Файл: Индивидуальный образовательный маршрут Воспитатель Сидорова Ксения Кирилловна Тема самообразования Развитие нетрадиционной техники рисования с детьми в первой младшей группе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Индивидуальный образовательный маршрут»
Воспитатель: Сидорова Ксения Кирилловна
Тема самообразования: «Развитие нетрадиционной техники рисования с детьми в первой младшей группе»
Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
- Формировать у детей изобразительные навыки и умения;
- Развивать мелкую моторику рук, пространственное мышление;
- Развивать навык работы с разным изобразительным материалом;
- Воспитывать у детей интерес к рисованию.
Актуальность:
Рисование - интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием разных материалов создаются живописные и графические изображения.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
- Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- Внимания и усидчивости;
- Мышления;
- Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
- Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна, неповторима. Кроме того, совместная деятельность, увлечённость общим делом способствуют речевому развитию ребёнка и через межличностное взаимодействие.
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Предполагаемый результат:
- Формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
- Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
- Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники.
1. Теоретическое изучение темы
Период работы | Содержание деятельности | Планируемый результат | Достигнутый результат | |||
В течение года | Изучение методической литературы | 1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Ч. 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 80 с. 2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Ч. 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72 с. 3. Денисова М. Ю. Чудесные ладошки: развиваем художественно-творческие способности, мышление и воображение дошкольников: пособие для педагогических учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. – Мозырь: Белый ветер, 2011. – 45с. 4. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2005. – 155 с. 5. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М: ТЦ Сфера, 2004. 6. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду –СПб: "КАРО” 2007. 7. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: планирование, конспекты занятий: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПБ.: КАРО, 2008.– 90 с. 8. Немешаева Е. Рисуем пальчиками. Первые уроки рисования. Для самых маленьких – М.: ООО Астрель, 2012. – 80 с. 9. Нетрадиционные художественные техники в творчестве дошкольников: Учеб-метод. пособие под ред. Коротких О.В. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2008. – 320 с. 10. Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – М: ООО "Скрипторий 2003” 2006. 11. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. | Собран дополнительный материал по нетрадиционным техникам рисования для детей дошкольного возраста из Интернет – источников. Разработан сборник консультаций для работы с родителями «Значение нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей ребёнка» | |||
В течении года | Участие в курсах, вебинарах. | Участие в курсах повышения квалификации «Проектирование деятельности педагога дошкольного образования с ФГОС ДО» | Получение новых знаний в ходе изучения нормативных документов ФГОС ДО | |||
Октябрь | Методическая работа | Проведение наблюдения и выявление уровня овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям. | Заполнение таблицы наблюдения за детьми и выявление индивидуального уровня овладения изобразительной деятельностью по разным направлениям на начало учебного года. | |||
Декабрь | Обобщение педагогического опыта работы по нетрадиционной технике рисования. | Подбор методического оснащения. Пополнение методической копилки. | ||||
Февраль | Составление анкет для проведения анкетирования на тему «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста» | Бланки анкет по данной теме. | ||||
Май | Проведение наблюдения и выявление уровня овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям. | Заполнение таблицы наблюдения за детьми и выявление индивидуального уровня овладения изобразительной деятельностью по разным направлениям на конец учебного года. | ||||
Сентябрь | Взаимодействие с родителями | 1. Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности» 2. Родительское собрание «Роль родителей в развитии творческих способностей» | Буклеты для родителей «Как развивать творчество» | |||
Октябрь | Консультация для родителей: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей» | Конспект консультации по теме: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей» | ||||
Ноябрь | Оформление папки-передвижки для родителей: «Рисование нетрадиционными способами» | Альбом с работами, выполненными в нетрадиционной технике. | ||||
Декабрь | 1. Мастер – класс для родителей по теме: «Рисуем без кисточки». 2.Совместный праздник «Новый год» | Выставка работ «Рисуют родители» | ||||
Январь | 1. Консультация для родителей: «Зимние художества». 2. Оформление художественной выставки «Зимушка - зима» | Выставка совместных работ «Зимушка - зима» | ||||
Февраль | Памятка для родителей «Учите рисовать детей в нетрадиционной технике» | Буклет «Виды нетрадиционного рисования» | ||||
Март | Консультация для родителей «Рисовать — это важно!» | Листовка. Консультация для родителей «Рисовать – это важно!» | ||||
Апрель | Гостиная для родителей «Творим вместе» | Выставка совместных работ «Творим вместе» | ||||
Май | 1. Оформление альбома с творческими работами детей «Вот как мы можем!» 2. Родительское собрание. Подведение итогов проекта. Результаты работы. | Альбом с детскими работами. Презентация «Мы любим рисовать!» |
2. Создание личной творческой лаборатории по изучаемой проблеме.
