Файл: Правила техники безопасности 35 Методика сбора и гербаризации растений 37 Выводы 40.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Дневник практики 2
Отсчёт 4
Флористический список растений 5
Фаунистический список видов насекомых 22
Фаунистический список животных…………………………………………………………….
Правила техники безопасности 35
Методика сбора и гербаризации растений 37
Выводы 40
Полевая практика по ботанике и зоологии проводится с целью расширения и углубления знаний о разнообразии растений и животных, структуре и закономерностях функционирования экосистем, освоения доступных методов в полевых условиях.
День практики | Раздел практики |
29.05 (1 день) | 1. Установочное. Вводное занятие. Ознакомление с таким видом практики как полевая методическая исследовательская работа в области ботаники и зоологии. 2. Составление индивидуального плана прохождения практики, включая все виды деятельности, перечисленные в методических рекомендациях. Определение целей и задач прохождения полевой практики, общими требованиями. |
30.05 (2 день) | Ознакомление с методиками ботанических исследований. Подготовительная работа. Сбор информации по литературным, картографическим и интернет-источникам о месте прохождения практики. Изучение флоры и растительного покрова района практики. Флора – это совокупность всех видов растений, населяющих данную территорию. Изучение флоры предполагает выявление всех видов растений какого-либо района или отдельного растительного сообщества (леса, луга и т.д.). Среди общих задач практики выделяют определение и запоминание определённого числа видов, распознание их по в природе по вегетативным и генеративным органам, накапливая новые представление о типичных местообитаниях тех или иных растений, пополняя знания о флоре местности и флористическим составом. Объектами изучения на полевой практике является флора и растительный покров территории. Выделяются виды отдельных систематических групп и родов, биологические, экологические особенности видов и пр. Знакомство с новыми растительными сообществами, составляющими растительный покров территории. Изучения состава, строения, экологии фитоценозов, их размещение в растительном покрове и т.д., знакомство с основами геоботаники. Определение растительных сообществ разных по морфологическому строению (жизненным формам) и другим признакам, сходных между собой в каких-то общих требованиях к среде обитания. Характерная черта степи – преимущественно безлесное пространство, покрытое травянистой растительностью. Травы, образующие сомкнутый или почти сомкнутый ковёр: ковыль, типчак, тонконог, мятлик, овсец, солянка, таволга и др. Растения приспосабливаются к неблагоприятным условиям. Многие из них засухоустойчивы либо активны весной, когда ещё остается влага после зимы. Выборочное определение некоторых видов растений (30 видов) из 12-15 семейств, распространённых на изучаемой территории местности (Луганщина). Составление и обобщение собранного материала и информации в виде перечня 30 растений с подробным описанием и фото. Предварительный сбор иллюстративного материала (рисунки, фото) для отчета по полевой практики, отражающий анализ биоразнообразия современными методами количественной обработки информации. |
31.05 (3 день) | Ознакомление с методиками зоологических исследований. Работа по индивидуальной учебно-исследовательской теме. Знакомство с фауной. Фауна – исторически сложившаяся совокупность видов животных, обитающих на определённой территории. Знакомство с фоновыми видами насекомых, обитающими в районе проведения практики, формирование представления об экологической структуре сообществ животных биотипа. Сбор информации преобладающих насекомых района практики, об особенностях региональной фауны: видовом составе, распространении, численности, характере пребывания, жизни, биологических особенностях и о ой роли, которую играют в сообществе виды местной фауны. Формирование навыков определения насекомых в природе. Изучение фаунистических комплексов изучаемого региона. Выборочное определение некоторых насекомых (30 видов) из 12-15 родов, распространённых на изучаемой территории, местности (Луганщины). Составление и обобщение собранного материала и информации в виде перечня 30 насекомых с подробным описанием и фото. Предварительный сбор иллюстративного материала (рисунки, фото) для отчета по полевой практики, отражающий анализ биоразнообразия современными методами количественной обработки информации. |
01.06 (4 день) | Подробное изучение правил техники безопасности во время прохождения полевой практики, которая предусматривает экскурсии в природу. Экскурсии предшествует инструктаж, проводимый преподавателем, в ходе которого студенты знакомятся с правилами поведения, кратким содержанием темы, необходимым оборудованием, а также планами обработки материала экскурсии, для того чтобы быть готовым к проведению самостоятельных наблюдений |
02.06 (5 день) | Ознакомление и изучение методик сбора и хранения растений и зоологических объектов. |
03.06 (6 день) | Выводы к практике, составление отчета и оформление документа. |
| |
| |
Отчет
С 29.05 по 03.06 проходила учебная полевая практика по изучению основ ботаники и зоологии.
