Файл: Ано дпо "волгоградская гуманитарная академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы" Программа профессиональной переподготовки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АНО ДПО "ВОЛГОГРАДСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ"
Программа профессиональной переподготовки
Учитель биологии. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС (620)
Дисциплина: Ботаника
Практическое задание 3, Модуль 3. Развитие растительного мира на Земле
Выполнил:
слушатель Умаров Хасмагомед Абдулбекович
Преподаватель:
Коновалова Лидия Викторовна
г.о. ГОРОД-ГЕРОЙ ВОЛГОГРАД - 2023
Задание 1.
Растительное сообщество – это группа взаимосвязанных между собой растений разных видов, которые длительное время растут в определенной местности с однородными условиями жизни.
Примеры из книги А.В. Цингера «Занимательная ботаника» о жизни растений, которые можно использовать при изучении темы «Растительные сообщества».
Пример 1.Эвкалиптовая роща-страница книги -19.
Вот перед нами высокие деревья, под сенью которых ютится простенький кабачок. Деревья более курьезны. чем красивы.
Непривычному взгляду они кажутся большими, ободранными. И ствол,
и большие сучья - голые ;безобразными лохмотьями висит на них облупливающаяся кора. Только на макушке да на концах сучьев свешиваются длинные саблевидные листья. На европейских экземплярах
не всегда можно проследить интересное свойство листьев повёртываться
ребром к лучам солнца и не давать тени ; но бросается в глаза другая
особенность. Узкие, кривые темно-зеленые листья взрослого дерева совершенно не похожи на широкие бледно-сизые листья молодых побегов. Трудно поверить, что это - листья одного и того же дерева. Только
присмотревшись к побегам разных возрастов, можно увидеть постепенные переходы от одной формы листа к другой.
По деревьями в большом количестве валяются сухие деревянистые колпачки. По неопытности мы можем принять их за оболочки плодов;
но сведущий ботаник обьяснит нам, что это - верхние части деревянистых венчиков, отпадающие при распускании цветов. Из-за жёсткости венчиков неопытные люди часто принимают нераспустившиеся цветы эвкалиптов за плоды.
Стоящие перед нами деревья высоки и мощны, мы с вами вдвоём едва обхватываем ствол. На наш взгляд мы даём дереву лет 80, если не все 100.
Пример 2.Тропические леса-страницы книги 29-31.
Но именно в этих чуждых для нас дебрях, под лучами тропического
солнца, на тучной почве, в удушливо-сырой атмосфере создала природа
величайшие по длине растительные стебли. Тут пальма первенства принадлежит…пальмам; не пальмам деревьям, стройные стволы которых никогда не достигают и половины высоты эвкалиптов, а тонкоствольным
пальмам-лианам, так называемым ротангам, которые тянутся вверх, цепляясь за стволы и сучья наиболее высоких деревьев тропического леса. Стволы ротанговых пальм обыкновенно очень тонки - всего в четыре-пять сантиметров диаметром, а то и меньше. Крона состоит из пучка перистых листьев, стержни которых заканчиваются длинными прочными
хлыстами. На этих хлыстах сидят большие, твёрдые, острые, загнутые книзу шипы ; острыми колючками усажены также и листья, и верхняя часть стебля. Вырастая около какого-нибудь дерева, колеблемая ветром пальма прочно цепляется своими “ гарпунами “ за ствол. Быстро выростают
новые и новые листья, которые цепляются за дерево всё выше и выше. Нижние листья постепенно опадают, пальма, оставаясь по-прежнему лишь с небольшой кроной, лезет вверх по дереву. Вот она добралась наконец до самой макушки; её цель достигнута : из тенистого сумрака она выбралась
на свет и может купать свои листья в горячих лучах солнца. Её питание усиливается ; она продолжает расти, но она уже не может тянуться далее вверх : ей уже не за что зацепляться. Её крона остаётся
на месте, а всё удлиняющийся и удлиняющийся стебель спускается вниз.
Около дерева, служащего опорой нашей пальме, образуются огромные
перепутанные петли “чёртовых канатов”,как их прозвали первые европейцы, которым приходилось прокладывать себе дороги по тропическим дебрям. Это прозвище сохранилося и в научном названии:
один вид ротанговых пальм так и называется ботаниками,”канат дьявола”.
Пример 3.Высокогорная альпийская флора-страницы книги 45.
