Файл: Автопилот беспилотного летательного аппарата на базе смартфона.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Известия ТулГУ
Таким образом, информация может быть получена на основе обходимо предварительно при условии, что смартфон
Для проведения калибровки устанавливался планшет
AndroSensor в течение 20 тангажа
+45…80º и крен даны на компьютер для их дике
. Результаты расчетов
Рис
. 8. Графики углов
по
Данные эксперименты метрической системы ориентаци
Гироскопическая система
Данная система основана скопов
, которые по своим угловой скорости. Каждый ловую скорость
X
ω
,
Y
ω
рысканья
ψ
, тангажа
ϑ
и крена дующих соотношений:
Известия ТулГУ. Технические науки. 201
5. Вып. 3
144
образом
, информация об углах тангажа и крена получена на основе показаний акселерометров, из предварительно устранить смещение нулей по формулам
8
,
9
)
(
),
(
),
(

=

=

=

Z
Z
Y
Y
X
X
A
mean
a
A
mean
a
A
mean
a
что смартфон
/
планшет расположен в
плоскости ведения калибровки акселерометров на неподвиж планшет и
производилась запись с
помощью течение
20 секунд
Далее планшет был повернут крена
+45…70º.
Затем полученные данные компьютер для их анализа и
калибровки по указанной
Результаты расчетов приведены на рис
. 8.
Графики
углов тангажа и крена планшета, полученные
по
сигналам акселерометров
эксперименты подтверждают работоспособность системы ориентации
, точность которой составила
Гироскопическая
система ориентации
система основана на интегрировании сигналов которые по своим измерительным свойствам являются скорости Каждый из гироскопов измеряет соответствующую
Y
,
Z
ω
По информации о
данных проекциях и
крена
γ
могут быть определены на основании тангажа и крена планшета акселерометров
, из которых не
- нулей по формулам
(4) плоскости горизонта акселерометров на неподвижный стол с помощью программы был повернут на углы данные были пере
- по указанной выше мето
-
планшета
, полученные
аботоспособность акселеро
- которой составила
1…2°. интегрировании сигналов трех гиро
- свойствам являются датчиками измеряет соответствующую уг
- данных проекциях углы определены на основании сле
-

Приборостроение, метрология
где
0
T
– период дискретности
Перед использованием ровать гироскопы для оценки должны исключаться. Алгоритм поворачивался на + 25, +35 возвращался в исходное положение на рис. 9. Точность воспроизведения
При длительном использовании тации
БПЛА наблюдается званное остаточной недокалибровкой
Рис
. 9. Графики улов
полученные
Комплексирование
Каждая в отдельности ройства или любого другого необходимым характеристикам смотренных выше систем ориентации ствами и недостатками.
Преимуществами электронного денции к накоплению погрешностей магнитный север. К недостаткам ствию внешнего магнитно
метрология и
информационно-
измерительные приборы
145
,
,
,
0 1
0 1
0 1
Yk
k
k
Xk
k
k
Zk
k
k
T
T
T
ω
+
γ
=
γ
ω
+
ϑ
=
ϑ
ω
+
ψ
=
ψ
+
+
+
дискретности
;
,...
1,
0
=
k
– дискретные отсчеты использованием соотношений (5) необходимо также гироскопы для оценки их смещений нуля, которые затем исключаться
. Алгоритм (5) испытывался на планшете
, +35 и +40° по углам рыскания, тангажа исходное положение. Результаты экспериментов произведения углов составила несколько длительном использовании гироскопов для определения наблюдается накапливание погрешностей со временем остаточной недокалибровкой и шумами.
Графики
улов рыскания, тангажа и крена планшета
полученные
по сигналам гироскопов
Комплексирование
датчиков
в отдельности взятая система ориентации мобильного любого другого подвижного объекта не удовлетворяет характеристикам точности и надежности. Каждая выше систем ориентации обладает определенными недостатками и
электронного компаса являются отсутствие накоплению погрешностей и избирательность к направлению вер К недостаткам можно отнести подверженность магнитного поля и шум магнитометров.
измерительные приборы и системы
(5) дискретные отсчеты необходимо также калиб- которые затем в полете на планшете
, который рыскания тангажа и крена и экспериментов приведены составила несколько градусов. определения углов ориен- погрешностей со временем, вы-
крена
планшета,
ориентации мобильного уст- не удовлетворяет всем надежности
. Каждая из рас- определенными преимуще- тся отсутствие тен- избирательность к направлению на подверженность воздей-


