Файл: Правила техники безопасности 35 Методика сбора и гербаризации растений 37 Выводы 40.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание

Дневник практики 2

Отсчёт 4

Флористический список растений 5

Фаунистический список видов насекомых 22

Фаунистический список животных…………………………………………………………….

Правила техники безопасности 35

Методика сбора и гербаризации растений 37

Выводы 40

Полевая практика по ботанике и зоологии проводится с целью расширения и углубления знаний о разнообразии растений и животных, структуре и закономерностях функционирования экосистем, освоения доступных методов в полевых условиях.

День практики

Раздел практики

29.05 (1 день)

1. Установочное. Вводное занятие. Ознакомление с таким видом практики как полевая методическая исследовательская работа в области ботаники и зоологии.

2. Составление индивидуального плана прохождения практики, включая все виды деятельности, перечисленные в методических рекомендациях. Определение целей и задач прохождения полевой практики, общими требованиями.

30.05 (2 день)

Ознакомление с методиками ботанических исследований. Подготовительная работа. Сбор информации по литературным, картографическим и интернет-источникам о месте прохождения практики. Изучение флоры и растительного покрова района практики. Флора – это совокупность всех видов растений, населяющих данную территорию. Изучение флоры предполагает выявление всех видов растений какого-либо района или отдельного растительного сообщества (леса, луга и т.д.). Среди общих задач практики выделяют определение и запоминание определённого числа видов, распознание их по в природе по вегетативным и генеративным органам, накапливая новые представление о типичных местообитаниях тех или иных растений, пополняя знания о флоре местности и флористическим составом. Объектами изучения на полевой практике является флора и растительный покров территории. Выделяются виды отдельных систематических групп и родов, биологические, экологические особенности видов и пр. Знакомство с новыми растительными сообществами, составляющими растительный покров территории. Изучения состава, строения, экологии фитоценозов, их размещение в растительном покрове и т.д., знакомство с основами геоботаники. Определение растительных сообществ разных по морфологическому строению (жизненным формам) и другим признакам, сходных между собой в каких-то общих требованиях к среде обитания. Характерная черта степи – преимущественно безлесное пространство, покрытое травянистой растительностью. Травы, образующие сомкнутый или почти сомкнутый ковёр: ковыль, типчак, тонконог, мятлик, овсец, солянка, таволга и др. Растения приспосабливаются к неблагоприятным условиям. Многие из них засухоустойчивы либо активны весной, когда ещё остается влага после зимы. Выборочное определение некоторых видов растений (30 видов) из 12-15 семейств, распространённых на изучаемой территории местности (Луганщина). Составление и обобщение собранного материала и информации в виде перечня 30 растений с подробным описанием и фото. Предварительный сбор иллюстративного материала (рисунки, фото) для отчета по полевой практики, отражающий анализ биоразнообразия современными методами количественной обработки информации.

31.05 (3 день)

Ознакомление с методиками зоологических исследований. Работа по индивидуальной учебно-исследовательской теме. Знакомство с фауной. Фауна – исторически сложившаяся совокупность видов животных, обитающих на определённой территории. Знакомство с фоновыми видами насекомых, обитающими в районе проведения практики, формирование представления об экологической структуре сообществ животных биотипа. Сбор информации преобладающих насекомых района практики, об особенностях региональной фауны: видовом составе, распространении, численности, характере пребывания, жизни, биологических особенностях и о ой роли, которую играют в сообществе виды местной фауны. Формирование навыков определения насекомых в природе. Изучение фаунистических комплексов изучаемого региона. Выборочное определение некоторых насекомых (30 видов) из 12-15 родов, распространённых на изучаемой территории, местности (Луганщины). Составление и обобщение собранного материала и информации в виде перечня 30 насекомых с подробным описанием и фото. Предварительный сбор иллюстративного материала (рисунки, фото) для отчета по полевой практики, отражающий анализ биоразнообразия современными методами количественной обработки информации.

01.06 (4 день)

Подробное изучение правил техники безопасности во время прохождения полевой практики, которая предусматривает экскурсии в природу. Экскурсии предшествует инструктаж, проводимый преподавателем, в ходе которого студенты знакомятся с правилами поведения, кратким содержанием темы, необходимым оборудованием, а также планами обработки материала экскурсии, для того чтобы быть готовым к проведению самостоятельных наблюдений

02.06 (5 день)

Ознакомление и изучение методик сбора и хранения растений и зоологических объектов.

03.06 (6 день)

Выводы к практике, составление отчета и оформление документа.















Отчет

С 29.05 по 03.06 проходила учебная полевая практика по изучению основ ботаники и зоологии.

Цель: расширение и углубление знаний и о разнообразии растений и животных, структуре и закономерностях функционирования экосистем, освоение студентами доступных методов изучения растений и животных. Целью учебной практики является закрепление теоретических знаний по анатомии и морфологии растений, животных, изучение многообразия местной флоры и фауны в естественной среде произрастания, приобретение практических навыков для организации и проведения ботанических полевых исследований в будущей профессиональной деятельности.

Задачи полевой деятельности:

  1. Закрепление знаний, полученных на лекциях и лабораторных занятиях.

  2. Изучение флоры и фауны различных биотипов: знакомство с разнообразием растений, животных и приспособлениями их к условиям существования в различных экосистемах.

  3. Овладение умениями наблюдений за животными и учета растений в природе, определение и описание растений некоторых семейств и животных некоторых родов, составление уникального фотоколлажа собственной электронной коллекции 30 видов растений и 30 насекомых.

  4. Овладение теоретической методикой проведения экскурсии в природу.

  5. Теоретическое знакомство с основными методами научно-исследовательской работы в полевых условиях и в лаборатории, методами гербаризации растения, правильного оформления гербарных этикеток; анализировать и оценивать результаты исследований.

  6. Способствование формированию у студентов готовности к ценностно-нравственной деятельности на природе.

Определение растений.

Изучение флоры связано с определением составляющих её растений.

Определить растение – значит установить его научное видовое название и принадлежность к более крупному таксону роду, семейству. Определение можно проводить непосредственно на природе, не повреждая растений, в лаборатории по свежему или гербарному материалу, получая информацию из печатных изданий, также как и из открытых интернет-источников.

Флористический список растений

Семейство Паслёновые



  1. Картофель. Вид многолетних клубненосных травянистых растений, из рода Паслен (Solanum) семейства Паслёновые (Solanaceae), достигающие в высоту более 1 метра.

Стебель голый, ребристый. Часть стебля, погружённая в почку, выпускает длинные побеги (длинной 15-20, а у некоторых и 40-50 см).

Лист картофеля темно-зелёный, прерывисто-непарноперисторассечённый, состоит из темной доли, нескольких пар (3-7) боковых долей, размещённых одна против другой, и промежуточных долек между ними. Непарная доля называется конечной, а парные доли имеют порядковые названия – первая пара, вторая пара и т.д. (счет ведётся от конечной доли). Доли и дольки сидят на стерженьках, прикреплённых к стержню, нижняя часть которого переходит в черешок. Около долей пар размещаются ещё более мелкие дольки.

Цветки белые, розовые и фиолетовые, собраны щитком на верхушке стебля, чашечка и венчик пяти раздельные.

Из пазух зачаточных листьев в подземной части стебля отрастают подземные побеги – столоны, которые, утолщаясь на вершине, дают начало новым клубням (видоизменённым побегам). На концах столонов развиваются клубни, которые, в сущности, не что иное, как вздувшиеся почки, вся масса которых состоит из тонкостенных гранёных клеток, наполненных крахмалом, а наружная часть состоит из тонкослойной пробковой ткани. Клубни созревают в августе – сентябре.

Плод – многосемянная, темно-зелёная, ядовитая ягода диаметром 2 см, по форме напоминающая маленький помидор.

Картофель размножают вегетативно – небольшими клубнями или частями клубней.



  1. Дурман. (лат. Datura) – род растений семейства Паслёновые (Solanaceae). Крупные травы, редко древовидные растения. Все виды дурмана – ядовитые растения; наиболее ядовиты цветки и семена. Рудерал.

Однолетнее травянистое растение 0,5-1 м высотой.

Стебель голый, прямостоячий, тройночатовильчатоветвистый.

Листья очередные, длинночерешковые, яйцевидно-заострённые, неравномерно гл4боковыемчатолопастные, длинной до 15 см, шириной до 10 см, голые, сверху темно-зелёного цвета, снизу немного светлее. Главная жилка и боковые жилки первого порядка беловатые
, сильно выступающие снизу.

Плод – крупная яйцевидная, в основном четырёх гнездная коробочка, усаженная многочисленными шипами, совершенно высыхающая при созревании или мясистая, распадающаяся на 4 створки, или же и вовсе не раскрывающаяся.



