Файл: Основные этапы реформирования советской сферы услуг и особенности этого процесса в настоящее время.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
К началу 2000-х тысячных годов криз в потреблении услуг, существовавший во время перехода от плановой экономики СССР к рыночной отношениям, был преодолен. Относительная стабилизация экономики страны так же отразилась на сфере услуг: появились тенденции к появлению новых видов услуг, совершенствование качества оказания услуг, а также повышение спроса на услуги. Данная активация сферы услуг в экономике России стала возможна благодаря некоторым факторам: устранение монополии государства на некоторые виды услуг, приватизации, создание правовой базы предпринимательской деятельности, формирование конкурентной системы, либерализации ценообразования.
Модернизация экономики России способствовала возникновению относительно новых для страны услуг, таких как консалтинговые, аудиторские, дизайнерские. За период начала рыночных реформ и до современности сфера услуг России вышла на новый уровень развития.
В новой экономической политике государство начинает обращать большее внимание на регулирование сферы услуг и отдельных отраслей данного сектора. Особое место занимают:
-
- законодательство в отношении ряда профессиональных услуг и т.п.; -
- законы РФ «Об образовании», «О защите прав потребителей», федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «Об аудиторской деятельности», «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации»; -
- ограничение деятельности иностранных компаний на внутреннем рынке услуг (например, им может быть разрешено осуществление только определенного вида сервисной деятельности и/или могут быть введены жесткие стандарты, квоты, налоги и другие ограничительные меры).
В соответствии с мировыми стандартами более половины малых предприятий относятся к сфере услуг. Самым быстрым и экономичным расширением сервисной отрасли, по оценкам специалистов, является развитие малого и среднего бизнеса. Основную роль в развитии отечественной сфере услуг выполняет Федеральный закон «О развитии малого и среднего бизнеса в России».
В настоящее время на отечественном рынке успешно работают ряд международных франчайзинговых компаний: Zara, Subway, H&M, Baskin Robbins, English First. Среди российских предприятий, которые пользуются схемами франчайзингового ведения бизнеса, можно выделить «Перекресток», «Эконика-обувь», «Ароматный мир» и др. Согласно результатам исследования рынка франчайзинга в России, который был проведен компанией Deloshop, в 2007 году на российском рынке действовало около 600 франчайзинговых фирм, но некоторые из них являются такими лишь формально, потому что они не в состоянии соблюдать определенные «правила игры» и не обладают достаточной компетенцией. Однако, в России франчайзинг имеет свои перспективы в сферах торговли и общественного питания.
В развитых странах одной из основных групп потребителей сферы услуг является средний класс. Больше половины российских исследователей считает, что потребление услуг связано со стилем жизни среднего класса России. Отечественный средний класс рассматривается как группа, не имеющая тенденций к уменьшению численности или изменению потребительских способностей, что позволяет прогнозировать сохранение его активности на рынке услуг.
Распространение системы кредитования граждан является еще одним фактом, который стимулирует дальнейшее развитие сервисного сектора в России. Получаемые кредиты направляются, в том числе на оплату различных дорогостоящих услуг, достаточно востребованными являются банковские программы «Отдых в кредит», а также образовательные кредиты.
Укреплению отечественного сервисного сектора способствует не только положительные тенденции, которые имеют место в российском бизнесе, но и политика в отношении деятельности иностранных сервисных компаний на территории нашей страны. Либерализация внешней торговли, открытие российского рынка услуг, содействует активизации деятельности иностранных поставщиков различных видов услуг.
На протяжении двух последних десятилетий сфера услуг является одним из наиболее быстро развивающихся секторов мировой экономики. В начале 2000-х годов в экономиках зарубежных стран сфера услуг выросла в крупнейший сектор хозяйства: суммарная доля транспорта, связи, оптовой, розничной торговли, кредитно-финансовых учреждений, страхового бизнеса, бытовых, консалтинговых и социально-культурных услуг достигла 69-76% в ВВП. По темпам роста лидирует комплекс деловых услуг, как службы маркетинга и рекламы, инженерно-строительные услуги, аудиторские и бухгалтерские услуги.
За последние годы на рассматриваемые отрасли в России приходилось 23% ВВП и 37% общей численности занятых, то есть эти показателе в 2-2,5 раза ниже, чем в странах Запада. России, прежде всего, нужно преодолеть действительность тем, что государство должно поддерживать малый бизнес, который играет важную роль в сфере услуг. Нужно преодолеть сильное отставание отечественной сферы услуг по научно-техническому уровню. Например, разработка современных технических средств, для малого бизнеса, внедрение инноваций в производство. Применение маркетингаё с учетом особенностей и сервисного сектора дает колоссальный эффект, развивает производство и обновление товаров и услуг. Условием успешного экономического развития является применение маркетинга в управлении. Данные факторы позволили бы России успешно реализовать свой потенциал в сфере развития услуг.