЛИНОЙ
«
Гистология, эмбриология, цитология»
Код компетенции
Формулировка компетенции
Семестр
Этап формирования
ОПК
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-1
- готовность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности
2,3 семестры начальный, промежуточный
ОПК-7
- готовность к использованию основных физико-химических, математических и иных естественнонаучных понятий и методов при решении профессиональных задач
2,3 семестры начальный, промежуточный
ОПК-9
- способность к оценке морфофункциональных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач
2,3 семестры начальный, промежуточный
Паспорт фонда оценочных средств
по дисциплине «Гистология, эмбриология, цитология»
№ п/п
Контролируемые разделы дисциплины
Код контролируемой компетенции
Наименование оценочного средства
Вид кол-во
1.
Раздел 1. Темы 1-2 ОПК-1,
ОПК-7,
ОПК-9
Тесты
99 собеседование (контрольные вопросы)
28 ситуационные задачи,
24 визуализированные задачи
30
Электроннограммы
18 микроскопия, рабочая тетрадь 8 2.
Раздел 1. Тема 3
ОПК-1,
ОПК-7,
ОПК-9
Вопросы для зачета
24 3.
Раздел 2. Темы 4-9 ОПК-1, ОПК-7,
ОПК-9
Тесты
335 собеседование (контрольные вопросы)
53 ситуационные задачи
89
визуализированные задачи
90
Электронограммы
26 микроскопия, рабочая тетрадь 27 4.
Раздел 2. Тема 10-
11
ОПК-1, ОПК-7,
ОПК-9
Вопросы для зачета,
53
Микроскопические препараты
(микроскопия)
17 5.
Раздел 3. Темы 12-
16
ОПК-1, ОПК-7,
ОПК-9
Тесты
268 собеседование (контрольные вопросы)
41 ситуационные задачи,
31 визуализированные задачи
55
Электроннограммы
5 микроскопия, рабочая тетрадь 13 6.
Раздел 3. Тема 17-
18.
ОПК-1, ОПК-7,
ОПК-9
Вопросы для зачета,
43
Микроскопические препараты
(микроскопия)
11 7.
Раздел 3. Темы 19-
25
ОПК-1, ОПК-7,
ОПК-9
Тесты
390 собеседование (контрольные вопросы)
50 ситуационные задачи,
38 визуализированные задачи
105
Электроннограммы
18 микроскопия, рабочая тетрадь 21 8.
Раздел 3.
Тема 26
ОПК-1, ОПК-7,
ОПК-9
Вопросы для зачета,
49
Микроскопические препараты
(микроскопия)
17 9.
Раздел 3. Темы 27-
31
ОПК-1, ОПК-7,
ОПК-9
Тесты
256 собеседование (контрольные вопросы)
33 ситуационные задачи,
60 визуализированные задачи
60 микроскопия, рабочая тетрадь 11 10.
Раздел 4. Тема 32-
33
ОПК-1, ОПК-7,
ОПК-9
Тесты
60 собеседование (контрольные вопросы)
7 ситуационные задачи,
18 визуализированные задачи
15 микроскопия, рабочая тетрадь 3
Перечень оценочных средств
№ п/п
Наименование оценочного средства
Краткая характеристика оценочного средства
Представленность оценочного средства в
ФОС
1.
Самостоятельное изучение литературы
Результат самостоятельной работы студента с литературными источниками, представляющий собой ответ на вопросы по теме практического занятия
Вопросы для собеседования
2.
Коллоквиум
Средство контроля усвоения
Вопросы по
90
Электронограммы
26 микроскопия, рабочая тетрадь 27 4.
Раздел 2. Тема 10-
11
ОПК-1, ОПК-7,
ОПК-9
Вопросы для зачета,
53
Микроскопические препараты
(микроскопия)
17 5.
Раздел 3. Темы 12-
16
ОПК-1, ОПК-7,
ОПК-9
Тесты
268 собеседование (контрольные вопросы)
41 ситуационные задачи,
31 визуализированные задачи
55
Электроннограммы
5 микроскопия, рабочая тетрадь 13 6.
