Файл: Индивидуальный образовательный маршрут Воспитатель Сидорова Ксения Кирилловна Тема самообразования Развитие нетрадиционной техники рисования с детьми в первой младшей группе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Индивидуальный образовательный маршрут»

Воспитатель: Сидорова Ксения Кирилловна

Тема самообразования: «Развитие нетрадиционной техники рисования с детьми в первой младшей группе»

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

- Формировать у детей изобразительные навыки и умения;

- Развивать мелкую моторику рук, пространственное мышление;

- Развивать навык работы с разным изобразительным материалом;

- Воспитывать у детей интерес к рисованию.

Актуальность:

Рисование - интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием разных материалов создаются живописные и графические изображения.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

- Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

- Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

- Внимания и усидчивости;

- Мышления;

- Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

- Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна, неповторима. Кроме того, совместная деятельность, увлечённость общим делом способствуют речевому развитию ребёнка и через межличностное взаимодействие.

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Предполагаемый результат:

- Формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;

- Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;


- Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;

- Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники.

1. Теоретическое изучение темы

Период работы

Содержание деятельности

Планируемый результат

Достигнутый результат

В течение года

Изучение методической литературы

1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Ч. 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 80 с.

2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Ч. 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72 с.

3. Денисова М. Ю. Чудесные ладошки: развиваем художественно-творческие способности, мышление и воображение дошкольников: пособие для педагогических учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. – Мозырь: Белый ветер, 2011. – 45с.

4. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2005. – 155 с.

5. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М: ТЦ Сфера, 2004.

6. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду –СПб: "КАРО” 2007.

7. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: планирование, конспекты занятий: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПБ.: КАРО, 2008.– 90 с.

8. Немешаева Е. Рисуем пальчиками. Первые уроки рисования. Для самых маленьких – М.: ООО Астрель, 2012. – 80 с.

9. Нетрадиционные художественные техники в творчестве дошкольников: Учеб-метод. пособие под ред. Коротких О.В. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2008. – 320 с.

10. Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – М: ООО "Скрипторий 2003” 2006.

11. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004.


Собран дополнительный материал по нетрадиционным техникам рисования для детей дошкольного возраста из Интернет – источников.

Разработан сборник консультаций для работы с родителями «Значение нетрадиционных техник рисования 

для развития творческих способностей ребёнка»


В течении года

Участие в курсах, вебинарах.

Участие в курсах повышения квалификации «Проектирование деятельности педагога дошкольного образования с ФГОС ДО»

Получение новых знаний в ходе изучения нормативных документов ФГОС ДО

Октябрь

Методическая работа

Проведение наблюдения и выявление уровня овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям.

Заполнение таблицы наблюдения за детьми и выявление индивидуального уровня овладения изобразительной деятельностью по разным направлениям на начало учебного года.

Декабрь

Обобщение педагогического опыта работы по нетрадиционной технике рисования.

Подбор методического оснащения.

Пополнение методической копилки.

Февраль

Составление анкет для проведения анкетирования на тему «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Бланки анкет по данной теме.

Май

Проведение наблюдения и выявление уровня овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям.

Заполнение таблицы наблюдения за детьми и выявление индивидуального уровня овладения изобразительной деятельностью по разным направлениям на конец учебного года.

Сентябрь

Взаимодействие с родителями

1. Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности»

2. Родительское собрание «Роль родителей в развитии творческих способностей»

Буклеты для родителей «Как развивать творчество»

Октябрь

Консультация для родителей: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей»

Конспект консультации по теме: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей»

Ноябрь

Оформление папки-передвижки для родителей: «Рисование нетрадиционными способами»

Альбом с работами, выполненными в нетрадиционной технике.

Декабрь

1. Мастер – класс для родителей по теме: «Рисуем без кисточки».

2.Совместный праздник «Новый год»

Выставка работ

«Рисуют родители»

Январь

1. Консультация для родителей: «Зимние художества».

2. Оформление художественной выставки «Зимушка - зима»

Выставка совместных работ «Зимушка - зима»

Февраль

Памятка для родителей «Учите рисовать детей в нетрадиционной технике»

Буклет «Виды нетрадиционного рисования»

Март

Консультация для родителей «Рисовать — это важно!»

Листовка. Консультация для родителей «Рисовать – это важно!»