Период работы | Содержание деятельности | Виды деятельности | Результат |
Октябрь | Развитие нетрадиционной техники рисования детей дошкольного возраста. | Изучение методической литературы по данной проблеме. Изучение статей в журналах, интернет-ресурсов. | Знакомство с теоретическими знаниями о нетрадиционной технике рисования. Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала. Памятка для родителей по теме: «Нетрадиционные техники рисования детей дошкольного возраста». |
Рисование пальчиками «Мой любимый дождик» | Познакомить с нетрадиционно-изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приём получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень) используя точку и линию как средство выразительности. | Изготовление совместно с родителями необходимых материалов для рисования. | |
Ноябрь | Оттиск пробкой, печаткой из картофеля (круги разной величины): «Ягоды на тарелочке». | Познакомить с техникой печатания пробкой, пороло новым тампоном, печаткой из картофеля. Показать прием получения отпечатка. Учить рисовать ягоды и яблоки, рассыпанные на тарелке, используя контраст размера и цвета. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. | Пополнение уголка по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами рисования (зубные щетки, ватные палочки, нитки, свечи, пробки т.д.). |
Декабрь | Рисование пальчиками. | Учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции. | Консультация для родителей: «Нетрадиционные материалы и техники рисования» |
Январь | Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования тычком полусухой жесткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать аккуратность. | Выставка детских работ. |
Февраль | Рисование пальчиками «Весёлый снеговик» | Учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции. | Оформление выставки: «Зимушка – зима» |
Март | Скатывание бумаги «Мимоза для мамы» | Упражнять в скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания. | Изготовление совместно с родителями необходимых материалов для рисования. Создание подарка для мамы на «8 марта» |
Апрель | Рисование ладошкой «Жили у бабуси два веселых гуся» | Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону). Учить дорисовывать детали. | Консультация для родителей: «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей». |
Май | Рисование пальчиком «Одуванчик» | Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. | Выставка рисунков детей в разных техниках. |
3. Самообобщение опыта
Период работы | Содержание деятельности | Форма представления | Результат |
Ноябрь-май | Реализация программы по дополнительному образованию художественно – эстетической направленности, презентация результатов на родительском собрании. | Презентация «Вот как мы рисуем!» | Повышение доверительного отношения с родителями, демонстрация работы их детей. |
В течении года | Участие в конкурсах в Интернете. | Распространение педагогического опыта в рамках педагогического сообщества. | Грамоты, сертификаты, дипломы. |
В течении года | Издательская деятельность (размещение материалов на образовательных сайтах, помещение своих разработок на сайтах в Интернете). | Статьи по теме самообразования, мастер- класс. | Помощь коллегам, исходя из своего опыта. |
Май | Отчет по теме самообразования. | Выступление на педсовете. | Презентация. |
Вывод:
Все мы знаем, что рисование одно из самых больших удовольствий для ребенка. В рисовании раскрывается его внутренний мир. Ведь рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. И нам взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей.
Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей.
Список использованной литературы:
1. А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки"
2. Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками"
3. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М. 2007г.
4. И. А. Лыкова "Цветные ладошки"
5. Журналы "Дошкольное воспитание", " Воспитатель".
6. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
7.Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М., 2004г.
8.Александрова Т. Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г.
9.Утробина К. К. «Рисованием тычком» - М., 2004г.
10.Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.