Файл: Анализ организационных отношений и организационной структуры выбор организации для анализа Шоколадница сеть кофеен, являющаяся на сегод.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
-
Выбор организации для анализа
«Шоколадница» – сеть кофеен, являющаяся на сегодняшний день одним наиболее из крупных и развитых представителей сферы ресторанного бизнеса не только в нашей стране, но также и в странах СНГ.
Самая первая «Шоколадница» была открыта в 1964 году в Москве, у станции метро Октябрьская. С началом нового тысячелетия кофейни сети стали приобщаться к европейским стандартам качества, что поспособствовало расширению их деятельности, обновлению ассортимента и еще более строгому соблюдению определенного уровня сервиса и кухни. В 2006 году началось активное распространение заведений сети в регионах страны1.
На сегодняшний день на рынке активны более 400 кофеен, порядка 10 % из которых расположены в странах СНГ (Казахстан, Азербайджан, Украина). Согласно статистике каждую точку ежемесячно посещают в среднем около 2,5 млн человек, выпивая при этом порядка 2 млн чашек кофе2.
Ассортимент «Шоколадницы» достаточно разнообразен. Помимо кофе и десертов здесь сегодня можно вкусно позавтракать и сытно поужинать, либо забежать во время обеденного перерыва на бизнес-ланч. Существует также детское меню и постоянно обновляющиеся сезонные напитки и блюда.
Официальный сайт: https://shoko.ru/
-
Элементы внешней и внутренней среды «Шоколадницы».
Окружающая среда организации делится на внешнюю и внутреннюю составляющие, состав которых отражен в таблице 1.
Таблица 1 – Элементы окружающей среды организации
ВНУТРЕННЯ СРЕДА | ВНЕШНЯЯ СРЕДА |
- организация и структура управления - человеческий капитал - ресурсы и уровень оснащенности - технические условия - потенциальные возможности | - клиенты, партнеры, поставщики, конкуренты, государство - экономика, политика, международные события, научно-технический прогресс, социально-культурные факторы |
Внутренняя среда каждой организации представляет собой те или иные факторы, происходящие непосредственно внутри ее. Такие факторы, как правило, являются результатом решений управленца системы – это цели, структура, задачи и люди.
Основной целью организации является получение прибыли, которая, представляет собой ключевой показатель системы. Разработка целей осуществляется на уровне руководства, после чего они доводятся до сведения управляющих всех уровней, а те, в свою очередь, координировано проводят все необходимые действия для их достижения.
Структура организации направлена на установление четких взаимосвязей между отдельными уровнями и компонентами предприятия, позволяющая наиболее эффективно и быстро достичь поставленных организацией целей.
Задачи – это совокупность последовательно производимых работ, необходимых к исполнению установленным способом в определенные сроки.
Проведение анализа внутренней среды очень важен для предприятия, поскольку он является некой предпосылкой к принятию практически всех управленческих решений. А экономическая информация, в свою очередь, будет являться конкретным отражением всех процессов, осуществляемых внутри организации.
Говоря об окружающей среде предприятия, нельзя недооценивать роль и влияние на нее внешней среды. Так, многие «внутренние» проблемы организации напрямую связаны именно с «внешними» факторами, как, например, несовершенство законодательства или ненадежность партнеров. Именно внешняя среда задает предприятию определенную стратегию и тактику, согласно которым становится возможна ее успешная деятельность.
Факторы внешней среды, в отличие от факторов внутренней, не подчиняются никому из организации и, соответственно, изменить их становится невозможным. Однако, несмотря на это, предприятие должно их контролировать и учитывать. Эти факторы связаны с политикой и экономикой страны или, например, с текущим уровнем научно-технического прогресса.
Сходство факторов внешней среды с факторами внутренней заключается в том, что все они находятся в тесной взаимосвязи между собой, и изменение одного фактора напрямую может повлиять на изменение остальных. Именно поэтому все они обязательно должны находиться под постоянным контролем руководства и сотрудников компании.
Проведение анализа внешней среды также немаловажно для предприятия, поскольку появляется возможность контролировать происходящие изменения и предвидеть возможные трудности.
-
Организационная структура «Шоколадницы».
Структура управления – линейно-функциональная (см. рисунок 1). От других структур ее отличает:
-
сложенная и организованная система линейных и функциональных связей; -
постоянство прав и обязанностей; -
четкость и систематичность командных методов управления; -
высокая скорость принятия и выполнения решений; -
профессионализм специалистов функциональных служб.
Рисунок 1 – Организационная структура управления
Во главе всей системы управления стоит генеральный директор, основными функциями которого являются:
-
стратегическое планирование деятельности организации; -
осуществление визитов на необходимые конференции и выставки; -
принятие управленческих решений и заключение договоров; -
налаживание связей и контактов с партнерами; -
контроль и координация работы заведений и их сотрудников; -
ведение ответственности по вопросу распоряжения денежными средствами.
Роль главного бухгалтера заключается в следующем:
-
контроль работы кассира и «младших» бухгалтеров; -
ведение ответственности за начисление заработной платы; -
составление отчетов в рамках ведения учета; -
развитие взаимоотношений с финансовыми институтами и банками.
Администратор сети занимается обеспечением и поддержанием высокого уровня функционирования компьютерных сетей и информационной безопасности.
Официанты и бармены – работники зала. Повара и кондитеры, находящиеся под руководством своих шефов – работники кухни.
Представители клининговой компании обеспечивают чистоты всего заведения, а сотрудник охраны обеспечивает соблюдение правопорядка на соответствующей территории.
