ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Заполнить таблицу «Вклад античных ученых в исследования по психологии детства».
Ученый | Область изучения |
Филипп Ариес | Ариес изучал само понятие «детство» и изменения отношения к детству как явлению в разные исторические эпохи. Материалом для исследования Ариеса служили труды художников, писателей, ученых. Ученый отмечал, что до XIII века детские образы наблюдаются лишь в религиозных сюжетах. |
Гераклит | Первым ученым, предпринявшим попытку анализа развития психики, является Гераклит. Он сравнивал развитие психики с временами года, а душу – с огнем. Гераклит указывал, что душа ребенка сырая, постепенно она высыхает, становится огненной, зрелой, способной к ясному мышлению. В пожилом возрасте душа постепенно отсыревает и человек начинает медленно думать. Так, Гераклит раскрывал представление о развитии души и связывал его с развитием интеллекта. |
Демокрит | является автором атомистической концепции мира и подхода всеобщего детерминизма. Демокрит считал, что душа материальна и так же, как и окружающий мир, состоит из атомов. Душа – источник энергии и активности для тела. Душа располагается в разных частях тела. Разумная часть – в голове, мужественная часть – в груди, вожделеющая часть – в печени и органах чувств. Демокрит считал, что познание имеет две ступени: ощущения и мышление. Поскольку Демокрит утверждал детерминизм, он полагал, что все имеет свою причину. Это обусловливает некую фатальность жизни человека, лишает его воли, возможности управлять своим поведением. Но Демокрит стремился совместить фаталистический подход к судьбе с активностью человека при выборе нравственных критериев поведения. Он уделял большее внимание правильному воспитанию, чем природным качествам. Демокрит указывал, что принципы морали есть результат воспитания, а не врожденное качество. Воспитание должно научить человека «хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо делать». Демокрит сознательно отказался от брака и детей, поскольку оценивал воспитание как очень трудный процесс. |
Сократ | отводил ведущую роль в психическом развитии человека именно нравственному воспитанию и этическому развитию. В образовании человека Сократ выделял две ступени: изучение этики и изучение специальных практических жизненных вопросов. Сократ подходил к душе прежде всего, как к источнику нравственности человека. Сократ считал, что душа как психическое качество свойственна индивиду как разумному существу, которое действует в соответствии с нравственными идеалами. Он считал нравственность благом, которое реализуется в поступках людей и непосредственно связано с разумом. Сократ указывал, что прежде всего следует обучать детей добру, показывать им разницу между хорошим и плохим, а потом уже оценивать их поведение. Осознавая разницу между добром и злом, ребенок начинает познавать себя. Сократ выступал за раннее воспитание нравственности у детей. Он доказывал, что психическое развитие представляет собой процесс саморазвития, саморазвертывания врожденных способностей. Взрослый должен помочь ребенку развить этические нормы и понятия о нравственности, заложенные в его душе. Осуществить этот процесс возможно при помощи диалога. Именно диалог Сократ считал методом актуализации знаний, заложенных в душе ребенка. Это и есть знаменитый метод сократической беседы. К тому же Сократ один из первых указал на значение речи в психическом развитии и связал мыслительный процесс со словом. |
Платон | признавал существование идеального мира. В этом мире расположены идеи вещей, которые и есть души. Они представляют собой совершенные недосягаемые образцы, становящиеся прообразами реальных предметов. Последние стремятся к соответствию образцам. Отсюда Платон заключал, что душа является как идеей, так и целью реальной вещи. Душа постоянна, неизменна и бессмертна. Платон связывал душу и этику, считая душу человека хранительницей нравственности человека. Заслугой Платона является выделение компонентов души: вожделеющего, страстного и разумного. Только разумная часть может сделать поведение нравственным. Так, Платон впервые представил душу как определенную структуру, подверженную влиянию противоположных тенденций. Пожалуй, это первое описание внутреннего конфликта. Платон выделял такие познавательные процессы, как ощущение, память и мышление. Выделение ученым памяти как самостоятельного психического процесса легло в основу того, что именно развитие памяти стало важнейшим моментом в обучении в греческих и римских школах. |