Эти растения приспособились к жизни вблизи границы вечных снегов;
они успевают цвести и приносить плоды за ту очень недолгую пору, когда они освобождаются из-под снега. Розетка прикорневых листьев, очень коротенький стебелёк и немного крупных, ярких цветов, часто всего на два-три сантиметра возвышающихся над почвой ; некоторые же из таких растений приносят всего только по одному цветку. Альпийская генцин или горечавка имеет ярко-синий цветок, который во много раз длиннее стебелька и кажется растущим прямо из земли. У горной формы одуванчика цветок всего на два сантиметра возвышается над землёй.
Пример 4.Холодная тундра с болотами-страницы книги -46-47.
Ива растёт в холодной тундре-это древесное растение: его стебель
многолетний; но как не идёт название” дерева” или” кустарника” к этим стелющимся по земле стебелькам, от которых веточки с серёжками цветов лишь сантиметров на пять поднимаются вверх. Карликовую берёзу
можна встретить на побережье Северного полярного моря, в таком берёзовом лесу можна собирать грибы, которые растут выше самих берёзок. Остатки этих карликовых ив и берёзок на различных глубинах торфяных болот находят во множестве в таких местах, где сама ива и берёзка давным-давно исчезли. Помимо более крупных остатков, в торфе сохранилися очень много пыльцы цветов различных видов ивы.
Пример 5.Речное сообщество Волги – страницы книги 50-55.
Так неужели эта чистая и тихая волжская гладь цветёт ?Неужели вёсла, которые опускаете вы в гладкую поверхность реки, опускаются в цветущу воду ?Да, юные друзья, это именно так! Конечно, это не надо понимать в том смысле, что здесь под спокойной гладью реки растут какие то подводные луга, что от нашего взора спряталися под водою какие - либо
ряски, белые нимфеи или зелёные рдесты,- таких растений, разумеется, здесь нет и в помине, но зато здесь, в текущей речной воде- своеобразный мир пигмеев, мелких, микроскопических растений, которые мы сможем увидеть с вами только “ вооружённым глазом “ - через
микроскоп. Cреди этих невидимых простым глазом обитателей “волжской
цветущей воды “, конечно, надо поставить на первое место известные уже вам диатомеи, или кремнезёмы. Они неизменно господствуют в волжской воде в течении всего года и особенно летом и осенью, когда некоторые
из диатомей достигают необыкновенно пышного развития. Любопытно, что летом в речной воде преобладают одни формы диатомей, а осенью-
совсем другие; так, летом в наших пресных водах, после спада вешних вод наиболее пышно развиваются изящные колониальные звёздочки-астерионелли, количество которых в отдельных пробах достигает 134 миллионов в одной литре воды, а число табеллярий в такой же пробе превышает 62 миллиона. В сентябре-октябре вышеперечисленные водоросли отходят на второй план, зато нитчатые, колониальные мелезиры развиваются особенно пышно, достигая почти ста миллионов штук в одном литре воды.
Задание 2.
Задания для проверки знаний школьников по теме «Происхождение растений. Развитие растительного мира на Земле».
Начальный уровень знаний ( на оценку 2):
Тестирование ( по 0,5 балла)
Выберите правильный вариант ответа :
1.Первые автотрофные фотосинтезирующие организмы, появившиеся на планете Земля:
А) вирусы ; Б) традесканция ; В) сине-зелёные водоросли ; Г)вольвокс.
2.Благодаря появлению первых фотосинтезирующих растений на планете
Земля сформировался:
А) озоновый шар ; Б) наличие определённого процента кислорода в атмосфере ;
В) определённое соотношение газов в воздухе ;
Г) всё выше перечисленное.
3.Благодаря появлению у водорослей приспособлений к обитанию вне воды появилася такая группа растений как :
А) мхи ;Б) папоротники ; В) саговники ; Г) псилофиты.
4.Для самых ранних известных сосудистых растений псилофитов было характерно:
А) наличие ризоидов ; Б) размножение семенами ;
В) наличие ксилемы и флоэмы ; Г) наличие цветка.
Ответы : 1-В;2-Г;3-Г;4-А.
Средний уровень знаний ( на оценку 3) :
Каждое полное правильно выполненное задание - 0,5 балла
5.Дайте определение : лепидофиты, семенные папоротники.
Ответ :
Лепидофиты - группа споровых растений, относящаяся к древним
плауновидным, достигшая расцвета в палеозое.
Семенные папоротники – первые голосеменные растения в последствии
полностью вымершие.
6.Установите соответствие :
№ | Геологическая эра, период | Растения | | ||
1 | Архей | А | Покрытосеменные (цветковые) | ||
2 | Палеозой (силур) | Б | Мохи, папоротники, хвощи | ||
3 | Палеозой (девон) | В | Псилофиты | ||
4 | Мезозой- кайнозой | Г | Цианобактерии |