Файл: Одна из основных задач, стоящих перед государством.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ВВЕДЕНИЕ
Одна из основных задач, стоящих перед государством, - это создание действенной, действенной и действенной системы государственного финансового контроля. Из-за низкой финансовой, бюджетной и налоговой дисциплины экономика несет значительные потери, о чем свидетельствует более чем десятилетняя практика российских реформ. В то же время опыт развитых стран показывает, что действенный эффективный контроль является предпосылкой существования сильного государства и важным фактором государственного строительства. Это определяет актуальность темы курсовой работы. Последнее десятилетие ХХ века стало для нашей страны временем изменения производственных отношений, политических и экономических основ российской государственности. Возникла необходимость сломать старые принципы управления, как можно скорее создать новую эффективную экономическую систему и построить на ее основе процветающее гражданское общество.
Это оказалось настолько сложно, что единый подход к реализации экономической стратегии до сих пор не выработан. Одно бесспорно - успешное движение России по пути прогресса невозможно без установления надлежащего порядка во всех жизненно важных сферах, и, прежде всего, в финансово-экономической сфере.
Необходимо контролировать соблюдение хозяйствующими субъектами действующего законодательства, эффективное управление вверенным им имуществом. И, прежде всего, такой контроль должен присутствовать в сфере финансов, которая является основным показателем экономического здоровья. Именно поэтому в развитых странах такое внимание уделяется организации финансового контроля всех сторон экономической жизни, и особенно сферы государственных финансов.
Для России очень актуальна организация эффективной комплексной системы финансового контроля. Существовавшая ранее в стране система финансового контроля была ориентирована на экономику, в которой основная роль принадлежала государственной собственности, управляемой административно-командными методами. Экономические преобразования вызвали необходимость построения принципиально новой системы финансового контроля - целостной, действующей на единых принципах, охватывающей все стороны экономической жизни.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
История финансового контроля в России восходит к первому пакету законов - Русской Правде (XI век). Именно в этом документе в ст. 35,36.37 право высшего должностного лица - князя на денежный контроль было закреплено. В целом нормы Русской правды были направлены на обеспечение справедливого баланса между сообществами и государством в то время. Устав, созданный Владимиром Мономахом (12 век), дополненной Русской Правде и дал финансовый контроль строгий и более упорядоченный характер. В Новгородской республике в период специфической раздробленности (XII-XIV вв.) Важнейшей функцией вече оставалось управление государственными финансами.
Во время правления Ивана III было создано 25 институтов управления государством - приказами, и почти все приказы были связаны с финансовым контролем. Создав новую систему управления, Иван III также создал Казначейство - государственный департамент, в котором хранились деньги и драгоценности. До середины XVI века в России не было единой системы налогообложения, только при Иване Грозном была проведена перепись земель и введена единица налогообложения - большой плуг, что позволило установить единую налоговую систему.
С образованием династии Романовых отношения общества и власти стали регулироваться законами Соборного уложения 1649 года, разработанными и принятыми Земским собором. В Кодексе преступления против денежной монополии государства также были включены в число особо опасных преступлений. Первый орган государственного финансового контроля России - Большое Казначейство - действует с конца 15 века, чтобы четко определить полномочия и упорядочить финансовый контроль. Указом Алексея Михайловича Романова от 10 марта 1656 г. был установлен Порядок учета в Большой казне (Порядок учета). Счетная палата стала своеобразным прообразом современной Счетной палаты России. Порядок подсчета ведет учет государственных доходов и расходов в соответствии с бухгалтерскими книгами и документами других центральных приказов и земельных учреждений, а также требует отчетов от местных финансовых органов.
В связи с введением 10 марта 1656 г. Порядка учета Большой казны (Порядка бухгалтерского учета), положившего начало государственному финансовому контролю в России, В.В. Путин подписал распоряжение о принятии предложения Правительства Российской Федерации. Российская Федерация и Счетная палата РФ отметят в 2006 году 350-летие установления государственного финансового контроля в России.
Реформы Петра 1 изменили организацию государственного финансового контроля. Упразднив Думу, Петр 1 возложил контрольные обязанности на Сенат. Если Ближайшая канцелярия проверяла счета и итоги, соблюдая законность расходования средств, то Сенат принадлежал к высшей проверке полезности, своевременности и эффективности государственных расходов. Поскольку ревизия проводилась по двум ведомствам, ее деятельность не дала ощутимых результатов. В 1718 году для учета всех государственных доходов и расходов были учреждены Ревизионная комиссия и финансовые органы в провинциях, которые представляли отчеты о движении сумм и соображения о выявленных злоупотреблениях.
В 18 веке организация финансового контроля не достигла серьезных успехов: менялись названия, разделялись функции, но недостаточная независимость контролирующих органов тормозила развитие. Только в 19 веке, с реформами М.С.? Эран, госконтроль по сути стал независимым. Руководству по аудиту государственных счетов были предоставлены самые широкие полномочия. И одна из обязанностей заключалась в том, чтобы увидеть выгоды, полученные казначейством в различных операциях. Это были ростки, говоря современным языком, аудиторской проверки эффективности должности финансового контролера и создания специального независимого агентства, что привело к положительным изменениям.