Семейство Крестоцветные

  1. Цветная капуста (Brassica oleracea L. var. botrytis L.) – распространённая овощная культура, один из культурных сортов вида Капуста огородная. Относится к сортовой группе botrytis, как и романеско, Семейство Крестоцветные.

Цветная капуста – однолетнее, яровое или озимое растение. Корневая система мочковатая, близко расположенная к поверхности почвы. Стебель цилиндрический, 15-17 см высоты, с горизонтально расположенными или прямо или косо вверх направленными листьями, весьма часто спиральнообразно изогнутыми. Отдельные формы в вегетативной фазе ветвистые. Листья от цельных сидячих до лировидно-перисто-раздельных, с черешками, достигающими 5-40 см длины. Окраска от светло- до сине-зелёных и реже сизых с сильной антоциановой пигментацией. Пластинки узкие, то усечено-овальных, усечено-эллиптических и яйцевидных до ланцетовидных, 15-90 см длины. Восковой налёт от незначительного до очень сильного.

У наиболее примитивных форм цветной капусты используемый орган – отдельные мясистые цветоносные побеги ( в фазе бутонизации), образующиеся из пазух верхних листьев розетки, у других форм – «головка», когда верхушечные побеги, сильно разветвляясь, тесно скручиваются. Форма головок от круглой до плоскоокруглой. Окраска – зелёной разных тонов, фиолетовой и желтоватой до снежно-белой. Верхние листья мелкие, короткоовальные и широколинейные, с ровным краем или ланцетовидные и вытянуто-треугольные, зубчатые.

Цветочные кисти густые, от очень коротких (3 см) до длинных (свыше 15 см). Цветки преимущественно мелкие и средней величины (1,2-2,0 см), реже крупные (до 2,6 см), с тонкими цветоножками. Окраска лепестков белая, бледно-жёлтая и жёлтая, поверхность их гофрированная или пузыревидно морщинистая.

Плод – многосемянный стручок. Стручки короткие и средней длины (6,0-8,5 см), преимущественно цилиндрические, реже приплюснуто-цилиндрические, бугорчатые с коротким носиком.




  1. Редис – однолетние или двулетние растения из рода Редька семейства Капустные. Редис с точки зрения классификации – группы разновидностей вида Редька посевная (Raphanus sativus).

В первые 15-35 дней после появления первых всходов у растения развивается небольшая, овальной, округло-плоской, цилиндрической, конической или веретенообразной формы.

Цвет корнеплода бывает белой, черной, серой, жёлтой, фиолетовой, красной, розовой и пестрой. В зависимости от сорта корнеплода достигает 1,5-4,5 см в диаметре и массы 15-500г.

Фаза технической спелости корнеплодов длится от 12 до 15 дней, после этого образуется цветочный стебель высотой 55-120 см, ветвящийся до 3-го порядка.

Цветение продолжается 30-35 дней. Цветки белые, светло-розовые или фиолетовые, собраны в соцветие-кисть.

Семена созревают неравномерно в течении 40-60 дней.

Плод – нераскрывающийся стручок 6-10 округло-овальными семенами, которые сохраняют всхожесть в течении 4-5 лет.



Семейство Розоцветные.

  1. Яблоня лат. (лат. Malus) – род листопадных деревьев и кустарников семейства Розовые (Rosaceae) с шаровидными сладкими или кисло-сладкими плодами. Происходит из зон умеренного климата Северного полушария.

Деревья с развесистой кроной высотой 2,5-15 м. Ветви – укороченные (плодущие), на которых закладываются цветочные почки, и удлинённые (ростовые). У дикорастущих видов на ветвях имеются колючки.

Листья черешковые, голые или опушённые снизу, с опадающими или остающимися прилистниками.

Цветки собраны в немногоцветковые полу зонтиковидные или щитковые соцветия. Окраска цветков может изменяться от совершенно белой до нежно-розовой и ярко-малиновый. Цветки яблони протогоничны: гинецей созревает раньше андроцея. Опыляются насекомыми.

Плод – яблоко, возникающее из нижней завязи. Гинецей заключён в нижнюю завязь. По мере формирования плода плодолистики становятся хрящеватыми, пергаментными, кожистыми. На разрезе плода чётко видна граница между тканями гипантия и тканями завязи, очерченная окружностью более плотно расположенных клеток и сосудистых пучков.