Файл: Самость как смысловой центр личности Шишкина В.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Самость как смысловой центр личности

ВЫПОЛНИЛА: Шишкина В.

  • Один из важнейших архетипов, о которых подчас говорят психологи, – Самость, которая является самой основой, сердцевиной личности, подлинностью, «настоящестью». Самость, по Юнгу, – центральная точка. Вокруг неё собраны остальные элементы психики. Она включает в себя и бессознательное, и сознательное.
  • Неспециалисты могут легко спутать Я и Самость, но они – не есть одно и то же. Я является центром сознания. А Самость – сознание и бессознательное в единстве
  • Юнг рассматривал Самость, в её выражении через различные символы. Один из главных таких символов – мандала (чаще всего круг с узорами, архетипический образ). Существование мандал, как явления, можно обнаружить не только сегодня, но и заглянув вглубь истории.
  • По Юнгу, мандала – образное представление о целостности человека и его божественном начале. Такой рисунок может рассматриваться в качестве символического изображения самой Самости. Мандалы давно использутся для медитаций, а сегодня и в психологии, психотерапии, для самопознания и т.д. Но вернёмся непосредственно к Самости.
  • Самость во многом предопределяет то, как и чем живёт человек. Она имеет отношение к достижению целостности. Жизнь из Самости даёт шанс реальному самоосуществлению.
  • Если говорить о самосовершенствовании, то, пожалуй,Самость – есть высшая цель жизни, особый уровень духовного развития, сравнимый с уровнем Бога. Речь не о том, чтобы низвергнуть Бога, встав на его место, а раскрытии особого состояния внутри себя.
  • Юнг полагал, что Самость – это Бог внутри человека, то, что превосходит ограниченные возможности его разума. А известную даже нерелигиозным людям фигуру Христа он считал самой воплощенной идеей Самости.

  • В сновидениях, мифах и сказках Самость обычно воплощается в виде таких символов, как мудрый старец, пророк, герой, спаситель, круг, квадрат, крест и т.д. Если Самость выражает единство противоположностей, то на рисунках выглядит в виде пар, например, инь и ян, герой и противник, тёмное и белое. Кстати, привычное изображение нимба над головой святого – тоже знак самости.
  • Юнг считал, что установление устойчивой связи с собственной Самостью – это задача человека, двигающегося по пути духовного развития. Самость – некая свобода, необусловленность, эмоциональная отстранённость. Нет, это не значит жить без эмоций. Находиться в Самости – это быть в настолько устойчивом контакте с собой, чтобы эмоции не уносили от собственной «настоящести».
  • Знать о Самости – замечательно. Но само по себе знание этого состояния, к сожалению, его самого не даёт. Если считать, что Самость – есть то, что позволяет жить из собственного центра, вне застревания во внутренних конфликтах, то работа с психологом во многих случаях даёт толчок для движения именно к этому.