Курьеры занимаются доставкой документации или же доставкой заказов, а водители, соответственно, являются ответственными за доставку корреспонденции и перевозку работников.
Менеджеры, находясь в подчинении у старшего менеджера, осуществляют деятельность по ведению клиентской базы. Что касается конкретно офис-менеджеров, то в их обязанности входит:
-
решение ряда организационных вопросов; -
установление стандартов работы; -
подбор, обучение и развитие кадрового состава, а такжевыплата им соответствующих компенсаций.
-
Основные проблемы в деятельности «Шоколадницы».
Слабые стороны любого предприятия – это те или иные аспекты, которые, в сравнении с другими заведениями, либо «работают» недостаточно хорошо, либо попросту отсутствуют.
Основываясь на личном опыте и отзывах на различных социальных платформах, можно отметить, что одной из основных проблем «Шоколадницы» является постоянное отсутствие в наличии представленных в меню позиций, будь то десерт, напиток или основное блюдо.
Другой проблемой будет являться низкий уровень сервиса, заключающийся в безразличном отношении части представителей зала (официантов). Люди отмечают низкую скорость обслуживания, «недружелюбность» и незнание отсутствующих на настоящий момент позиций в меню.
Кроме того, отмечают проблемы с работой приложения и его бонусной программы, о которой часть сотрудников предпочитают просто умалчивать.
Слабая работа отдела маркетинга и, соответственно, низкая роль рекламы – также является недостатком компании.
-
Возможные способы решения проблем «Шоколадницы».
Возможности – благоприятные ситуации, которые могут быть использованы организацией для решения существующих проблем и получения преимуществ.
Часть возможностей могут вовсе не зависеть от деятельности самого предприятия, но, несмотря на это, могут быть активно им использованы. К таким возможностям можно отнести:
-
снижение популярности заведений-конкурентов; -
резкое увеличение спроса и прирост интереса к заведению; -
рост уровня доходов населения и пр.
Однако, предприятие не должно опираться исключительно на эти позиции, поскольку рассмотренные нами проблемы они решить никак не помогут.
Для решения первой проблемы – отсутствия тех или иных позиций в наличии, «Шоколадница» может модернизировать свое меню, полностью перейдя на электронный формат, настраиваемый самостоятельно представителями конкретных точек. Таким образом, посетители смогу сразу видеть те блюда, которые есть в наличии, и им не придется по несколько раз менять свой выбор.
Чтобы решить проблему с обслуживанием, необходимо чаще проводить дисциплинарные беседы с сотрудниками и применять разного рода санкции к тем из них, кто совершает те или иные оплошности. Также наоборот, тех сотрудников, кого посетители будут отмечать с положительной стороны – поощрять. Возможно также проведение дополнительных обучений, тренингов и стажировок.
Вопрос с приложением может легко решиться одновременно с переходом на электронную версию меню, где каждый посетитель сможет сам, указав свой столик (номер заказа), авторизоваться.
-
Методы управления в «Шоколаднице», распределение и делегирование полномочий.
Применяемые в «Шоколаднице» методы управления можно разделить на несколько категорий:
-
организационно-административные:-
регулярное проведение совещаний, посвященных обсуждению проблем; -
проведение собраний, касающихся разбора дисциплинарных провинностей сотрудников; -
проведение семинаров с целью улучшения и развития навыков сотрудников; -
повышение или понижение сотрудников по должности.
-
-
экономические:-
повышение или понижение сотрудников по уровню заработной платы; -
повышение, понижение или лишение сотрудников премии; -
введение дополнительных льгот для отдельных категорий работников.
-
-
социально-психологические:-
моральное стимулирование сотрудников к эффективной работе; -
дополнительное обучение сотрудников с целью развития их навыков; -
привлечение работников к управлению и продвижению по карьерной лестнице; -
неформальное общение между сотрудниками разных иерархических уровней; -
ежемесячное поздравление сотрудников-«именинников».
-
В «Шоколаднице» за каждым принятым на работу сотрудником изначально закладывается определенный «пакет» обязанностей и, соответственно, каждый выполняет исключительно тот фронт работ, который должен. Задачи строго распределены между работниками, а значит ситуация, в которой курьер подменяет водителя – недопустима.
-
Реализация функций управления.
Реализация функций управления в «Шоколаднице» представлена в таблице 2.
Таблица 2 – Реализация функций управления
Наименование функции управления | Реализация |
Планирование | Исполнители: руководитель и менеджмент. Миссия и задачи:
Прогнозы:
|
Организация | Специализация: заведение общепита. Структура: линейно-функциональная (см. п. 3) Уровни иерархии (см. рисунок 1): руководители высшего звена (генеральный директор), руководители среднего звена (исполнительный директор, главный бухгалтер), руководители низового звена (менеджеры, работники зала, работники кухни). |
Мотивация | Составляя планы, менеджеры четко распределяют обязанности между сотрудниками, четко оговаривая время и уровень качества выполняемой работы. Таким образом, чем точнее сотрудники понимают цели своей работы, тем больше они заинтересованы в эффективности выполнения работы (в частности, технические сотрудники). Мотивацией к успешной работе служат, к примеру, хорошие чаевые (для официантов), премии или дополнительные выходные дни (управляющие и администраторы). |
Контроль | Исполнители: руководитель и менеджмент. Осуществление: контроль результатов деятельности основан на определенных критериях для оценки (стандарты и нормы), обозначенных еще на этапе планирования. |