Раздел 3. Тема 17-
18.
ОПК-1, ОПК-7,
ОПК-9
Вопросы для зачета,
43
Микроскопические препараты
(микроскопия)
11 7.
Раздел 3. Темы 19-
25
ОПК-1, ОПК-7,
ОПК-9
Тесты
390 собеседование (контрольные вопросы)
50 ситуационные задачи,
38 визуализированные задачи
105
Электроннограммы
18 микроскопия, рабочая тетрадь 21 8.
Раздел 3.
Тема 26
ОПК-1, ОПК-7,
ОПК-9
Вопросы для зачета,
49
Микроскопические препараты
(микроскопия)
17 9.
Раздел 3. Темы 27-
31
ОПК-1, ОПК-7,
ОПК-9
Тесты
256 собеседование (контрольные вопросы)
33 ситуационные задачи,
60 визуализированные задачи
60 микроскопия, рабочая тетрадь 11 10.
Раздел 4. Тема 32-
33
ОПК-1, ОПК-7,
ОПК-9
Тесты
60 собеседование (контрольные вопросы)
7 ситуационные задачи,
18 визуализированные задачи
15 микроскопия, рабочая тетрадь 3
Перечень оценочных средств
№ п/п
Наименование оценочного средства
Краткая характеристика оценочного средства
Представленность оценочного средства в
ФОС
1.
Самостоятельное изучение литературы
Результат самостоятельной работы студента с литературными источниками, представляющий собой ответ на вопросы по теме практического занятия
Вопросы для собеседования
2.
Коллоквиум
Средство контроля усвоения
Вопросы по
учебного материала раздела или разделов, темы дисциплины, организованное как учебное занятие в виде собеседования преподавателя с обучающимися. разделам/темам дисциплины
3.
Выполнение разноуровневых заданий
Различают задачи и задания: а) репродуктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать знание фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов изучения в рамках определенного раздела дисциплины; б) реконструктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно- следственных связей; в) творческого уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения
Комплект ситуационных, визуализированных задач, электронограмм
4.
Тест
Система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося.
Комплект тестовых заданий
5.
Практические навыки
(микроскопия)
Средство проверки сформированности у обучающихся компетенций в результате освоения дисциплины/практики
Комплект гистологических микропрепаратов
6.
Экзаменационные материалы
Итоговая форма оценки знаний
Примерный перечень вопросов и заданий к экзамену по дисциплине
3.
Выполнение разноуровневых заданий
Различают задачи и задания: а) репродуктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать знание фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов изучения в рамках определенного раздела дисциплины; б) реконструктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно- следственных связей; в) творческого уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения
Комплект ситуационных, визуализированных задач, электронограмм
4.
Тест
Система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося.
Комплект тестовых заданий
5.
Практические навыки
(микроскопия)
Средство проверки сформированности у обучающихся компетенций в результате освоения дисциплины/практики
Комплект гистологических микропрепаратов
6.
Экзаменационные материалы
Итоговая форма оценки знаний
Примерный перечень вопросов и заданий к экзамену по дисциплине
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Ставропольский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра гистологии
Комплект тестов (тестовых заданий)
1.1.Типовые задания для проведения текущего контроля освоения компетенций. Комплект тестовых заданий по дисциплине находится на кафедре гистологии в бумажном и электронном вариантах.
Код
компетенции
Разделы
Количество тестовых заданий
Открытого
типа
Закрытого типа
Д
оп ол не ни е
В
ы бо р од но го пр ав ил ьн ог о от ве та
В
ы бо р не ск ол ьк их пр ав ил ьн ы
х от ве то в
У
ст ан ов ле ни е со от ве тс тв ия
У
ст ан ов ле ни е пр ав ил ьн ой по сл ед ов ат ел ьн ос ти
ОПК-1
Раздел 1
Цитология
37 35 19 13 5
ОПК-7 18 6
1
ОПК-9 37 35 19 13 5
ОПК-1
Раздел 2
Общая гистология
69 226 30 20
ОПК-7 2
ОПК-9 69 226 30 20
ОПК-1
Раздел 3
Частная гистология
198 515 148 33 18
ОПК-9 198 515 148 33 18
ОПК-1
Раздел 4
Эмбриология человека
19 30 11
ОПК-9 19 30 11
Варианты тестовых заданий.
