Файл: Реформирование политической системы России при Александре I.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Реформирование политической системы России при Александре I
Александр I Павлович, старший сын императора Павла I Петровича и его второй жены императрицы Марии Фёдоровны родился 12 декабря 1777 года в Петербурге. Считается, что от своей бабушки будущий император унаследовал гибкость ума, умение обольщать собеседника, страсть к актерской игре, граничащую с двуличием. В этом Александр едва ли не превзошёл Екатерину II.
Вступив на престол после убийства своего отца в результате заговора, он начинал своё правление как настоящий реформатор. Александр I намеревался осуществить радикальную реформу политического строя России. Он объявил свою приверженность политическому курсу Екатерины II. Издал ряд указов, восстановивших отменённые Павлом I дворянские вольности. Так были подтверждены жалованные грамоты дворянству и городам, возвращены на службу около 12 тыс. опальных лиц, объявлена амнистия всем бежавшим за границу. Кроме того, дворянство и духовенство были освобождены от телесных наказаний, введена свобода передвижения и торговли.
С 1801 г. был издан ряд законодательных актов, облегчивших положение крестьян. Наиболее известны среди них закон 1801 г., разрешавший приобретать незаселённые земли купцам, мещанам и государственным крестьянам, а также указ 1803 г. о «вольных хлебопашцах», позволявший помещикам отпускать крестьян на волю с наделением их землей за выкуп. В 1808 г. помещикам было запрещено торговать крестьянами на ярмарках, а в 1809 г. – ссылать их на каторгу. В 1816–1819 гг. получили личную свободу помещичьи крестьяне прибалтийских губерний. Кроме того, печально известная система военных поселений(Военные поселения — система организаций войск в России в 1816—1857 годах, сочетавшая военную службу с занятием производительным трудом, прежде всего сельскохозяйственным. ), возникших после 1816 г. под началом Алексей Андреевич Аракчеева, тоже преследовала благородную цель – жившие в них крестьяне освобождались от крепостной зависимости.
Однако нерешительность и половинчатость в проведении реформ, вызванная сопротивлением дворянской верхушки общества – основы самодержавного аппарата, привели к тому, что положение крестьян за годы правления Александра I по большому счету не изменилось. Формально свободные от крепостной зависимости жители военных поселений, будучи лишёнными права торговли и занятий промыслами оказались прикреплены к земле сильнее, чем прежде. Указ 1809 г. о запрещении ссылать крестьян был фактически отменен законом 1822 г., по которому помещики могли «за дурные поступки» отправлять своих крепостных на поселение в Сибирь.
В правление Александра I было разработано несколько конституционных проектов. Самым замечательным из них был проект, разработанный статс-секретарем императора М.М. Сперанским, «Введение к Уложению государственных законов» (1809 г.). Он предусматривал серьезные изменения в политической системе России:
-
1) разделение властей. Законодательную власть должна была представлять выборная Государственная дума; исполнительную власть — министерства; судебную — Сенат. Власти, однако, сосредоточивались в особе императора. Поэтому при монархе для координации деятельности всех государственных ведомств учреждался совещательный орган из высших чиновников — Государственный совет. Дума должна была доносить до императора народное мнение и выполнять функцию общественного контроля над бюрократией. Она была наделена не законодательными, а законосовещательными функциями; -
2) деление общества на три сословия: дворянство, среднее состояние (купцы, зажиточные мещане и государственные крестьяне) и рабочий народ (крепостные, рабочие и слуги). Политические и гражданские права должны были получить первые два сословия, но доступ в них должен был оставаться открытым для третьего; -
3) принципы неприкосновенности личности и собственности должны были распространяться на всех подданных.
