Файл: Основы выживания в чрезвычайных ситуациях 1 Опасности и их источники. Поражающие факторы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Каждое из основных событий (отказов, причин) является следствием одного или нескольких других событий. Построение «дерева отказов» и его анализ завершают, когда устанавливают первоначальное событие – отказ – как исходные причинные факторы несчастного случая или на таком уровне, где дальнейший анализ невозможен по каким-либо причинам.

Вред здоровью пожарных и спасателей

Скрытая угроза

Анализ безопасности может осуществляться априорно или апостериорно, т.е. до или после нежелательного события. В обоих случаях используемый метод может быть прямым и обратным. Априорный и апостериорный анализы дополняют друг друга. Прямой метод анализа состоит в изучении причин, чтобы предвидеть последствия. При обратном методе анализируются последствия, чтобы определить причины, т.е. анализ начинается с венчающего события. Конечная цель всегда одна — предотвращение нежелательных событий. Имея вероятность и частоту возникновения первичных событий, можно, двигаясь снизу вверх, определить вероятность венчающего события.

При анализе проблем безопасности необходимо установить границы анализа системы. Если рассматриваемая система и ее проблемы описаны слишком широко, то сложно выделить главное, можно увязнуть в мелочах, упустить слабые элементы.

Разделение этих ветвей нецелесообразно, а иногда и невозможно. Поэтому точнее называть полученные в процессе анализа безопасности объектов графические изображения «деревьями причин и опасностей».

При изучении опасностей выделяют три стадии:

Стадия I – предварительный анализ опасности.

Шаг 1. Выявить источники опасности.

Шаг 2. Определить части системы, которые могут вызвать эти опасности.

Шаг 3. Ввести ограничения на анализ, т.е. исключить опасности, которые не будут изучаться.

Стадия II – выявление последовательности опасных ситуаций, построение дерева событий и опасностей.

Стадия III – анализ последствий.

Поражающие факторы источников ЧС — это факторы механического, термиче- ского, радиационного, химического, биологического (бактериологического), психоэмоци- онального характера, являющиеся причинами ЧС и приводящие к поражению людей, жи- вотных, окружающей природной среды, а также объектов народного хозяйства. Динамические или механические поражающие факторы возникают в результате непосредственного действия избыточного давления во фронте ударной волны, отбрасыва- ния человека скоростным напором и ударов о внешние предметы, действия вторичных снарядов и приводят к возникновению различных ранений и закрытых травм. Термические поражающие факторы возникают в результате воздействия высоких температур и приводят к термическим ожогам, общему перегреванию организма, а при воздействии низких температур - переохлаждению организма и отморожениям. Радиационные поражающие факторы возникают при авариях на радиационно- опасных объектах в результате воздействия ионизирующих излучений на организм чело- века и вызывая лучевую болезнь, лучевые ожоги кожи и поражения внутренних органов. Химические поражающие факторы воздействуют на людей при химических авариях, вызывая разнообразные по характеру и тяжести отравления. Биологические (бактериологические) факторы возникают при заражении окружающей среды бактериальными средствами. Возникновение этого фактора возможно при грубых нарушениях санитарно-гигиенических правил эксплуатации объектов водоснабжения и канализации, режима работы отдельных учреждений, нарушении технологии работы предприятий пищевой промышленности и в ряде других случаев. Его действие основано на попадании в организм человека (животного) болезнетворных микробов и токсических продуктов их жизнедеятельности, которые способны вызывать тяжелые инфекционные заболевания. Поражающее действие их проявляется не сразу, а спустя определенное время (инкубационный период), чаще всего от 2 до 5 суток. Психоэмоциональный поражающий фактор воздействует на людей, находящихся в экстремальных условиях, что проявляться снижением работоспособности, нарушением психической деятельности.



    1. Основные принципы безопасности и правила выживания. Правила поведения в опасных ситуациях

Принципы обеспечения безопасности – это руководящие правила, обеспечивающие выживание человека в окружающем мире. Их многообразие обусловлено спецификой производства, разнообразием применяемого оборудования, особенностями технологических процессов.

Обеспечение безопасности достигается тремя основными методами:

  1. Пространственное и (или) временное разделение гомосферы и ноксосферы (дистанционное управление, автоматизация, роботизация). Это достигается путём механизации и автоматизации процессов, применением средств дистанционного управления, например на АЭС, использования манипуляторов и роботов.

  2. Нормализация ноксосферы путем исключения опасностей (средства защиты от шума, газа, пыли и др.). Метод реализуется применением средств коллективной защиты (убежищ, противорадиационных укрытий (ПРУ), созданием безопасной техники (а значит рабочей зоны).

  3. Адаптация человека к среде (профотбор, обучение).

В реальных условиях реализуется комбинация рассмотренных методов.



