ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕМА УРОКА: "МЕСТОИМЕНИЕ "
УМК:
1.Антонова Е.С., Воителева Т.М. «Русский язык и литература. Русский язык: учебник для студентов среднего общего и среднего профессионального образования– М.: Издательский центр «Академия», 2021год, 416с2. Греков В.Ф., С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах-М.: «Просвещение»,
ЦЕЛИ УРОКА:
Образовательные: повторение и обобщение ранее изученного теоретического материала по теме «Местоимение», отработка навыков правописания местоимений, употребления местоимений (соблюдение орфографических и грамматических норм), подготовка к экзамену и работам в формате ЕГЭ.
Развивающие: формирование познавательного интереса, самостоятельности в изучении предмета на основе соединения теоретического материала с пониманием его практического применения, использования потенциала художественной литературы.
Воспитательные: воспитание читательского вкуса, трудолюбия, дисциплинированности, самостоятельности, добросовестности, ответственности.
ПЛАН УРОКА:
1. Организационный момент.
-
Проверка готовности класса к уроку. -
Формирование атмосферы, благотворно влияющей на ход урока. -
Мотивационный настрой учащихся на работу над темой урока.
2.Проверка домашнего задания.
-
Проверка упражнения заданного на дом. -
Вопросы:
-
Как называется раздел лингвистики, который изучает части речи? (морфорлогия) -
Какие части речи мы изучали на предыдущих уроках? -
Что такое существительное? прилагательное? числительное? -
Вопросы по правописанию существительных, прилагательных, числительных
3. Актуализация на познавательную деятельность.
1. Словарная работа (лексический диктант) – (один учащийся у доски, класс работает в тетрадях)
Задание: написать словосочетания. Объяснить орфограммы.
Комментировать футбольный матч, рассуждения известного автора
серьезный одиннадцатый аргумент, пятьдесят седьмым вагоном, актуальная проблема, мировоззрение писателя, сохранить оптимизм
2. По зачитанному учителем лексическому значению определить слово.
Задание: учитель зачитывает значения слов. Ученики определяют слово по его значению,
РАССУЖДЕНИЕ, -я, ср. 1. Умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме.
ПРОБЛЕМА (от греч. problema — задача), в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения
КОММЕНТАРИЙ, -я, м., обычно мн. 1. Разъяснительные примечания к какому-н. тексту.
АРГУМЕНТ, -а, м. 1. Довод, доказательство.
АКТУАЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна. Важный, существенный для настоящего момента.
ОПТИМИЗМ, -а, м. Бодрое и жизнерадостное мироощущение, при котором человек во всем видит светлые стороны, верит в будущее, в успех, в то, что в мире господствует положительное начало, добро; противоп. пессимизм
Последним было определено слово "оптимизм".
Вывод учителя: таким образом, несмотря на возникающие трудности, мы с вами должны с оптимизмом смотреть в будущее!
При выполнении каких заданий ЕГЭ нам понадобится знание этих слов? (Запомните их. Мы сегодня ещё вернёмся к ним)
3. Орфоэпическая разминка:
премировАть, баловАть, откУпорить, звонИт, включИт, нЕкогда, нИкогда
4.Мотивация к изучению новой темы.
Сегодня на уроке мы будем работать с одной из изученных ранее, самой загадочной части речи. Запишем предложение и постараемся самостоятельно определить её.
Эта часть речи может изменяться до неузнаваемости и может не изменяться вовсе, она всё всегда в маске. всегда скрывает своё истинное лицо, но, несмотря на такую обманчивость, даже коварство, мы не можем обойтись без неё ни дня. Мы часто не узнаём её в лицо, но в ней узнаём себя.
Итак, вы, конечно, догадались, что это местоимение.
Тема нашего урока "Местоимение". Запишите её в тетрадь.
-
Слова какой части речи преобладают в этом предложениях? (Местоимения) -
Прочитайте местоимения, употребленные в данном высказывании. -
С какой целью я начала урок именно с такого предложений? ( Привлечь внимание к этой части речи, показать, что местоимения очень распространены в речи). -
Каковы цели и задачи сегодняшнего урока? ( Повторить, закрепить, обобщить знания по теме, отработать полученные ранее навыки). -
Где могут пригодиться эти знания? ( Много вопросов встречается в заданиях ЕГЭ, в ежедневной речевой практике).
Значит, нас ждёт разнообразная, интересная работа, которая принесёт и пользу, и удовольствие.