Цель: расширение и углубление знаний и о разнообразии растений и животных, структуре и закономерностях функционирования экосистем, освоение студентами доступных методов изучения растений и животных. Целью учебной практики является закрепление теоретических знаний по анатомии и морфологии растений, животных, изучение многообразия местной флоры и фауны в естественной среде произрастания, приобретение практических навыков для организации и проведения ботанических полевых исследований в будущей профессиональной деятельности.
Задачи полевой деятельности:
-
Закрепление знаний, полученных на лекциях и лабораторных занятиях. -
Изучение флоры и фауны различных биотипов: знакомство с разнообразием растений, животных и приспособлениями их к условиям существования в различных экосистемах. -
Овладение умениями наблюдений за животными и учета растений в природе, определение и описание растений некоторых семейств и животных некоторых родов, составление уникального фотоколлажа собственной электронной коллекции 30 видов растений и 30 насекомых. -
Овладение теоретической методикой проведения экскурсии в природу. -
Теоретическое знакомство с основными методами научно-исследовательской работы в полевых условиях и в лаборатории, методами гербаризации растения, правильного оформления гербарных этикеток; анализировать и оценивать результаты исследований. -
Способствование формированию у студентов готовности к ценностно-нравственной деятельности на природе.
Определение растений.
Изучение флоры связано с определением составляющих её растений.
Определить растение – значит установить его научное видовое название и принадлежность к более крупному таксону роду, семейству. Определение можно проводить непосредственно на природе, не повреждая растений, в лаборатории по свежему или гербарному материалу, получая информацию из печатных изданий, также как и из открытых интернет-источников.
Флористический список растений
Семейство Паслёновые
-
Картофель. Вид многолетних клубненосных травянистых растений, из рода Паслен (Solanum) семейства Паслёновые (Solanaceae), достигающие в высоту более 1 метра.
Стебель голый, ребристый. Часть стебля, погружённая в почку, выпускает длинные побеги (длинной 15-20, а у некоторых и 40-50 см).
Лист картофеля темно-зелёный, прерывисто-непарноперисторассечённый, состоит из темной доли, нескольких пар (3-7) боковых долей, размещённых одна против другой, и промежуточных долек между ними. Непарная доля называется конечной, а парные доли имеют порядковые названия – первая пара, вторая пара и т.д. (счет ведётся от конечной доли). Доли и дольки сидят на стерженьках, прикреплённых к стержню, нижняя часть которого переходит в черешок. Около долей пар размещаются ещё более мелкие дольки.
Цветки белые, розовые и фиолетовые, собраны щитком на верхушке стебля, чашечка и венчик пяти раздельные.
Из пазух зачаточных листьев в подземной части стебля отрастают подземные побеги – столоны, которые, утолщаясь на вершине, дают начало новым клубням (видоизменённым побегам). На концах столонов развиваются клубни, которые, в сущности, не что иное, как вздувшиеся почки, вся масса которых состоит из тонкостенных гранёных клеток, наполненных крахмалом, а наружная часть состоит из тонкослойной пробковой ткани. Клубни созревают в августе – сентябре.
Плод – многосемянная, темно-зелёная, ядовитая ягода диаметром 2 см, по форме напоминающая маленький помидор.
Картофель размножают вегетативно – небольшими клубнями или частями клубней.
-
Дурман. (лат. Datura) – род растений семейства Паслёновые (Solanaceae). Крупные травы, редко древовидные растения. Все виды дурмана – ядовитые растения; наиболее ядовиты цветки и семена. Рудерал.
Однолетнее травянистое растение 0,5-1 м высотой.
Стебель голый, прямостоячий, тройночатовильчатоветвистый.
Листья очередные, длинночерешковые, яйцевидно-заострённые, неравномерно гл4боковыемчатолопастные, длинной до 15 см, шириной до 10 см, голые, сверху темно-зелёного цвета, снизу немного светлее. Главная жилка и боковые жилки первого порядка беловатые
, сильно выступающие снизу.
Плод – крупная яйцевидная, в основном четырёх гнездная коробочка, усаженная многочисленными шипами, совершенно высыхающая при созревании или мясистая, распадающаяся на 4 створки, или же и вовсе не раскрывающаяся.