РАЗДЕЛ 1 «ЦИТОЛОГИЯ»
МЕТОДЫ ЦИТОЛОГИИ И ГИСТОЛОГИИ
1.
Дополните ответ: к разновидностям микропрепаратов относятся: _____, _____,
_____, _____.
2.
Расположите по порядку этапы приготовления гистологического препарата:
а) приготовление срезов на микротоме б) окрашивание срезов в) взятие материала и его фиксация г) уплотнение материала д) заключение срезов в бальзам
3.
Выбирете правильный ответ: гематоксилин относится к группе:
а) основных красителей б) кислых красителей в) специальных красителей
4.
Выбирете правильный ответ: эозин относится к группе:
а) основных красителей б) кислых красителей в) специальных красителей
5.
Выберите правильный ответ: для описания ультраструктурной организации
тканей или органов используется:
а) световой микроскоп б) электронный микроскоп
6.
Выберите правильный ответ: орсеин относится к группе:
а) основных красителей б) кислых красителей в) специальных красителей
7.
Дополните ответ: основным методом изучения гистологических препаратов
является ________ .
8.
Выберите правильный ответ: для получения контрастных изображений
прозрачных и бесцветных объектов, невидимых при обычных методах
микроскопирования используется:
а) ультрафиолетовая микроскопия б) фазово-контрастная микроскопия в) люминесцентная микроскопия г) интерференционная микроскопия д) мегавольтная электронная микроскопия
9.
Дополните ответ: метод количественной цитохимии, позволяющий определять
химический состав клеток в гистологическом препарате по поглощению света
клетками называется _______ .
10.
Выберите правильный ответ: прибором, позволяющим получать изображение
объектов с максимальным увеличением до 106 раз благодаря использованию вместо
светового потока пучка электронов, является:
а) сканирующий электронный микроскоп б) мегавольтный электронный микроскоп в) электронный микроскоп просвечивающего типа г) световой микроскоп д) ультрафиолетовый микроскоп
11.
Выберите правильный ответ: этапом приготовления гистологических
препаратов, обеспечивающего предотвращение процессов разложения тканей,
является:
а) забор материала б) фиксация материала в) уплотнение материала г) приготовление срезов
д) окрашивание срезов
12.
Выберите правильный ответ: Структуры клеток, хорошо окрашивающиеся
основными красителями, называются:
а) оксифильными б) базофильными
13.
Выберите правильный ответ: Структуры клеток, хорошо окрашивающиеся
кислыми красителями, называются:
а) оксифильными б) базофильными
14.
Выберите правильный ответ: ядра соматических клеток при использовании
основных красителей окрашиваются: а) оксифильно б) базофильно
15.
Дополните ответ: структура, видимая в микроскоп, но несвойственная организму
в норме и вызываемая самим методом его исследования, называется ________ .
Ключ к тесту
№ вопроса
Верный вариант
1
Мазок, отпечаток, пленка, срез
2 в,г,а,б
3 а
4 б
5 б
6 в
7
Микроскопирование
8
Фазово-контрастная микроскопия
9
Цитофотометрия
10 в
11 б
12
Базофильными
13
Оксифильными
14
Базофильно
15
Артефактом
ЦИТОЛОГИЯ. ЯДРО
1.
Дополните. Клеточный цикл состоит из:________ и _______ .
2.
Дополните. Интерфаза состоит из периодов: ______, ______ и ______ .
3.
Дополните. Митоз состоит из фаз: ______,______,_______ и ______ .
4.
Установите соответствие:
Вид хроматина: степень его конденсации:
1).эухроматин а).участки конденсированного хроматина интерфазного ядра
2).гетерохроматин б).зоны полной деконденсации хроматина
5.