Аристотель | основывал свою концепцию на естественно-научных данных. Именно она стала первой теорией развития. По Аристотелю, душа – это форма существования тела. Ученый подчеркивал, что тело нельзя отделить от души. Душа обладает различными способностями как ступенями ее развития: растительной, чувственной и умственной. Аристотель сделал акцент на чувственных впечатлениях. Душа, по его мнению, способна ощущать. То есть душа – это особое уподобление органа чувств внешнему объекту. Она усваивает не материал, а форму объекта. Но высший разум Аристотель считал отличным от тела. Аристотель указывал, что анализ внешних впечатлений, ощущений может дать абсолютно новое знание. После смерти человека разумная часть его души не умирает, она соединяется с Высшим разумом, пополняя его содержание. Разумная часть души, получаемая каждым ребенком при рождении, хранит в себе те знания, которые имелись во Всеобщем разуме на момент его рождения. Каждое новое поколение людей получает новое, обогащенное содержание души. Интуитивное мышление Аристотель сводил к актуализации знаний, которые уже имеются в разумной части души, а творческое мышление основывал на собственном опыте, переработанном человеком. Аристотель разработал методы воспитания и обучения детей. Он считал, что ассоциации связаны с чувствами удовольствия и неудовольствия и их можно использовать при формировании социально одобряемых форм поведения. Особое внимание он обращал на развитие интеллекта. Аристотель делал акцент на восприятии и критиковал использование только словесного способа обучения. Ученый доказывал, что надо учить ребенка рассматривать и исследовать окружающий мир, обобщать опыт, формулировать понятия. Аристотель рассматривал живое тело как целесообразно действующую систему. Его идея развития заключалась в том, что способность высшего уровня возникает на основе предшествующей, более простой. Ученый соотносил развитие отдельного организма с развитием всего животного мира. В развитии каждого человека повторяются ступени развития органического мира. Это зачаточная идея биогенетического закона. Аристотель исследовал формирование понятий у детей. Он подчеркивал, что знание как таковое не делает человека нравственным. Нравственное поведение формируется в реальных поступках. Ученым подчеркивалась важность направления поведения ребенка с раннего возраста, формирование как поступков, так и отношения к ним. Таким образом, связываются поступок и эмоциональное состояние. Аристотель указывал на значимость индивидуального подхода к обучению и воспитанию. Аристотель говорил о природосообразности воспитания и необходимости соотнесения педагогических методов с уровнем психического развития ребенка. Он предлагал периодизацию на основе структуры души. Ученый разделял детство на три периода: до 7 лет, 7–14 лет, 14–21 год. Каждый период предполагает использование своей системы воспитания. Говоря о дошкольном возрасте, Аристотель подчеркивал, что в этот период важнейшее место занимает формирование растительной души, поэтому для маленьких детей большое значение имеют режим дня, правильное питание, гигиена. Для школьников необходимо развивать и другие свойства души, в частности, движения, ощущения, память, стремления. Нравственное воспитание должно основываться на упражнении в нравственных поступках. Подчеркивая значимость раннего воспитания, Аристотель считал, что общественное воспитание не может заменить семейное и должно сочетаться с ним. |
Заполнить таблицу «Психология детства в исследованиях зарубежных ученых».
Ученый | Область изучения |
Августин Аврелий | Учение о соотношении свободы воли человека, божественной благодати и о соотношении свободы воли человека, божественной благодати и предопределения является достаточно неоднородным и не носит системного характера.
|
Ибн Рушд | Арабский мыслитель, приверженец опытного, точного знания, последний из крупных оригинальных представителей арабского перипатеизма, критик Аристотеля и Ибн Сины. учение о человеке и его душе
|
Хуан Уарте | Испанский врач, преподаватель и философ-материалист. Исследование способностей к наукам
|
Ян Амос Коменский | Чешский педагог-гуманист, писатель, религиозный и общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник педагогики как самостоятельной дисциплины, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы. Великая дедактика, теория об учении.
|
Фрэнсис Бэкон | Философ, историк, политик, основоположник эмпиризма и английского материализма.
|
Рене Декарт | Изучал разделы математики, философии, физики, физиологии, метафизики, человек, который изучал аналитический вид геометрии, алгебраический вид символики и новоевропейский рационализм.
|
Готфрид Вильгельм Лейбниц | Философ, математик, физик, юрист. изучал философию и юриспруденцию, а также занимался математикой под руководством Э.Вейгеля.
|
Бенедикт Спиноза | Вывел единую изостанцию- это природа, которая никем не создана, существует по своим законам. Ввел принцип пантеизма - Бог растворяется в природе. Ввел понятие модусы - в примитивном смысле - это отдельные вещи, существующие в природе. Человек - это сложный модус, состоящий из двух простых модусов: тело и души. Атрибуты и субстанции: протяженность, мышление. Вывел 3 ступени познания. Самая простая - это чувственные познания. Вторая - сложные познания, интеллектуальное рассуждение и разум. Высший вид познания - интуиция. Немало важное значение в его учение сыграет этика и свобода: «Свобода - есть осознанная необходимость». |
Джон Локк | Естествознание, медицина, политика, экономика, педагогика, отношение государства к церкви, проблема веротерпимости и свобода совести. Учение о первичных и вторичных качествах является продолжателем материалистической теории познания, детально разработанной им на основах эмпиризма, точнее материалистического сенсуализма. |
Жан Жак Руссо | Философ, писатель и мыслитель эпохи Просвещения. Также музыковед, композитор и ботаник. Виднейший представитель сентиментализма. Его называют предтечей Великой французской революции. Проповедовал «возврат к природе» и призывал к установлению полного социального равенства.