Апрель

Гостиная для родителей «Творим вместе»

Выставка совместных работ «Творим вместе»

Май

1. Оформление альбома с творческими работами детей «Вот как мы можем!»

2. Родительское собрание. Подведение итогов проекта. Результаты работы.

Альбом с детскими работами.

Презентация «Мы любим рисовать!»




2. Создание личной творческой лаборатории по изучаемой проблеме.

Период работы

Содержание деятельности

Виды деятельности

Результат

Октябрь

Развитие нетрадиционной

техники рисования

детей дошкольного

возраста.


Изучение методической литературы по данной проблеме. Изучение статей в журналах, интернет-ресурсов.


Знакомство с теоретическими знаниями о нетрадиционной технике рисования. Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала.

Памятка для родителей по теме:

«Нетрадиционные техники рисования детей дошкольного возраста».

Рисование пальчиками «Мой любимый дождик»


Познакомить с нетрадиционно-изобразительной техникой рисования пальчиками.

Показать приём получения точек и коротких линий.

Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень) используя точку и линию как средство выразительности.

Изготовление совместно с родителями необходимых материалов для рисования.


Ноябрь

Оттиск пробкой, печаткой из картофеля (круги разной величины):

«Ягоды на тарелочке».


Познакомить с техникой печатания пробкой, пороло новым тампоном, печаткой из картофеля.

Показать прием получения отпечатка. Учить рисовать ягоды и яблоки, рассыпанные на тарелке, используя контраст размера и цвета.

По желанию можно использовать рисование пальчиками.

Развивать чувство композиции.

Пополнение уголка по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами рисования (зубные щетки, ватные палочки, нитки, свечи, пробки т.д.).


Декабрь

Рисование

пальчиками.


Учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции.

Консультация для родителей:

«Нетрадиционные материалы и техники рисования»


Январь

Тычок жёсткой

полусухой кистью,

рисование

пальчиками


Упражнять в технике рисования тычком полусухой жесткой кистью.

Продолжать учить использовать такое средство выразительности как фактура.

Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать аккуратность.

Выставка детских работ.


Февраль

Рисование

пальчиками

«Весёлый

снеговик»

Учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции.

Оформление выставки:

«Зимушка – зима»

Март

Скатывание бумаги

«Мимоза для мамы»


Упражнять в скатывании шариков из салфеток.

Развивать чувство композиции.

Закрепить навыки наклеивания.

Изготовление совместно с родителями необходимых материалов для рисования.

Создание подарка для мамы на «8 марта»


Апрель

Рисование ладошкой «Жили у

бабуси два веселых гуся»


Познакомить с техникой печатания ладошками.

Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону).

Учить дорисовывать детали.

Консультация для родителей:

«Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей».


Май

Рисование

пальчиком

«Одуванчик»


Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками;

развивать цветовосприятие и

зрительно-двигательную

координацию.

Выставка рисунков детей в разных техниках.




3. Самообобщение опыта

Период работы

Содержание деятельности

Форма представления

Результат

Ноябрь-май

Реализация программы по дополнительному образованию художественно – эстетической направленности, презентация результатов на родительском собрании.

Презентация «Вот как мы рисуем!»

Повышение доверительного отношения с родителями, демонстрация работы их детей.

В течении года

Участие в конкурсах в Интернете.

Распространение педагогического опыта в рамках педагогического сообщества.

Грамоты, сертификаты, дипломы.

В течении года

Издательская деятельность (размещение материалов на образовательных сайтах, помещение своих разработок на сайтах в Интернете).

Статьи по теме самообразования, мастер- класс.

Помощь коллегам, исходя из своего опыта.

Май

Отчет по теме самообразования.

Выступление на педсовете.

Презентация.


Вывод:

Все мы знаем, что рисование одно из самых больших удовольствий для ребенка. В рисовании раскрывается его внутренний мир. Ведь рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. И нам взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей.

Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей.

Список использованной литературы:

1. А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки"

2. Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками"

3. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М. 2007г.

4. И. А. Лыкова "Цветные ладошки"

5. Журналы "Дошкольное воспитание", " Воспитатель".


6. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

7.Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М., 2004г.

8.Александрова Т. Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г.

9.Утробина К. К. «Рисованием тычком» - М., 2004г.

10.Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.