Выберите правильный ответ. Преобладание эухроматина в ядре интерфазной
тканевой клетки свидетельствует о:
1).низком уровне синтетических процессов в нем
2).высоком уровне синтетических процессов в нем
6.
Выберите правильный ответ. Ядрышко выполняет функции:
1).синтез гликогена
2).передача генетической информации
3).синтез рРНК
4).хранение генетической информации
5).синтез ДНК
12.
Выберите правильный ответ: Структуры клеток, хорошо окрашивающиеся
основными красителями, называются:
а) оксифильными б) базофильными
13.
Выберите правильный ответ: Структуры клеток, хорошо окрашивающиеся
кислыми красителями, называются:
а) оксифильными б) базофильными
14.
Выберите правильный ответ: ядра соматических клеток при использовании
основных красителей окрашиваются: а) оксифильно б) базофильно
15.
Дополните ответ: структура, видимая в микроскоп, но несвойственная организму
в норме и вызываемая самим методом его исследования, называется ________ .
Ключ к тесту
№ вопроса
Верный вариант
1
Мазок, отпечаток, пленка, срез
2 в,г,а,б
3 а
4 б
5 б
6 в
7
Микроскопирование
8
Фазово-контрастная микроскопия
9
Цитофотометрия
10 в
11 б
12
Базофильными
13
Оксифильными
14
Базофильно
15
Артефактом
ЦИТОЛОГИЯ. ЯДРО
1.
Дополните. Клеточный цикл состоит из:________ и _______ .
2.
Дополните. Интерфаза состоит из периодов: ______, ______ и ______ .
3.
Дополните. Митоз состоит из фаз: ______,______,_______ и ______ .
4.
Установите соответствие:
Вид хроматина: степень его конденсации:
1).эухроматин а).участки конденсированного хроматина интерфазного ядра
2).гетерохроматин б).зоны полной деконденсации хроматина
5.
Выберите правильный ответ. Преобладание эухроматина в ядре интерфазной
тканевой клетки свидетельствует о:
1).низком уровне синтетических процессов в нем
2).высоком уровне синтетических процессов в нем
6.
Выберите правильный ответ. Ядрышко выполняет функции:
1).синтез гликогена
2).передача генетической информации
3).синтез рРНК
4).хранение генетической информации
5).синтез ДНК
7.
Выберите правильный ответ. Эухроматин представляет собой:
1).конденсированные участки хромосом
2).деконденсированные участки хромосом
8.
Выберите правильный ответ. Гетерохроматин представляет собой:
1).конденсированные участки хромосом
2).деконденсированные участки хромосом
9.
Выберите правильные ответы. К структурным компанентам ядра относятся:
1).ядерная оболочка
2).нуклеоплазма
3).митохондрии
4).ядрышко
5).хроматин
10.
Выберите правильный ответ. Ядрышко синтезирует:
1).лизосомы
2).рибосомы
3).липиды
4).ферменты
11.
Выберите правильные ответы. В состав ядерной оболочки входят структуры:
1).две мембраны, разделенные перинуклеарным пространством
2).ядерные поры
3).рибосомы
4).микротрубочки
5).миофибрмллы
12.
Выберите правильный ответ. Ядрышко хорошо окрашивается красителями:
1).Основными
2). Кислыми
3). Фуксином
4).Орсеином
5).
суданом III
13.
Дополните. Время существования клетки от деления до деления или от деления до
смерти называется ___________.
14.
Установите соответствие:
период интерфазы: основной процесс:
1).пресинтетический а).редупликация молекулы ДНК
2).синтетический б).рост клетки, увеличение РНК
3).постсинтетический в).синтез белков тубулинов и энергии
15.
Выберите правильные ответы. Укажите основные процессы, происходящие в G1
периоде интерфазы:
1).синтез РНК
2).синтез белков и рост клетки
3).редупликация ДНК
4).синтез белков тубулинов
5).образование веретена деления
16.