5. Изучение темы.
5.1 Беседа по вопросам, заполнение таблицы:
-Что такое местоимений? (стр. 192 Антонова)
(Ответ: Местоимения употребляются вместо имен, они заменяют слова именных частей речи, указывают на них, но не называют).
- Вместо каких частей речи употребляется местоимение? (мест.-сущ.: К нему пришел брат; мест.-прил.: Деревья деформировались в каких-то чудовищ; мест.-числит.: несколько сосен упало)
-Назовите разряды местоимений.
Общая таблица должна выглядеть так. Запишите в тетерадь.
| Разряды местоимений | Местоимения |
| Личные | я, ты, он, она, оно, мы, вы, они, ей, него, тобой и др. по падежам |
| Возвратное | себя |
| Притяжательные | свой, мой, твой, его, ее, наш, ваш, их |
| Указательные | этот, тот, такой, этакий, сей, столько |
| Определительные | каждый, другой, любой, иной, весь, сам, самый, всякий |
| Вопросительные | кто? что? какой? чей? сколько? каков? который? и др. |
| Относительные | кто, что, какой, чей, сколько, каков, который и др. (связывают части сложного предложения) |
| Отрицательные | нечто, некто, кое-кто, несколько, кто-либо, какой-нибудь и др. |
| Неопределенные | ничей, нечего, некого, никто, ничто, что-то, какой-то, какие-то, каких-то, о чем-то и др. |
Сделаем вывод: какова же стилистическая функция местоимений в тексте?
(Ответ уч-ся: местоимения помогают избежать повторов и объединяют предложения в связный текст).
5.2 Практическая работа.
Найдите в данных предложениях местоимения, определите их разряд
Учащиеся слушают предложения, называют местоимения, определяют разряд.
Карточка №1
1.Наташа знала, ей надо уйти, но она не могла этого сделать: что-то сжимало ей горло, и она неучтиво, прямо, открытыми глазами смотрела на князя Андрея.
2. Однако вот какой-то волшебный лес с переливающимися черными тенями и блестками алмазов и с какой-то анфиладой мраморных ступеней, и какие-то серебряные крыши волшебных зданий, и пронзительный визг каких-то зверей.
3. Пока она ехала в карете, сидя рядом с отцом, и задумчиво глядела на мелькавшие в мерзлом окне огни фонарей, она чувствовала себя еще влюбленнее и грустнее.
4.Следующий после театра день Ростовы никуда не ездили, и никто не приезжал к ним. Марья Дмитриевна о чем-то, скрывая от Наташи, переговаривалась с ее отцом.
5. Подожди, Соня, ты все поймешь. Увидишь, какой он человек. Ты не думай дурное ни про меня, ни про него.
6. Что с тобой, мой ангел?
7. Что ж, это сам, что ли, царь ихний? — слышались тихие голоса.
Из какого произведения взяты предложения? Какое просторечное слово вы нашли?
5.3 Работа по правописанию неопределенных и отрицательных местоимений.
Какие разряды местоимений требуют особого внимания с точки зрения их правописания?
Чтение § 43 Греков. Запись в тетерадь конспекта «Правописание местоимений»
(кое)кто, что(нибудь) | Кое-кто, что-нибудь | В неопределенных местоимениях приставка кое- и суффиксы –то, -либо, -нибудь пишутся через дефис |
(кое)(у)(кого) | Кое у кого | Если после приставки следует предлог, то она пишется раздельно |
(ни)кто, (ни)чей, (ни)какой | Никто, ничей, никакой | В отриц.местоимениях в безударном положении пишется ни |
(не)кого, (не)чего | Некого, нечего | В отриц.местоимениях под ударением пишется не |
(ни)(для)(кого), (не)(с)(кем) | Ни для кого, не с кем | Если при отрицательных местоимениях в косвенных падежах есть предлоги, то не и ни пишутся раздельно. |
Выполнение упр.224. Выписать словосочетание с местоимением.
5.5. Работа над речевыми и грамматическими ошибками
Итак, мы повторили с вами определенный объем материала по теме. А сейчас поработаем над значением и употреблением местоимений
чтение §42 Греков. Выполнение упр.221 (устно)
5.6 (при наличии времени)- задание 7,8 - ЕГЭ.
Карточка: (Устно объяснить характер ошибки)
1. В.Г.Распутин—самый известнейший сибирский писатель. (Ошибка в образовании превосходной степени прилагательного.)
