Файл: Общение как социальнопсихологическая проблема.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ДИСЦИПЛИНА «ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ»

Практикоориентированное задание на тему «Общение как социально-психологическая проблема»

Любое общение происходит в рамках соответствующей коммуникативной среды, что означает, что коммуникант и коммуникатор строят свое коммуникативное взаимодействие, используя соответствующие данной среде стиль общения. Именно умение определить и использовать необходимый стиль общения и гарантирует эффективность и результативность процесса общения.
Описание стилей, которые применяются участниками в процессе общения:

Официально-деловой стиль – функциональный стиль речи, средство письменного общения в сфере деловых отношений: в сфере правовых отношений и управления. Эта сфера охватывает международные отношения, юриспруденцию, экономику, военную отрасль, сферу рекламы, общение в официальных учреждениях, правительственную деятельность.

Научный стиль – это разновидность русского литературного языка, которая применяется в сфере науки с использованием терминов, абстрактных слов и сложных синтаксических конструкций. Его главное предназначение заключается в передаче структурированной, логически выстроенной информации, включая аргументацию истинности изложенного.

Публицистический стиль – один из книжных, используется в общественно-публицистической и литературно-критической литературе, средствах массовой информации, на собраниях и митингах. Задача этого стиля – воздействие на массовое сознание посредством общественно значимой информации.

Разговорная речь – это особая стилистически однородная функциональная система, противопоставляемая книжной речи как некодифицированная и кодифицированная формы литературного языка. Используется в различных видах отношений людей при условии непринужденности общения, он обслуживает сферу бытовых отношений.
2. Дополнительную информацию по теме можно получить в следующих источниках:


Деловые коммуникации в государственном и муниципальном управлении: учебное пособие для вузов / А. С. Никитина, Н. Г. Чевтаева, С. А. Ваторопин, А. С. Ваторопин. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 171 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13964-8. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/496745.

Деловые коммуникации: учебник для бакалавров / В. П. Ратников [и др.]; под редакцией В. П. Ратникова. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 527 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3685-8. — URL: https://urait.ru/bcode/487259

3. Перед Вами – по четыре фрагмента текста в каждом из 2 вариантов. Необходимо на основании изученного ранее материала определить, к какому функциональному стилю относится каждый из них? Назовите признаки, которые позволили вам определить стиль текста.
Вариант №2

Текст 1 III. Публицистический

В наши дни приходится сталкиваться с тем, что взаимодействие человека с окружающей его природой нередко ведет к неожиданным и нежелательным последствиям, хотя оно предполагает благие намерения. Воздвигли завод азотных удобрений, но рыжие «лисьи хвосты», тянущиеся из труб, загубили в округе растительность. Очистили с помощью гербицидов рисовое поле от сорняков, но, сбросив с полей ядовитую воду, заморили рыбу в соседней речке.

Так как же быть? Перегородить планету заборами заповедников и заказников, замедлить темпы воздействия человека на природу? Такие планы утопичны и обречены на провал. Тургенев устами одного из своих любимых героев справедливо сказал: природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник.

Из публицистического стиля вытекают его функций: информационная и воздействующая. Данный текст, описывает взаимодействие невсесторонне, а только выделяет те стороны жизни, которые интересны широким массам. Воздействует он при этом не только на разум, но и обязательно затрагивает эмоции и чувства адресатов. Текст характеризуется образностью, полемичностью изложения, популярностью и яркостью выразительных средств, положительной или отрицательной экспрессией – нежелательными последствиями, загубили растительность утопичны и т.п.

3

Текст 2 IV. Разговорная речь
С Новым годом! Шутка ли – с двухтысячным! Снилось ли нам такое?! Душевного покоя всем и благополучия. Счастья и успехов!



Мы встретили Новый год хорошо. Мама хотела елку поставить, но елок в уходящем году в продаже почти не было. За одну ветку сосны надо было заплатить пятьдесят рублей. Обошлись без елки-сосны. Купили всякую снедь в магазине, фрукты на базаре.

Пришли друзья. С одиннадцати до четырех ночи-утра за столом сидели, телик смотрели, танцевали, философствовали. Так и встретили Новый год.

Присутствуют черты разговорного стиля в данном тексте:

  1. Спонтанность и неподготовленность.

  2. Сопровождается жестикуляцией, мимикой, различной интонацией.

  3. Неструктурированность.

  4. Осуществляется в основном в форме диалога.

Присутствие разговорных слов – двухтысячный, телик, филосовствовали. Простые предложения преобладают в тексте.
Текст 3 I. Официально-деловой

Непринятие управляющим домом в установленный срок мер по устранению аварий в домовом оборудовании или повреждении зданий, влекущих порчу жилого помещения и мест общего пользования, дает право съемщику одному или совместно с проживающими в квартире съемщиками произвести необходимое исправление со взысканием с домоуправления всех понесенных ими расходов по сметной стоимости.

Присутствие характерные черт стиля стандартизованность, отсутствие средств выразительности. Использованы языковые средства - официальная и канцелярская лексика, фразеология. Приведенный текс со стилевыми чертами: чёткость, строгость, бесстрастность.
Текст 4 II. Научный

Педагогика – совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение. Педагогикой называется также учебный курс, который преподается в педагогических институтах и других учебных заведениях по профилированным программам. Педагогика включает проблемы учебно-воспитательной, культурно-просветительной работы со взрослыми.

Воспитание изучают и другие науки: социология рассматривает воспитание как функцию общества и государства; психология – как условие духовного развития личности. Педагогика исследует закономерности процесса воспитания, его структуру и механизмы, разрабатывает теорию и методику организации учебно-воспитательного процесса, его содержание, принципы, организационные формы, методы и приемы (Педагогическая энциклопедия)


Для данного текста характерна научная терминология: педагогика, воспитание, образование, обучение, учебно-воспитательная работа, общество, государство, социология, психология и др. Преобладает абстрактная лексика: теория, проблемы, функция, развитие, процесс, структура, механизмы, методика, содержание, принципы, формы, методы, приемы. Слова употребляются в прямом, номинативном значении, образные средства языка, эмоциональность отсутствуют. Предложения носят повествовательный характер, преимущественно имеют прямой порядок слов.

4. Определив стиль, необходимо указать его словом возле цифры, соответствующей номеру фрагмента. Например: I. Официально-деловой; II. Научный; III. Публицистический; IV. Разговорная речь
5. Критерии оценивания: 4 верных ответа - «отлично», 3 и 2 верных ответа - «хорошо», 1 верный ответ - «удовлетворительно», 0 верных ответов - «неудовлетворительно».