Файл: Законы, регулирующие режим труда и отдыха водителя Разные нормы труда в зависимости от типа работы водителя.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
-
Законы, регулирующие режим труда и отдыха водителя -
Разные нормы труда в зависимости от типа работы водителя -
Из чего состоит и как рассчитывается время работы и время перерыва -
Таблица режимов труда и отдыха -
Презентация с детальным объяснением норм труда / отдыха от нашей компании -
Как сделать эффективной работу по контролю за соблюдением режимов труда и отдыха водителей
Законы, регулирующие режим труда и отдыха водителя
Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей требование соблюдать режимы труда и отдыха (РТиО) водителей зафиксировано в Статье 20 Закона "О безопасности дорожного движения", часть 1. В этой же статье закреплено требование оснащать тахографами грузовики N2, N3 и автобусы M2, M3.
Конкретные нормы РТиО для транспорта, передвигающегося по дорогам Российской Федерации, закреплены в Приказе Минтранса №424 от 16.10.2020 г. "Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей". Действие приказа распространяется на всех юрлиц и ИП - работодателей, а также на индивидуальных предпринимателей, которые работают на себя.
При этом Приказ №424 устанавливает ряд исключений. Требования приказа не касаются водителей служебного транспорта органов госвласти, МВД, Росгвардии, Минообороны, МЧС, спецслужб, скорой медицинской помощи. Также освобождены от обязанности следовать приказу водители, которые управляют транспортом в пределах границ территории предприятия, не выезжая на дороги общего пользования, и водители, совершающие зарубежные рейсы (они подчиняются международным правилам ЕСТР и отдельных государств).
Примечание. Для физических лиц, которые не связаны трудовым договором с какой-либо организацией и эксплуатируют грузовики свыше 3,5 тонны или автобусы, требование соблюдать нормы времени управления ТС и РТиО закреплено в Статье 20 Закона "О безопасности дорожного движения" (часть 3). Детально эти нормы прописаны в
Статье 26 Правил дорожного движения.
Нормы труда в зависимости от типа работы водителей
В соответствии с положениями Приказа №424, нормальная продолжительность рабочего времени водителя не должна превышать 40 часов в неделю.
Когда водитель работает 5 дней в неделю или 6 дней в неделю, то продолжительность ежедневной работы (смены) определяется путем деления рабочих часов за всю неделю на количество рабочих дней.
Если стандартная ежедневная или еженедельная продолжительность не может соблюдаться (например, не хватает 8 часов в день или график работы 2/2), то для водителей устанавливается суммированный учет рабочего времени.
При суммированном учете время работы водителя не ограничивается 40 часами в неделю. За основу берется другой период (допустим, месяц) и контролируется количество часов за это время.
Пример:
В июле 176 рабочих часов. Планируя активность на месяц, можно гибко настроить работу водителей. В первую неделю учетного периода отработать 50, а во вторую неделю только 20. И так далее, в зависимости от производственной необходимости.
В то же время, при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не должна превышать 10 часов. Но работать до 12 часов позволено водителям:
-
аварийных служб, -
коммунальных служб, -
инкассации, -
учреждений здравоохранения, -
телефонной, почтовой, телерадио служб и других видов связи, -
работающим в составе вахтовых бригад, -
работающим на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении, -
в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.
Далее подробнее расскажем об особенностях соблюдения РТиО с учётом разных условий труда.
Из чего состоит и как рассчитывается время работы и перерыва
▊ РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ. Включает интервалы, когда водитель непосредственно исполняет свои трудовые обязанности. По приказу №424 это:
-
время управления автомобилем; -
время работы, не связанное с управлением автомобилем (медицинские осмотры, предрейсовый контроль, погрузка/разгрузка, стоянки/простои и т.д); -
время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем.
Отдыхи и перерывы, кроме специальных, время перерыва между частями рабочего дня (смены), а также режим готовности второго водителя (когда автомобилем в составе экипажа управляет первый) в рабочее время не входят.
Примеры:
График 5/2, режим работы с 08:00 до 17:00, перерыв на обед с 12:00 до 13:00. Следовательно продолжительность ежедневной работы (смены) составит 8 часов.
-
График 2/2, режим работы с 08:00 до 19:00, перерыв на обед с 13:00 до 14:00, продолжительность ежедневной работы (смены) составит 10 часов
Работать водитель может в день до 10 часов при суммированном учёте (или 12 для отдельных категорий), однако управлять автомобилем из этих 10 часов позволено не более 9. Правда, есть исключение: допускается 2 раза в календарную неделю увеличить время управления до 10 часов (но не более двух раз в неделю). Водители могут увеличить время на 2 часа в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.
Примечание: Работодателю запрещается устанавливать для водителей время управления, с учетом отступлений.
▊ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПЕРЕРЫВЫ
Теперь поясним, что такое специальные перерывы, которые входят в состав рабочего времени. Согласно Пункту 13 Приказа №424:
Не позднее 4 часов 30 минут времени управления автомобилем, после окончания времени отдыха или специального перерыва водитель обязан сделать специальный перерыв продолжительностью не менее 45 минут, если не наступает время отдыха или перерыва, продолжительность которых превышает продолжительность специального перерыва. Специальный перерыв может быть разделен на несколько частей, первая из которых должна составлять не менее 15 минут, а последняя – не менее 30 минут.