2.Все, кто уехали из деревни, очень скучали по родным местам. (Местоимение КТО сочетается со словами мужского рода единственного числа: КТО УЕХАЛ, а ЧТО—со словами среднего рода: ЧТО СЛУЧИЛОСЬ.)
3.В ихней голове не укладывалось, как они будут жить без самовара. (Притяжательные местоимения: их, его, её.)
4.Крестьянство боролось против затопления острова, они защищали свою землю и могилы родителей. (Нельзя заменять слово КРЕСТЬЯНСТВО местоимением ОНИ. Лучше использовать слово «крестьяне».)
5.Клавка грозилась матёринцам, что я подожгу всю деревню и страдать из-за вас не собираюсь. (Ошибка в передаче чужой речи. Следует сказать: «Клавка грозилась матёринцам, что она подожжёт всю деревню и страдать из-за них не собирается.»).
Упражнения.
Тест. Ответы: 1. – Б, 2. – Б, 3. - А, В, 4. – А, 5. – Б, 6. – 4, 7. – 7, 8. – 2, 9. – 4, 10. - А
(5. А) 2,4 Б) 4,6 В) 5,6 Г) 1,6)
7. Подведение итогов. Рефлексия. Оценки.
8. Домашнее задание.
Упр. 222, 225 (Греков).
Карточка1.Исправьте ошибки
1. В.Г.Распутин — самый известнейший сибирский писатель. 2.Все, кто уехали из деревни, очень скучали по родным местам. 3.В ихней голове не укладывалось, как они будут жить без самовара. 4.Крестьянство боролось против затопления острова, они защищали свою землю и могилы родителей. 5.Клавка грозилась матёринцам, что я подожгу всю деревню и страдать из-за вас не собираюсь.
Упражнение 1.
Укажите недочеты и речевые ошибки, возникшие вследствие неправильного использования местоимений (искажение смысла, подмена понятия из-за неправильного порядка слов, введение местоимений в текст при отсутствии существительных, которые они должны замещать, неверный выбор грамматической формы местоимения); отредактируйте предложения.
1) После окончания похода моряки вернулись к своим семьям: они ждали встречи целый год. 2) В музее были выставлены динозавры, которые все механически двигались и издавали звуки. 3) Чичикову не без труда удалось убедить Манилова, что ему это выгодно. 4) В этот день Петров вывел Джека на прогулку со всеми своими медалями. 5) В кабинете Плюшкина беспорядок был страшный, даже подумать было нельзя, что в нем могло обитать живое существо.
Упражнение 3.
Исправьте стилистически неправильные предложения и запишите их.
1)Гусь среди их был самый старый и степенный. 2) Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии. 3) Я укорял меня за невнимательность. 4) Он хвастун: всё время хвалит самого его. 5) Мы с ими давно дружим. 6) Они ждали него.
Упражнение 4.
Запишите стихотворение, употребив местоимения в нужной форме.
Много слов родили греки.
К (мы) от них в далеком веке
Математика пришла,
С (она) грамматика была.
А из Англии футбол
Прямо в бутсах к (мы) пришел,
Вслед за (он) пришел хоккей,
А до (это) жокей.
(Я. Козловский)
Упражнение 5.
Найдите ошибки в употреблении местоимений.
1) Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с него шкуру.
2) Мальчик снял кепку с головы и подбросил её вверх.
3) Я вытащил рыбу из корзины и передал её отцу.
Тест по теме "Употребление местоимений"
1. Укажите предложение с грамматической ошибкой:
А) Подойди к нему. Б) У их все не так! В) У него все в порядке.
2. Укажите предложение с грамматической ошибкой:
А) У его отца была старинная книга.
Б) У его была старинная книга В) От них ничего не дождешься.
3. В каких предложениях допущены ошибки в употреблении местоимений?
А) Мне не нужны ейные игрушки. Б) Мне не нужны её игрушки.
В) Я хорошо к ему отношусь. Г) Я хорошо к нему отношусь.
4. В каком слове НЕТ грамматической ошибки?
А) тоскуешь по ним Б) об том доме
В) у ей Г) в скольки домах
5. Найдите предложения, которые связаны с предыдущим при помощи личного местоимения.
1)Книга – это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место.
2) Вся жизнь человека постепенно оседала в книге. 3)Племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась. 4)Она росла вместе с человечеством, в ней кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца. 5) Но в книге не одно прошедшее.
6)Она составляет документ, по которому мы вводимся во владение настоящим, во владение всей суммой истин и усилий, найденных страданиями, облитых иногда кровавым потом. 7)Книга – программа будущего.
8)Итак, будем уважать книгу!
6. Среди предложений найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью союза, указательного местоимения и однокоренного слова. Напишите номер этого предложения.
(1) Вот как раз о пользе Пушкина мне бы хотелось поговорить. (2) В наше время, когда безраздельно господствует рынок с его точным расчётом, многим кажется, что духовная сфера человека несущественна, ею можно пренебречь, её можно проигнорировать. (3) Действительно, в жизни царит всем и каждому понятная «арифметика»: покупаешь там, где дешевле и лучше, и производитель, если он не хочет вылететь в трубу, позаботится о том, чтобы угодить потребителю. (4) Но такая понятность и логичность на самом деле иллюзорна, те, кто в неё верит, гораздо более доверчивы и наивны, чем те, кто верит в нравственные силы человеческой души. (5) «Береги честь смолоду», - завещал Пушкин в своей «Капитанской дочке». (6) «А зачем?» - спросит иной современный «идеолог» нашей рыночной жизни.
7. Среди предложений найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
(1) Недавно над этими местами летал самолёт и опрыскивал лес химической жидкостью. (2) Было задумано расширить площадь лугов. (3) Подсчитали, что корчевать живой лес дороже, чем отравить его с самолёта, а потом уж корчевать. (4) Дело не новое, оно привлекательно дешевизной и потому считается прогрессивным и выгодным. (5) Несомненно, есть в этом деле значительные плюсы. (6) Но есть и очень большие минусы. (7) Их не всегда замечают. (8) А ведь здесь погибло 27 лосей, загублены тетерева, мелкие птицы, спасавшие окрестные поля и лес от вредителей. (9) Гибнут насекомые, из которых многие – наши друзья.
8. Среди предложений найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения и однокоренного слова. Напишите номер этого предложения.
(1) Учёные утверждают, что своей уникальностью Байкал обязан тому, что он обладает удивительной системой самоочищения. (2) Его воду очищает большая группа живых организмов. (3) Это дружная семья, сложившаяся за те миллионы лет, что существует байкальская впадина. (4) В прозрачной воде невиданно мощный слой микроскопических растений поглощает солнечный свет, выделяет больше десяти миллионов тонн кислорода в год и создаёт около четырёх миллионов тонн новых органических веществ! (5) Это всё даёт возможность дышать несметному числу животных, настолько мелких, что их можно и не заметить в прозрачной воде. (6) Эту армаду учёные объединяют понятием «зоопланктон».
9. Среди предложений найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи частицы и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
(1) Это не просто шок будущего, это супершок. (2) Приходится только удивляться душевной стойкости, которая позволила людям выстоять перед такими историческими цунами. (3) Так стоит ли искать виноватых в том, что дети и внуки не похожи на нас?. (4) Просто они живут в другое время, в другую эпоху. (5) А кто лучше, мы или они, - вопрос, на который никогда не будет однозначного ответа. (6) Если они для некоторых из нас инопланетяне, то мы для них в лучшем случае – странные старики, которые ничего не понимают в современной жизни и всего боятся. (7) Что же делать, чтобы хоть как-то сузить ров, разделяющий нас? (8) Прежде всего нужно набраться терпения и научиться уважать взгляды и нравы друг друга, какими бы чужими они нам не казались. (9) И это, разумеется, трудно, но необходимо.
10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова САМЫХ из первого предложения: Одна из самых интригующих тайн Вселенной — то, как зарождались в галактиках звезды, возможно, разрешена.
А) определительное местоимение Б) притяжательное местоимение
Упражнение 1.
Прочитайте текст. Впишите в скобки, какими частями речи являются выделенные слова. У местоимений укажите разряды.
С тех (……….) пор уже лет, может быть, двести (………….) эти (…………….) ель и сосна вместе растут. Их (……………..) корни с малолетства сплелись, их (………………..) стволы тянулись (……….) вверх рядом к свету. Злой (……………) ветер, устроив деревьям такую (..............) несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их (…………….). (М.М.Пришвин)
Упражнение 2.
Спишите, вставляя пропущенные местоимения, определите разряды, расставьте недостающие знаки препинания. При затруднении обращайтесь к материалу для справок.