Известия ТулГУ. Технические науки. 2015. Вып. 3
146
Акселерометрическая система ориентации также не имеет тенден- ции к накоплению погрешностей, избирательна к плоскости горизонта, но подвержена ускоренному перемещению, и выходной сигнал содержит вы- сокочастотный шум.
Гироскопическая система ориентации не требует никакой внешней информации
, позволяет определять все три угла ориентации объекта. К не- достаткам системы следует отнести тенденцию к накоплению погрешно- стей и неизбирательность к направлению на север и к плоскости горизонта.
В
связи с этим датчики объединяют в комплексные (корректируе- мые
) измерительные системы, превосходящие качество каждой в отдель- ности взятой системы. Коррекция посредством гироскопической системы ориентации по акселерометрам позволяет устранить накопление погреш- ностей по углам тангажа и крена и придать системе свойство избиратель- ности по отношению к местному горизонту. В работе рассмотрен вариант коррекции гироскопической системы ориентации посредством акселеро- метрической
(рис. 10), в котором сигналы каждой из систем сравниваются, а
разностный сигнал подается в фильтр нижних частот (ФНЧ). Последний, ослабляет высокочастотные погрешности акселерометрической системы и пропускает низкочастотную погрешность гироскопической системы. В ре- зультате фильтрации удается оценить погрешность гироскопической сис- темы ориентации, которая затем исключается.
Рис
. 10. Блок-схема комплексирования гироскопической
и
акселерометрической систем ориентации
В
работе производилось экспериментальное подтверждение работо- способности схемы комплексирования. Планшет устанавливался на горизонтальный стол и поворачивался по крену. После возвращения планшета в исходное положение по планшету наносилось импульсное воз- действие
. Одновременно производилась запись сигналов гироскопов и
акселерометров. Затем полученные данные передавались на настольный компьютер и с помощью программы Mathcad обрабатывались в соответст- вии со схемой на рис. 9. Результаты расчета угла крена приведены на рис. 11.

Приборостроение, метрология
Рис
. 11. Графики
и
акселерометрам
Анализ графиков метрическая система ориентации грешностей
, но подвержена пическая система ориентации цию к накоплению погрешностей ный угол крена для сравнения метрическим
(рис. 12, б) углом ванный угол крена лишен ческой систем, взятых в отдельности комплексирования датчиков
Рис
. 12. Комплексированный
и
акселерометрическим
метрология и
информационно-
измерительные приборы
147
Графики
углов крена, полученные по гироскопу
акселерометрам
соответственно
графиков на рис. 11 позволяет сделать вывод что система ориентации не имеет тенденции к накоплению подвержена шуму и импульсному воздействию система ориентации лишена этих недостатков, но имеем накоплению погрешностей
. На рис. 12 приведен комплексирова крена для сравнения с гироскопическим (рис. 12, а б
) углом крена. Как видно из рис. 12, комплексир крена лишен недостатков гироскопической и акселерометр взятых в отдельности, что подтверждает целесобразность комплексирования датчиков
Комплексированный
угол в сравнении с гироскопическим
акселерометрическим
(б) углом крена
измерительные приборы и системы
по гироскопу
сделать вывод
, что акселеро- тенденции к накоплению по- воздействию
. Гироско- недостатков но имеем тенден- приведен комплексирован- рис
. 12, а) и акселеро- из рис
. 12, комплексиро- гироскопической и акселерометри- подтверждает целесобразность
гироскопическим
(а)


Известия ТулГУ. Технические науки. 2015. Вып. 3
148
Заключение
В
работе показана целесообразность использования смартфона в качестве автопилота беспилотного летательного аппарата. Приведены и апробированы алгоритмы акселерометрической, гироскопической и магни- тометрической систем ориентации. Выявлены преимущества и недостатки каждой из систем. Разработана схема комплексирования датчиков, позво- ляющая устранить недостатки каждой в отдельности взятой системы.
Список литературы
1.
Распопов
В.Я. Микросистемная авионика: учеб. пособие. Тула:
«Гриф и К», 2010. 248 с.
2.
J. Dixon-Warren Motion sensing in the iphone 4: mems accelerometer
[Электронный ресурс] // Mems Journal: [сайт]. [2010]. URL: http://www.memsjournal.com/2010/12/
(дата обращения: 25.12.2014).
3.
Лабораторный практикум по дисциплине «Инерциальные и ин- тегрированные навигационные системы» Ч. I. Системы ориентации на мо- бильных устройствах: учеб. пособие для вузов/под общ. ред. В.В. Матвее- ва
. Тула: Изд-во ТулГУ, 2014. 100 с.
4.
The impact of sensor parameters on the accuracy of a strapdown iner- tial vertical gyroscope / V. Ya. Raspopov, M.G. Pogorelov [ef al.] // Automa- tion and Remote Control. 2013. Vd. 74. № 12. P. 2189-2193.
Матвеев Валерий Владимирович, канд. техн. наук, доц.,
tgupu@yandex.ru
, Рос-
сия, Тула, Тульский государственный университет,
Погорелов Максим Георгиевич, канд. техн. наук, доц.,
tgupu@yandex.ru
, Россия,
Тула, Тульский государственный университет
AUTOPILOT UNMANNED AERIAL VEHICLES BASED ON MOBILE
V.V. Matveev, M.G. Pogorelov
The paper discusses the basis of construction autopilot UAV on smartphone.
Key words: autopilot, gyro, accelerometer, magnetometer, attitude control system.
Matveev Valery Vladimirovich, candidate of technical sciences, docent,
tgu-
pu@yandex.ru
, Russia, Tula, Tula State University,
Pogorelov Maxim Georgievich, candidate of technical sciences, docent,
tgu-
pu@yandex.ru
, Russia, Tula, Tula State University