|
Чарльз Роберт Дарвин | Натуралист и путешественник, одним из первых пришедший к выводу и обосновавший идею о том, что все виды живых организмов эволюционируют со временем и происходят от общих предков
|
Тьерри Вильям Прейер | Биолог, физиолог, психолог. Изучал медицину; считается родоначальником психологии развития. Занимался проблемами общей биологии, биохимии, биофизики, эмбриологии, психофизиологии органов чувств, психотерапии, возрастной и педагогической психологии. Его достижением и приоритетом является исследование самого раннего периода детства, введение в детскую психологию метода объективного наблюдения и метода монографического описания. |
Грэнвилл Стэнли Холл | Психолог, один из основателей педологии.
|
Джорж Селли | Практикующий медицинский психолог. Был одним из первых персоналов, который придавал особое значение когнитивным процессам как основной черте функционирования человека. В соответствии с его теоретической системой, получившей название психология личностных конструктов, человек по существу – ученый исследователь, стремящийся понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний для того, чтобы эффективно взаимодействовать с ними. Эта точка зрения на человека, как на исследователя лежит в основе теоретических построений Келли, а так же современной когнитивной ориентации в психологии личности. |
Альфред Бине | Французский психолог, педагог и графолог, известный своим вкладом в экспериментальную психологию, дифференциальную психометрию и особенно своим вкладом в развитие образования. Он считается отцом теста на интеллект. Разработал метод выделения детей, отстающих в развитии от нормы, создал тесты для диагностики интеллектуального развития детей от 3 до 18 лет. |
Заполнить таблицу «Психология детства в исследованиях отечественных ученых».
Ученый | Область изучения |
Владимир Михайлович Бехтерев | Русский и советский психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, академик. Тайный советник, генерал-лейтенант медицинской службы Русской императорской армии. Основал в Санкт-Петербурге психоневрологический институт. Разработал естественно-научную теорию поведения, научную рефлексологию, внес существенный вклад в развитие экспериментальной психологии. |
Иван Михайлович Сеченов | Физиолог, естествоиспытатель, доктор медицины, профессор, почетный член Императорской Академии наук, лауреат XXXII Демидовской премии. защитил диссертацию на степень доктора медицины «Материалы для будущей физиологии алкогольного опьянения». Выдвинул положение о своеобразии рефлексов, центры которых лежат в головном мозге, и о рефлекторной основе психической деятельности. Дал научное обоснование оптимальной продолжительности рабочего дня у рабочих. |
Александр Федорович Лазурский | Русский врач и психолог, ученик В. М. Бехтерева, учитель М. Я. Басова и В. Н. Мясищева. Разработал характерологию – психологическую концепцию индивидуальных различий, рассматривавшихся в тесной связи с деятельностью нервных центров. Лазурский одним из первых начал проводить исследование личности в естественных условиях деятельности испытуемого. |
Петр Федорович Каптерев | Российский и советский педагог и психолог. Является основоположником отечественной педагогической психологии. завершил начатую ещё Н. И. Пироговым и К. Д. Ушинским переориентацию отечественной педагогики на человека и представил в «Дидактических очерках» одним из первых дал систематическое изложение развития российской педагогики за весь период существования. Разработал свою периодизацию её развития |
Петр Яковлевич Гальперин | Советский психолог, заслуженный деятель науки РСФСР. Доктор педагогических наук, профессор. Ввёл в деятельностную психологию систематическую разработку ориентировки к будущему действию и создал на этой основе теорию поэтапного формирования умственных действий, также создал деятельную теорию усвоения. Гальперин П.Я. разграничил две части осваемого предметного действия: его понимание (ориентировочная часть) и умение его выполнять (исполнительная часть). Автор придавал особое значение ориентировочной части, считая ее «управляющей инстанцией». |
Даниил Борисович Эльконин | Советский психолог; автор оригинального направления в детской и педагогической психологии, член-корреспондент. Занимался проблемами теории и истории детства, его периодизации, психического развития детей разных возрастов, психологии игровой и учебной деятельности, психодиагностики, а так же вопросам развития речи ребенка и обучения детей чтению. |
Лидия Ильинична Божович | Советский психолог, ученица Льва Выготского. Занималась разработкой проблем педагогической и детской психологии, в рамках которых разрабатывались теоретические и практические аспекты формирования личности ребёнка, мотивации; проводились экспериментальные исследования, направленные на изучение аффективного конфликта, самооценки, уровня притязаний детей на разных возрастных этапах, обоснованы особенности личностной направленности, разработаны условия формирования гармонической личности детей. Ее интересовали вопросы волевого регулирования поведения, познавательных интересов и особенностей их формирования у детей школьного возраста. |