Ведомственный контроль сохранился, но утратил самостоятельное значение. Хотя к концу правления Александра I многие реформаторские изменения были сведены на нет. В том числе и самый главный принцип финансового контроля - проводить аудит по первичным документам, что, несомненно, позволяло чиновникам скрыть истинную ситуацию.
При Николае I счетные отделы казначейских палат появились во всех губерниях. Был значительно расширен штат финансовых контролеров, предоставлены льготы.
Эпоха Александра II подарила России такого легендарного государственного деятеля - В.А. Татаринова. Основываясь на опыте изучения работы контрольно-учетных учреждений европейских стран, он предложил проект реформы государственного контроля, в котором были развиты идеи о независимости финансового контроля. К сожалению, не все начинания реализовались. Однако к концу XIX века система контроля сложилась, основанная на идеях реформатора.
Началом реформ стало наведение должного порядка в системе государственной отчетности, а именно введение единства бюджета и единства кассы, закрепленное законом 1862 года. доходы и расходы начали публиковаться ежегодно. Новая система контроля и аудита позволила создать контрольные палаты, независимые от местных властей в провинции. Постепенно общественное мнение начало по-новому понимать важность органа финансового контроля для улучшения финансового управления и предотвращения финансовых нарушений.
В 1892 году в России был принят Закон о государственном контроле. Высший орган государственного финансового контроля - Государственный контроль - независимый и равноправный государственный орган.
Уже в начале ХХ века возникла идея о необходимости приблизить финансовый контроль к Думе, а не к Правительству. Депутаты требовали контроля не за цифрами, а за целесообразностью затрат и качеством хозяйственной деятельности. Для обеспечения подлинной независимости государственного контроля была введена система незаменимых контролеров, усилена их социальная и правовая защита.
Временное правительство наделило Государственный контроль широкими полномочиями: проводить проверки во всех отраслях экономики и возбуждать уголовные дела. В марте 1917 г. был принят закон, позволяющий привлекать для контроля представителей общественности.
В советское время контрольные органы неоднократно реорганизовывались. В результате сформировалась система государственного контроля, состоящая из Комиссии советского контроля СССР (затем Комитета народного контроля) и аналогичных комиссий в союзных республиках. Эти структуры функционировали под непосредственным руководством партии. Имея массовый характер, народный контроль не обеспечивал должного качества финансового контроля. Бюджетно-финансовый контроль осуществлял Министерство финансов СССР. В целом система государственного контроля включала: партийный, государственный, народный и общественный контроль. Однако система, ориентированная только на выявление нарушений, работала некорректно и не позволяла эффективно расходовать государственные средства.
Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 г., неадекватно отразила вопросы финансового контроля. В ст. 101-103 Конституции включает контрольные полномочия парламента и очень кратко освещает вопрос организации контроля за исполнением федерального бюджета. В этих условиях только внутренний контроль осуществлялся Минфином России.
Однако в ст. 101 п. 5 Конституции гласит, что в целях контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума формируют Счетную палату, состав и порядок работы которой определяются федеральным законом. В соответствии с этим 11 января 1995 г. был принят Федеральный закон О Счетной палате Российской Федерации и создан принципиально новый орган государственного финансового контроля, независимый от исполнительной власти и осуществляющий внешний контроль над управлением. государственные финансовые ресурсы.
С 1995 года в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации контрольно-счетные органы сформированы практически во всех субъектах Российской Федерации.
СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
Финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности хозяйствующих субъектов и менеджмента с использованием определенных форм и методов его организации. Контроль выступает кульминационным моментом цикла управления на том этапе, когда фактические результаты воздействия на объект управления сравниваются с требованиями принятых решений, а при выявлении отрицательных отклонений устанавливаются их причины и виновники, а также принимаются меры. принято для улучшения положения дел. Являясь самостоятельной функцией управления экономикой, контроль не поглощает другие функции, а пронизывает их, оказывая активное влияние на эффективность их использования.
Целью финансового контроля является содействие успешной реализации финансовой политики государства, обеспечение формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях национальной экономики. Его роль в переходе к рынку многократно возрастает.
Финансовый контроль осуществляется путем применения научно обоснованных методов установления степени соответствия практики управления финансовыми ресурсами во всех сферах производства и распределения общественного продукта целям финансовой политики. Институт финансового контроля является составным элементом общей структуры контролирующих органов государства и одновременно выступает важнейшим составным элементом финансовой системы.
В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, выделяют: государственный финансовый контроль, который подразделяется на вневедомственный и ведомственный; негосударственный финансовый контроль:
-
внутрихозяйственный контроль в рамках корпоративного и некорпоративного финансового контроля; -
аудиторский контроль как подсистема независимого контроля в виде общего и банковского аудита;
-
гражданский финансовый контроль; -
государственный финансовый контроль; -
юридический финансовый контроль; -
страховой финансовый контроль и другие виды.
Государственный вневедомственный финансовый контроль осуществляется следующими контролирующими органами: