Файл: Формирование зож у детей младшего школьного возраста.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 14

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Формирование ЗОЖ у детей младшего школьного возраста
Задачи

совершенствовать умения в соблюдении правил личной и школьной гигиены

научить учащихся чувствовать свой организм

осуществлять профилактику заболеваний

укреплять физическое здоровье

сформировать знания о здоровье, о факторах его формирующих, укрепляющих и разрушающих

учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения

учить эффективно общаться

способствовать стремлению учащихся понять окружающих и анализировать своё отношение к ним

учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к своему поведению

содействовать правильному физическому развитию

выучить комплекс физических упражнений, направленных на укрепление и сохранение здоровья

способствовать развитию эстетической и эмоциональной личности

развивать творческие способности

содействовать утверждению в жизни школьников идей красоты и доброты, физического и духовного совершенствования

способствовать увеличению знаний о ЗОЖ путём обсуждения проблем
В основе формирования здорового образа жизни лежат такие его составляющие как научные знания, медико-профилактические меры, рациональный режим дня, труда и отдыха, двигательная активность, правильно организованное питание и отсутствие вредных привычек. Рассмотрим каждую из составляющих здорового образа жизни подробнее
Составляющие ЗОЖ
    • Комплексное закаливание (солнечные ванны, водные процедуры, обливание ног);
    • Лечебная физкультура;
    • Укрепляющая фитотерапия;
    • Контроль часто болеющих детей;
    • Физиолечение - тубус-кварц, ингалятор, УФО;
    • Массаж - лечебный, профилактический.
    • Плавание.

К медико-профилактическим мерам можно отнести:
Режим дня
Под режимом дня, труда и отдыха понимается рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха, что имеет большое оздоровительное и воспитательное значение.


Значение режима дня

детская нервная система еще далеко не зрелая и предел истощаемости нервных клеток довольно низок

новые условия жизни, необходимость адаптации к нелегким для организма ребенка физическим и психическим нагрузкам

Упорядоченность чередования труда и отдыха способствует оптимизации функций организма, лучшей адаптации к условиям школы с минимальными физиологическими затратами, а нарушения режима дня приводят к серьезным отклонениям в здоровье ребенка, и прежде всего к неврозам.
Режим дня
Основными компонентами режима являются следующие:
  • Сон;
  • Пребывание на свежем воздухе (прогулки, подвижные игры, занятия физкультурой и спортом);
  • Учебная деятельность в школе и дома;
  • Отдых по собственному выбору (свободное время);
  • Прием пищи;
  • Личная гигиена.
Двигательная активность
Одним и важнейших компонентов в формировании ЗОЖ является двигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника. Двигательная активность
Младший школьный возраст - это период, когда у ребенка особенно выражена потребность в двигательной активности. Можно сказать, что основными задачами этого возрастного периода является овладение всеми доступными движениями, испытание и совершенствование своих двигательных способностей и тем самым приобрести более широкую власть как над собственным телом, так и над внешним физическим пространством. Двигательная активность
  • Говоря об оптимальном двигательном режиме, следует учитывать не только исходное состояние здоровья, но и частоту, и систематичность применяемых нагрузок.
  • Занятия должны базироваться на принципах постепенности и последовательности, повторности и систематичности, индивидуализации и регулярности.
  • Доказано, что наилучший оздоровительный эффект (в плане тренировки сердечнососудистой и дыхательной систем) дают циклические упражнения аэробного характера: ходьба, легкий бег, плавание, лыжные и велосипедные прогулки.
  • В комплекс ежедневных упражнений необходимо включить также упражнения на гибкость.

Питание
  • Большую роль в формировании ЗОЖ играет рациональность питания младшего школьника.
  • В основе рационального питания лежат 5 принципов:
  • регулярность,
  • разнообразие,
  • адекватность,
  • безопасность
  • удовольствие
В возрасте 6-8 лет дети очень любопытны и стремятся подражать взрослым, в 9-10 лет считают себя взрослыми и стремятся к завоеванию авторитета среди товарищей. Это основные мотивы, почему младшие школьники начинают курить. И хотя они знают, что курение вредит здоровью, но эти знания не осознаны ими.
Взрослым необходимо рассказывать ребёнку, что на детский организм никотин воздействует в 10-15 раз сильнее, чем на организм взрослого.

К летальному исходу могут привести 2-3 сигареты, выкуренные подряд. Люди, начавшие курить с 15-летнего возраста, умирают от рака легких в 5 раз чаще, чем те, кто стал курить после 25 лет.
  • Губительная для здоровья привычка и употребление алкоголя.
  • Всего за 8 секунд он достигает клеток головного мозга, вызывая его отравление - опьянение. Поэтому пьяный человек теряет контроль над своим поведением, говорит и делает то, на что не решился бы в трезвом состоянии.
  • По данным некоторых исследований, к 9-10 годам половина мальчиков и треть девочек уже знают вкус спиртных напитков. Причём по собственному желанию попробовали лишь 3,5 % из них.
Компьютер
В общении детей с компьютером существуют не только плюсы, но и минусы, которые могут привести к негативным последствиям. Связаны они с неправильной организацией в семье деятельности ребёнка. Прежде всего, родителям нужно понять, что компьютер - это не волшебная палочка, которая за один час игры сделает ребёнка умным и развитым. Кроме того, следует знать, как правильно организовать компьютерное место. Пример для подражания
Следует отметить еще один компонент, который мы считаем особо важным в формировании ЗОЖ младшего школьника - это пример педагогов и родителей. В силу своих возрастных особенностей младший школьник испытывает большое доверие к взрослым. Для ребенка слова учителя, его поступки, оценки имеют огромное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка об окружающей его действительности. Пример имеет огромное значение в воспитании младшего школьника. Пример - это персонифицированная ценность. Необходимо стремиться к тому, чтобы весь уклад жизни младшего школьника был наполнен множеством примеров ЗОЖ.
Формы и методы формирования ЗОЖ
  • Одним из возможных решений проблемы ухудшения здоровья младших школьников является формирование у них знаний о здоровом образе жизни. Знания о ЗОЖ формируются в ходе уроков и во внеклассной деятельности.
  • В ходе развития представлений о здоровом образе жизни предпочтение лучше отдать простым методам и приемам: «урокам здоровья», практическим занятиям, беседам, чтению, рисованию, наблюдению за природой, уходу за растениями, играм, проектной деятельности детей.
Практические занятия
Одними из важных приемов формирования знаний о ЗОЖ являются практические занятия. Такие занятия можно проводить вместе с родителями. Некоторые задания могут быть рекомендованы для домашней работы. Приведем для примера несколько тем, которые могут быть использованы в процессе профилактической работы с младшими школьниками. Беседы - очень нужная форма работы детей. Круг их может быть самым широким и в первую очередь затрагивать проблемы, наиболее волнующие детей: это проблемы охраны природы и профилактики вредных привычек. Другим приоритетом должны стать темы нравственного, душевного здоровья, духовности, доброты, милосердия. Еще одно направление - «азбука здоровья»: темы гигиены, здоровых поведенческих привычек, рационального питания, профилактики утомления и др. Литературное чтение также может быть использовано в качестве метода формировании знаний о ЗОЖ. Для примера приведем краткое содержание урока, посвященного произведения М.Твена «Приключения Тома Сойера». В ходе уроком педагогом могут быть поставлены следующие цели: Познакомить с отрывком из романа М. Твена, учить анализировать поступки героев; развивать навык осознанного чтения, речь учащихся, внимание, воображение; воспитывать негативное отношение к вредным привычкам, в частности к курению. Литературное чтение
Вывод
Здоровый образ жизни объединяет всё, что способствует успешному выполнению учебной, игровой, трудовой деятельности, общественных и бытовых функций, выполняемых оптимальных условиях, способствующих сохранению, укреплению здоровья и повышению работоспособности. Основное содержание процесса формирования здорового образа жизни младших школьников составляют комплексные оздоровительные мероприятия (оптимально организованный режим дня, систематические занятия физическими упражнениями, рациональное питание, медико-профилактические мероприятия), направленные на сохранение, укрепление здоровья и повышение работоспособности младших школьников, а также мероприятия направленные на профилактику вредных привычек.
Вывод
В формировании знаний о здоровом образе жизни у младшего школьника учитель может использовать различные активные группы форм и методов, используя их в построении учебно-воспитательного процесса, варьируя ими, однако наибольшей эффективности в воспитании можно ожидать лишь тогда, когда педагог будет сам являться примером для подражания, и когда работа будет проводиться в системе. Спасибо за внимание!
Спасибо за внимание!