Помимо составления этого проекта Сперанский провел следующие реформы:
-
1) добился принятия законов о лишении придворных гражданских чинов и обязательном образовательном цензе (высшее образование) для занятия высших чиновничьих постов; -
2) провел важные экономические реформы, позволившие оздоровить финансовую систему России (в том числе за счет налогов и принудительных займов, налагавшихся на дворянство, и проведения непопулярной таможенной политики, ориентированной на ограничение ввоза предметов роскоши).
Эти мероприятия, естественно, вызвали ненависть дворянства по отношению к реформатору. Кроме того, Александр I сам постепенно стал отходить от либеральных увлечений своей юности. В результате из его проекта было реализовано только положение о создании чисто бюрократического органа — Государственного совета, что ни в коей мере нельзя назвать шагом по пути радикальной модернизации государственного устройства России. Однако идеи реформатора составили ту основу, на которой в 1850—1860-е гг. разрабатывались проекты либеральных российских реформ.
Хотя практические итоги продолжавшихся в течение двух десятилетий реформаторских исканий верховной власти оказались незначительными, именно в этот период впервые в российской истории были сформулированы конституционные принципы государственного устройства, нашедшие воплощение в последующих реформах.Зарина
Алина
Реформирование политической системы России при Александре I
Первая четверть XIX в. ознаменовалась проведением реформ, впервую очередь в сфере государственного управления. Данные реформы связываются с именами императора Александра I и его ближайших соратников — М. Сперанского и Н. Новосильцева. Однако данные реформы были половинчатыми и не были завершены.
Основные реформы, осуществленные при Александре I:
- Указ "О вольных хлебопашцах";
- министерская реформа;
- подготовка плана реформ М. Сперанским;
- дарование Конституций Польше и Бесарабии;
- подготовка проекта российской Конституции и программы отмены крепостного права;
- учреждение военных поселений.
Целью данных реформ было совершенствование механизма государственного управления, поиск оптимальных вариантов управления для России. Главными особенностями данных реформ были их половинчатый характер и незавершенность. Данные реформы привели к незначительным изменениям в системе государственного управления, но не решили главных проблем — крестьянского вопроса и демократизации страны.
Александр I пришел к власти в результате дворцового переворота 1801 г., который был осуществлен противниками Павла I, недовольными резким отходом Павла 1 от екатерининских порядков. В ходе переворота Павел I был убит заговорщиками и на трон был возведен Александр I — старший сын Павла и внук Екатерины. Короткое и жесткое 5-летнее правление Павла I закончилось. В то же время возвращение к екатерининским порядкам — праздности и вседозволенности дворянства — было бы шагом назад. Выходом из положения стало проведение ограниченных реформ, которые стали попыткой приспособить Россию к требованиям нового века.
Для подготовки реформ в 1801 г. был создан Негласный комитет, в который вошли ближайшие соратники — "молодые друзья" Александра I:
- Н. Новосильцев;
- А. Чарторыйский;
- П. Строганов;
- В. Кочубей.
Данный комитет в течение 4 лет (1801 — 1805) был мозговым центром реформ. Большинство сторонников Александра были сторонниками конституционализма и европейских порядков, однако большая часть их радикальных предложений не была реализована в силу нерешительности Александра I, с одной стороны, и возможной негативной реакции дворян, приведших его на трон, — с другой.
Основным вопросом, которым занимался Негласный комитет в первые годы своего существования, была разработка программы отмены крепостного права в России, сторонниками которой были большинство членов комитета. Однако после длительных колебаний Александр I не решился на проведение такого радикального шага. Вместо этого императором в 1803 г. был издан Указ "О вольных хлебопашцах" 1803 г., который впервые в истории крепостнической России разрешал помещикам отпускать крестьян на волю за выкуп. Однако данный Указ не решал крестьянской проблемы. Шанс своевременно отменить крепостное право был упущен. Другими реформами Негласного комитета стали:
- министерская реформа — вместо петровских коллегий в России были созданы министерства европейского образца;
- реформа Сената — Сенат стал судебным органом;
- реформа образования — было создано несколько видов школ: от самых простых (приходских) до гимназий, были даны широкие права университетам
В 1805 г. Негласный комитет в силу его радикализма и разногласий с императором был распущен.
В 1809 г. Александр I поручил подготовить новый план реформ Михаилу Сперанскому — заместителю министра юстиции и талантливому юристу-государствоведу. Целью планируемых М. Сперанским реформ было придание российской монархии "конституционного" внешнего вида, не меняя ее самодержавной сути. В ходе подготовки плана реформ М. Сперанским были выдвинуты следующие предложения:
- при сохранении власти императора ввести в России европейский принцип разделения властей;
- для этого создать выборный парламент — Государственную Думу (законодательную власть), Кабинет министров (исполнительную власть), Сенат (судебную власть);
- Государственную Думу избирать путем всенародных выборов, наделить ее законосовещательными функциями; наделить императора правом, при необходимости, распускать Думу;
- разделить все население России на три сословия — дворяне, "среднее состояние" (купцы, мещане, горожане, государственные крестьяне), "рабочий люд" (крепостные, прислуга);
- наделить избирательным правом только дворян и представителей "среднего состояния";
- ввести систему местного самоуправления — в каждой губернии избирать губернскую думу, которая бы формировала губернскую управу — исполнительный орган;
- Сенат - высший судебный орган — формировать из представителей, избираемыми губернскими думами, и, таким образом, сосредоточить в Сенате "народную мудрость";
- Кабинет министров из 8 — 10 министров предоставить формировать императору, который бы лично назначал министров, и которые были бы лично ответственны перед самодержцем;
- связующим звеном между тремя ветвями власти — Государственной Думой, судебным Сенатом и Кабинетом министров сделать особый орган — Государственный совет, назначаемый императором, который бы координировал работу всех ветвей власти и был бы "мостом" между ними и императором;
- на вершине всей системы власти должен был стоять император — наделенный широкими полномочиями глава государства и арбитр между всеми ветвями власти.
Из всех главных предложений Сперанского на деле была реализована только их небольшая часть:
- в 1810 г. создан Государственный совет, который стал назначаемым императором законодательным органом;
- в это же время усовершенствована министерская реформа — все министерства были организованы по единому образцу, министры стали назначаться императором и нести перед ним персональную ответственность.
Остальные предложения были отвергнуты и так и остались планом.
Переломным моментом в ходе реформ стала "Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях", направленная в 1811 г. императору известным историком и общественным деятелем Н. Карамзиным. "Записка" Н. Карамзина стала манифестом консервативных сил, оппозиционных реформам Сперанского. В данной "Записке о древней и новой России" Н. Карамзин, анализируя историю России, выступал против реформ, которые приведут к смуте, и за сохранение и упрочение самодержавия — единственного спасения России.
В этом же 1811 г. реформы Сперанского были прекращены. В марте 1812 г. М. Сперанский был назначен генерал-губернатором Сибири — фактически отправлен в почетную ссылку.
Решение об отмене крепостного права во всей России так и не было принято. Его рассмотрение затянулось на несколько лет, пока император Александр I не умер в 1825 г., после чего он был вообще снят с повестки дня. Главными причинами затяжки решения крестьянского вопроса (а вместе с ним и принятия Конституции) были личная нерешительность Александра I и противодействие верхушки дворянства. 7. В 1820-е гг. в окружении Александра I взяло верх консервативно-карательное направление. Его олицетворением стал П. Аракчеев, начинавший карьеру военным советником Александра и в 1820-е гг. ставший фактически вторым человеком в государстве. Данный период заката реформ получил название "аракчеевщина". Именно в этот период были окончательно сорваны планы принять Конституцию и отменить крепостное право. Наиболее одиозным решением П. Аракчеева стало создание в России новых ячеек общества — военных поселений. Военные поселения стали попыткой соединить в одном лице и в одном образе жизни крестьянина и солдата: