Файл: Инструкция "Посмотрите на эти рисунки, здесь нарисовано четыре предмета, три из них между собой сходны, и их можно назвать одним названием, а четвертый предмет к ним не подходит..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.Мышление — высшая ступень человеческого познания; процесс познания окружающего реального мира, основу которого составляет образование и непрерывное пополнение запаса понятий, представлений; включает в себя вывод новых суждений (осуществление умозаключений).

Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы.Социальная природа мышления проявляется в том, что люди, усваивая язык, овладевая речью, непроизвольно усваивают и базисные представления о мире, т.е. первоначальные суждения о жизни. Таким образом, они усваивают готовые формы мысли. Кроме того, овладевая систематическими знаниями в процессе получения образования, человек овладевает системой взглядов, способами рассуждения и тем уровнем знаний, которые доступны ему в данное время.К видам мышления относится наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление, а к формам мышления — понятие, суждение и умозаключение. Этих результатов мыслительной деятельности человек добивается благодаря методам мышления, в числе которых индукция, дедукция, анализ, синтез и сравнение.

2.Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются прежде всего в том, что у них по разному складывается соотношение видов и форм мыслительной деятельности (практически-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления).

К индивидуальным особенностям мышления относятся и качества познавательной деятельности (качества ума): глубина, широта, гибкость, устойчивость, осознанность, критичность, самостоятельность.Приведем краткое описание некоторых методик.
1. "Исключение лишнего" (предметный вариант). Цель: исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки.
Материал: набор карточек с изображением четырех предметов на каждой.
Инструкция: "Посмотрите на эти рисунки, здесь нарисовано четыре предмета, три из них между собой сходны, и их можно назвать одним названием, а четвертый предмет к ним не подходит. Скажите, какой из них лишний и как можно назвать остальные три, если их объединить в одну группу?"

Исследователь вместе с испытуемым решают и разбирают первое задание. Остальные испытуемый по мере возможности разбирает самостоятельно. Если он испытывает затруднения, исследователь задает ему наводящий вопрос. В протоколе записывают номер карточки, название предмета, который испытуемый исключил, слово или выражение, при помощи которого он обозначил

остальные три, объяснения, все вопросы, которые ему были заданы, и его ответы.
2. "Исключение лишнего" (словесный вариант). Материал: бланк с напечатанными сериями из пяти слов (рис. 16).
Инструкция: "Здесь в каждой строчке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить (словесно или вычеркнуть).
Бланк для словесного варианта
Если испытуемый справляется с первыми тремя-четырьмя заданиями и ошибается по мере их усложнения или он верно решает задание, но нс может объяснить свое решение, подобрать название группе предметов, то можно сделать вывод о его интеллектуальной недостаточности.
Если испытуемый объясняет причину объединения предметов в одну группу не по их родовым или категориальным признакам, а по ситуационным критериям (т.е. придумывает ситуацию, в которой как-то участвуют все предметы), то это показатель конкретного мышления, неумения строить обобщения по существенным признакам.
В таблице 2 представлена шкала для оценки уровня операции обобщения.
Таблица 2. Шкала для оценки уровня развития операции обобщения
Шкала для оценки уровня развития операции обобщения.

Воображаюение

1.Воображение – психический процесс отражения, заключающийся в воспроизведении в сознании новых образов, явлений на основе реконструкции представлений прошлого опыта, рассмотрения различных понятий в новых сочетаниях.

Воображение тесно связано с мышлением: образы воображения создаются при помощи различных мыслительных операций, важнейшими из которых выступают анализ и синтез.

Функции воображения:

представлять действительность в образах



регулировать эмоциональное состояние

произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека

формирование внутреннего плана действий

планирование и программирование деятельности.

2.эмоциональное, образное, словесно-логическое

3.Методика исследования творческого воображения

Применяется для обследования подростков и взрослых.

Цель: оценка особенностей творческого воображения.

Лошадь

Дорога

Шляпа

Инструкция. Прочитать слова, написанные на бланке, и составить из них возможно большее количество предложений так, чтобы в каждое входили все три слова.

3. Упражнение «ребусы»

Разгадывание ребусов помогает мыслить нестандартно, творчески. Учит ребенка анализировать.
В ребусах могут присутствовать изображения, буквы, цифры, запятые, дроби, размещенные в самом разном порядке. Давайте попробуем вместе решить несколько простых ребусов.


На первом мы видим слог «БА» и «бочку». Соединим: БА + Бочка = Бабочка.
На втором принцип тот же: Баран + КА = Баранка.
Третий посложнее. Нарисован рак, а рядом «а = у». Значит в слове рак, букву «а» нужно заменить на букву «у», получим «рук». К этому прибавим еще одну «а»: рук + а = рука.
Четвертый ребус с запятой. Так как первой стоит буква «А», то слово-отгадка на нее начинается. Далее видим «кулак», после картинки запятая, значит от слова «кулак» нужно отнять последнюю букву. Получим «кула». Теперь объединяем все вместе: А + кула = акула.
Пятый ребус только на первый взгляд сложный. Нужно убрать букву «и» из слова «пила», а слово «кот» прочитать задом наперед. В результате получаем: пла + ток = платок.
Шестой, полностью буквенный ребус. С первой и последней буквами все понятно, а что с серединкой? Мы видим букву «о», нарисованную в буке «т», так и скажем «в т о». Соединяем: А + ВТО + Р = АВТОР.