Выберите правильные ответы. Укажите основные процессы, происходящие в G2
периоде интерфазы:
1).синтез белков тубулинов
2).синтез энергии
3).редупликация ДНК
4).синтез РНК
5). Рост клетки
17.
Выберите правильные ответы. Укажите основные процессы, происходящие в S
периоде интерфазы:
1).синтез РНК
2).редупликация ДНК
3).синтез белков и рост клетки
4).синтез белков тубулинов
5).образование веретена деления
18.
Выберите правильный ответ. Центриоли веретена деления образованы:
1).микрофиламентами
2).микротрубочками
3).промежуточными филаментами
4).миофибрилами
5).нейрофибрилами
19.
Установите последовательность фаз митоза:
1).профаза
2).анафаза
3).телофаза
4).метафаза
20.
Выберите правильные ответы. Профаза митотического деления характеризуется
следующими процессами:
1).образованием материнской звезды
2).спирализацией хромосом
3).растворением ядрышек
4).разрушением ядерной оболочки
5).образованием веретена деления
21.
Выберите правильные ответы. Метафаза митотического деления
характеризуется следующими процессами:
1).спирализацией хромосом
2).разрушением ядерной оболочки
3).образованием фигуры «материнской звезды»
4).растворением ядрышек
5).образованием веретена деления
22.
Выберите правильный ответ. Хромосомы в анафазе митоза:
1).спирализуются
2).мигрируют к противоположным полюсам клетки
3).выстраиваются в экваваториальной плоскости
4).исчезают
5).появляются
23.
Выберите правильные ответы. Телофаза митотического деления характеризуется
следующими процессами:
1).миграцией хромосом к противоположным полюсам клетки
2).реконструкцией ядра
3).цитокинезом
4).образованием веретена деления
5).спирализацией хромосом
24.
Выберите правильный ответ. В пресинтетический период интерфазы клетка
содержит набор хромосом:
1).диплоидный
2).гаплоидный
3).тетраплоидный
4).
полиплоидный
25.
Выберите правильный ответ. Способ деления соматических клеток называется:
1).митозом
2).эндомитозом
3).мейозом
26.
Выберите правильный ответ. Ядрышки образуются:
1).на гранулярной ЭПС
2).в гиалоплазме
3).в области вторичных перетяжек хромосом
4).в ядре
5).в области первичных перетяжек хромосом
27.
Выберите правильный ответ. Способ деления половых клеток называется:
1).митозом
2).эндомитозом
3).мейозом
28.
Выберите правильный ответ. Количество хромосом в соматических клетках
человека составляет:
1).46 2).28 3).48 4).23 5).24
29.
Выберите правильный ответ. В результате эндомитоза образуются клетки с
набором хромосом:
1).гаплоидным
2).полиплоидным
3).тетраплоидный
4).диплоидный
30.
Выберите правильные ответы. Ядро выполняет функции:
1).синтез рибосом
2).хранение и передача наследственной информации
3).образование хромосом
4).синтез белка
5).образование ядрышек
31.
Дополните. Структура, обеспечивающая генетическую детерминацию и
регуляцию белкового синтеза называется ________.
32.
Дополните. В электронный микроскоп ядрышко состоит и компонентов______ и
______.
33.
Установите соответствие:
Вид хромосом: расположение первичной перетяжки:
1).метацентрические а).плечи не одинаковой длины
2).субметацентрические б).резко неравноплечие
3).акроцентрические в).равные плечи
34.
Дополните. Совокупность числа, размеров и особенностей строения хромосом
данного вида называется __________.
35.
Дополните. Образование клеток с повышенным кратным числом ДНК
называется _________.
36.
Дополните. Непрямое деление эукариотических клеток называется ______.
37.
Выберите правильный ответ. Нуклеосома это:
1).рибосома в составе полисом
2).комплекс РНК с белком
3).петля ДНК вокруг молекул гистонов
4).участок ДНК, связанный с РНК-полимеразой
5).малая субъединица рибосомы
38.
Дополните. Нехромосомный способ деления клеток называется ______.
Ключ к тесту