Семейство Крестоцветные
-
Цветная капуста (Brassica oleracea L. var. botrytis L.) – распространённая овощная культура, один из культурных сортов вида Капуста огородная. Относится к сортовой группе botrytis, как и романеско, Семейство Крестоцветные.
Цветная капуста – однолетнее, яровое или озимое растение. Корневая система мочковатая, близко расположенная к поверхности почвы. Стебель цилиндрический, 15-17 см высоты, с горизонтально расположенными или прямо или косо вверх направленными листьями, весьма часто спиральнообразно изогнутыми. Отдельные формы в вегетативной фазе ветвистые. Листья от цельных сидячих до лировидно-перисто-раздельных, с черешками, достигающими 5-40 см длины. Окраска от светло- до сине-зелёных и реже сизых с сильной антоциановой пигментацией. Пластинки узкие, то усечено-овальных, усечено-эллиптических и яйцевидных до ланцетовидных, 15-90 см длины. Восковой налёт от незначительного до очень сильного.
У наиболее примитивных форм цветной капусты используемый орган – отдельные мясистые цветоносные побеги ( в фазе бутонизации), образующиеся из пазух верхних листьев розетки, у других форм – «головка», когда верхушечные побеги, сильно разветвляясь, тесно скручиваются. Форма головок от круглой до плоскоокруглой. Окраска – зелёной разных тонов, фиолетовой и желтоватой до снежно-белой. Верхние листья мелкие, короткоовальные и широколинейные, с ровным краем или ланцетовидные и вытянуто-треугольные, зубчатые.
Цветочные кисти густые, от очень коротких (3 см) до длинных (свыше 15 см). Цветки преимущественно мелкие и средней величины (1,2-2,0 см), реже крупные (до 2,6 см), с тонкими цветоножками. Окраска лепестков белая, бледно-жёлтая и жёлтая, поверхность их гофрированная или пузыревидно морщинистая.
Плод – многосемянный стручок. Стручки короткие и средней длины (6,0-8,5 см), преимущественно цилиндрические, реже приплюснуто-цилиндрические, бугорчатые с коротким носиком.
-
Редис – однолетние или двулетние растения из рода Редька семейства Капустные. Редис с точки зрения классификации – группы разновидностей вида Редька посевная (Raphanus sativus).
В первые 15-35 дней после появления первых всходов у растения развивается небольшая, овальной, округло-плоской, цилиндрической, конической или веретенообразной формы.
Цвет корнеплода бывает белой, черной, серой, жёлтой, фиолетовой, красной, розовой и пестрой. В зависимости от сорта корнеплода достигает 1,5-4,5 см в диаметре и массы 15-500г.
Фаза технической спелости корнеплодов длится от 12 до 15 дней, после этого образуется цветочный стебель высотой 55-120 см, ветвящийся до 3-го порядка.
Цветение продолжается 30-35 дней. Цветки белые, светло-розовые или фиолетовые, собраны в соцветие-кисть.
Семена созревают неравномерно в течении 40-60 дней.
Плод – нераскрывающийся стручок 6-10 округло-овальными семенами, которые сохраняют всхожесть в течении 4-5 лет.
Семейство Розоцветные.
-
Яблоня лат. (лат. Malus) – род листопадных деревьев и кустарников семейства Розовые (Rosaceae) с шаровидными сладкими или кисло-сладкими плодами. Происходит из зон умеренного климата Северного полушария.
Деревья с развесистой кроной высотой 2,5-15 м. Ветви – укороченные (плодущие), на которых закладываются цветочные почки, и удлинённые (ростовые). У дикорастущих видов на ветвях имеются колючки.
Листья черешковые, голые или опушённые снизу, с опадающими или остающимися прилистниками.
Цветки собраны в немногоцветковые полу зонтиковидные или щитковые соцветия. Окраска цветков может изменяться от совершенно белой до нежно-розовой и ярко-малиновый. Цветки яблони протогоничны: гинецей созревает раньше андроцея. Опыляются насекомыми.
Плод – яблоко, возникающее из нижней завязи. Гинецей заключён в нижнюю завязь. По мере формирования плода плодолистики становятся хрящеватыми, пергаментными, кожистыми. На разрезе плода чётко видна граница между тканями гипантия и тканями завязи, очерченная окружностью более плотно расположенных клеток и сосудистых пучков.