Примеры:
Вы проехали 1 час, остановились на 20 минут (не менее 15 минут), затем проехали ещё 2 часа и решили сделать специальный перерыв, т.к. далее планируете длительное время двигаться без остановок. Раз 20 минут вы уже отдохнули, то сейчас достаточно отдохнуть не менее 30 минут. Получается 2 части спецперерыва: 20 и 30 минут.
Вы можете проехать 1 час, остановиться на 40 минут (не менее 15 минут), затем проехать 2 часа и для спецперерыва необходимо отдохнуть 30 минут. Получается 2 части спецперерыва 40 и 30 минут.
Отдых продолжительностью до 15 минут (от 1 до 14 минут) не может считаться частью спецперерыва.
Для водителей автобусов, задействованных в городском или пригородном сообщениях, спецперерыв может быть разделен на несколько частей продолжительностью не менее 10 минут, т.е. 45 минут спецперерыва можно «собрать» из отрезков по 10 минут.
Примеры:
Вы проехали 30 минут – отдых 10 минут, проехали 30 минут – перерыв 15 минут, проехали 1 час – отдых 11 минут, проехали 1 час – перерыв 15 минут. Итого время управления составило 3 часа, отдых составил 51 минуту (не менее 45 минут), счетчик управления «обнулился», можно вновь управлять 4 часа 30 минут.
Но что делать, если 4 часов 30 минут управления недостаточно? Приказом № 424 предусмотрено, что водитель может превысить время управления автомобилем (те самые 4 часа 30 минут управления), но не более чем на 1 час, в целях следования автомобиля к конечному месту назначения или к месту ближайшей стоянки для отдыха.
▊ ВРЕМЯ ОТДЫХА И ПЕРЕРЫВОВ. Включает интервалы, в течение которых работник свободен от исполнения трудовых обязанностей. Он может использовать его в своих личных целях. Это:
перерыв для отдыха и питания в течение рабочего дня (смены);
-
ежедневный (междусменный) непрерывный отдых (далее - ежедневный); -
еженедельный отдых; -
время перерыва между частями рабочего дня (смены).
Перерыв на отдых и питание от 30 минут до 2 часов. В случае если продолжительность ежедневной работы (смены) более 8 часов, водителю могут предоставляться два перерыва общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут, например, два перерыва по 1 часу.
Длительность ежедневного отдыха вместе с перерывом для отдыха и питания в течение ежедневного периода должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий рабочий день (смену). Это требование применимо при нормальной продолжительности рабочего времени водителя.
Пример:
График 5/2, с 08:00 до 17:00, перерыв для отдыха и питания с 12:00 до 13:00. Продолжительность ежедневной работы составит 8 часов, значит отдых должен быть в два раза больше, то есть 16 часов. С 17:00 до 08:00 получаем 15 часов + 1 час перерыв на обед. Итого получаем 16 часов.
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного отдыха должна быть не менее 11 часов, которые нужно использовать до завершения так называемого ежедневного периода. Это период времени продолжительностью не более 24 часов с момента начала работы. И в эти 24 часа должен входить 11 часовой ежедневный отдых.
Пример:
С момента начала работы у нас есть 24 часа, последние 11 из которых водитель должен отдыхать. 24-11=13 часов. То есть начав работу в 07:00 уйти на отдых мы можем не позднее чем в 20:00 (7+13). Ежедневный отдых тогда составит требуемые не менее 11 часов (с 20:00 до 07:00).
Но и такой ежедневный отдых продолжительностью не менее 11 часов возможно сократить. Допускается уменьшение этого времени до не менее 9. Но сокращать таким образом разрешается не более трех раз между завершением одного еженедельного отдыха и началом следующего.
Также допускается разделение ежедневного отдыха на 2 и более части, первая из которых имеет продолжительность не менее 3 часов, а последняя не менее 9 часов.
Еженедельный отдых должен составлять не менее 45 часов. Он должен начинаться не позднее шестого ежедневного периода, наступающего с момента завершения предыдущего еженедельного отдыха.
Допустим, если вы вышли на работу после двух выходных дней, вы можете отработать не более 6 смен, затем должны пойти вновь отдыхать не менее 45 часов. Работать подряд 7 или более дней запрещается. Но есть исключение: можно сократить 45 часовой отдых до не менее 24 часов, но только один раз в течение двух подряд календарных недель. Отработали 6 дней, сутки отдохнули, вышли ещё на 6 дней, но теперь придётся отдыхать не менее 45 часов.
Время перерыва между частями рабочего дня (сменами) может быть разделено работодателем на части при согласии водителя. Перерыв устанавливается не позже, чем через 5 часов после начала работы и можно между частями рабочего дня. Суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать: для водителей, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском или пригородном сообщении - 3 часа, а для остальных водителей - 5 часов.