Антипыч как-то особенно поглядел на ………. и собака сразу поняла человека: ………звал ………. по приятельству, по дружбе, ни для ………, а просто так, пошутить, поиграть. Травка замахала хвостом стала снижаться на ногах все ниже и ниже и, когда подползла так к коленям старика, легла на спину и повернула вверх светлый живот. Антипыч только руку протянул было, чтобы погладить ………., ……..как вдруг вскочит и лапами на плечи – и чмок, чмок ………….. : и в нос и в щеки и в ………..губы.
Слова для справок: чего, её, его, самые, она, неё, он
Упражнение 3.
Прочитайте стихотворение М. Цветаевой и выполните послетекстовые задания.
Я тебя3 отвоюю у всех земель, у всех небес,
Потому что лес — моя колыбель, и могила — лес,
Оттого, что я на земле стою — лишь одной ногой,
Оттого, что я о тебе спою — как никто другой.
Я тебя отвоюю у всех других — у той, одной,
Ты будешь ничей жених, я — ничьей женой,
И в последнем споре возьму тебя — замолчи!
У того, с которым3 Иаков стоял в ночи
1. Найдите в тексте местоимения. Определите их разряд.
2. Выясните их синтаксическую функцию.
3. Произведите морфологический разбор указанных слов.
Тест по теме "Местоимение как часть речи"
1. Местоимение – часть речи, которая указывает:
А) на действие;
Б) на предметы, признаки и количества.
2. Какое местоимение относится к личным?
А) Они
Б) Кто.
В) Какой?
3. Для чего служат относительные местоимения?
А) для связи простых предложений в составе сложных;
Б) для выражения вопроса;
В) указывает на того, о ком говорят.
4. "Иван – царевич лег спать, а лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с СЕБЯ лягушачью кожу и обернулась Василисой Премудрой, такой красавицей, что и в сказке не расскажешь". Определите падеж возвратного местоимения:
А) Винительный;
Б) Творительный;
В) Родительный.
5. Найдите лишнее слово, учитывая разряды местоимений.
А) свой Б) собой В) мой Г) наш
6. Укажите ошибку в определении разряда местоимений.
А) сколько-нибудь – неопределённое
Б) ваш – личное
В) такой – указательное
Г) всякий – определительное
7. В каком слове НЕТ грамматической ошибки?
А) тоскуешь по ним
Б) об том доме
В) у ей
Г) в скольки домах
8. В каком ряду правильно указаны морфологические признаки выделенного слова?
Мне интересно наблюдать за играющими животными.
А) местоим.-прилаг., личное, 2-го лица, ед. числа, в твор. падеже;
Б) местоим.-сущ., личное, 1-го лица, ед. числа, в дат. падеже.
9. В каком ряду все слова являются местоимениями?
А) ничего, разнообразный, чей, крайний
Б) свой, собственный, чужой, никаких
В) кто-то, любой, никакой, который
Г) их, другой, по-своему, схожий
10. Сколько местоимений в предложении: «В характере каждого человека есть нечто такое, что составляет его основу»
А) 3 Б) 4 В) 5 Г) 6
11. В каком варианте грамматические признаки местоимения определены неправильно?
А) эта — указательное местоимение в форме женского рода, единственного числа, именительного падежа
Б) меня — личное местоимение 1-го лица единственного числа в форме родительного падежа
В) никем — отрицательное местоимение в форме мужского рода творительного падежа
Г) любая — определительное местоимение в форме женского рода, единственного числа, именительного падежа
12. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных слов в предложении «Каждый раз, когда я ее видел, я вспоминал, какой она была красавицей, когда я с ней познакомился»?
А) каждый — местоимение, определительное, местоимение-прилагательное, в форме мужского рода, единственного числа, винительного падежа, в предложении входит в состав обстоятельства
Б) ее — местоимение, притяжательное, местоимение-существительное, в форме женского рода, единственного числа, родительного падежа, в предложении является дополнением
В) какой — местоимение, относительное, местоимение-прилагательное, в форме женского рода, единственного числа, творительного падежа, в предложении является определением
Г) я — местоимение, личное, местоимение-существительное, 1-го лица единственного числа, употреблено в форме именительного падежа, в предложении является подлежащим.
1. - Б
2. - А
3. - А
4. - В
5. - Б
6. - Б
7. - А
8. - Б
9. - В
10. - В
11. - В
12. - Б