    1. Факторы риска и факторы выживания

К факторам выживания в зоне ЧС и факторам риска, влияющим на развитие негативных социально-психологических последствий, по мнению Л. Г. Пыжьяновой (2011), относятся: 1) выраженность угрозы жизни (реальной, потенциальной или мнимой); 2) количество пострадавших и погибших в ЧС; 3) возраст жертв (детский, работоспособный); 4) количество людей, получивших физические травмы и пострадавших, судьба которых неизвестна; 5) степень разрушений инфраструктуры, нарушения условий жизнедеятельности; 6) выраженность изменения жизненного стереотипа; 7) степень «завершенности» ситуации (неясность перспектив развития ЧС); 8) своевременность и полнота информированности пострадавших и их родственников; 9) этнокультурные особенности пострадавших; 10) однородность национальной и конфессиональной среды; 11) территориальные особенности населенного пункта (подверженность местности наводнениям, землетрясениям и др.); 12) удаленность проживания пострадавших от зоны ЧС, необходимость их эвакуации; 13) характер освещения последствий ЧС в СМИ, степень общественного резонанса и др.

Диапазон функций гомеостатического регулирования, резервных возможностей человека, степень выраженности и тяжесть состояний дезадаптации определяются также взаимным влиянием индивидуальных факторов риска, называемых «предикторами персональной уязвимости». К их числу относятся: 1) детский или пожилой возраст; 2) индивидуально-психологические и гендерные психофизиологические особенности (ригидность, интровертированность, психический инфантилизм, астенические черты, гиперсензитивность, зависимость, личностная тревожность; импульсивность, склонность к чрезмерному контролю, фиксация на препятствии к подавлению негативных эмоций, низкий уровень интеллектуального развития, самооценки и морально-волевых качеств; неадекватность копинг-стратегий, мотивационных установок, ценностных ориентаций и др.); 3) низкая устойчивость центральной нервной системы к стрессу (слабый тип высшей нервной деятельности); 4) недостаточная пластичность гомеостатических и регуляторных систем организма; 5) генетическая предрасположенность (психопатии, наличие в анамнезе психических или социопатических расстройств); 6) индивидуальное психосоматическое состояние организма (сниженный иммунитет, хронические заболевания в анамнезе, дефицит ростовесового показателя и др.); 7) нервно-психическая неустойчивость, социальная дезадаптация, алкогольная (наркотическая) зависимость; 8) травматический опыт в анамнезе (черепно-мозговые травмы, несчастные случаи, психологическое и физическое насилие, дисгармоничные отношения в семье и др.); 9) низкая степень подготовленности (психологической, физической и профессиональной) к действиям в экстремальной обстановке; 10) материальное положение индивида, его семьи и др.



В конечном счете, варианты индивидуальных и массовых негативных психологических последствий ЧС будут зависеть от соотношения внутренних факторов уязвимости (индивидуальных факторов риска) и защищенности (ресурсов преодоления, факторов выживания), т. е. от структуры личности человека. Сходные варианты психического реагирования, которые выявляются в различных социально-профессиональных группах в сложных условиях ЧС, делают обоснованным предположение об общих механизмах защитноприспособительной деятельности. С другой стороны, выявляемые различия ставят вопрос об индивидуальных психофизиологических особенностях, устойчивость и уязвимость которых во многом определяются сформировавшейся в процессе онтогенеза совокупностью предрасполагающих условий. Вспомним основные уровни уязвимости личности в русле биопсихосоциальной парадигмы, которые приводят к индивидуальным и массовым последствиям в зоне чрезвычайной ситуации (рис. 3.2).

Как было сказано выше, одним из факторов риска неблагоприятных последствий является семантика ситуации, когнитивное восприятие характера ЧС. Исследования психиатров (Ю. А. Александровский, Б. П. Щукин, Е. В. Снедков, Б. В. Овчинников, А. И. Кол- чев и др.) и психологов (Н. В. Тарабрина, М. А. Падун, В. А. Агарков, Е. А. Миско, М. Е. Зеленова, Е. О. Лазебная и др.) доказали, что наиболее интенсивной и разрушительной для личности является реакция на угрозу, исходящую от другого человека. Антропогенные ЧС и террористические акты подрывают базовые структуры личностной организации ганизации человека — его привычную картину мира и всю систему жизненных ценностей. Техногенные катастрофы, причиной которых часто являются преступная халатность персонала предприятий либо сочетание причин технического, организационного и нормативноправового характера (Чернобыльская авария, 1986; авария на Саяно- Шушенской ГЭС, 2009; крушение теплохода «Булгария», 2011 и др.), помимо психической дезадаптации, вызывают у пострадавших гнев, ненависть, стремление наказать виновных, компенсировать понесенный ущерб. Особой психотравматичностью обладают ЧС смешанного, комплексного характера (землетрясение и цунами в Японии, вызвавшее ядерную аварию на АЭС «Фукусима» в 2011 г., наводнение 2012 г. в Крымске и т.п.). Согласно данным Департамента США по здравоохранению и гуманитарной помощи, опубликованным в 2004 г. (Mental health response..., 2004), существуют характерные отличия психических реакций людей на массовые насильственные действия антропогенного характера и на чрезвычайные ситуации природного происхождения 


Среди факторов выживания специалисты выделяют:

• антропогенные (состояние здоровья, психологическая подготовленность, обучение действиям по выживанию, морально-волевые качества, воля к жизни, знание приемов самосохранения т.д.),

• природные (температура, воздух, ветер, водные источники и т.д.),

• экологические (холод, жара, голод, жажда, страх, боль, переутомление, паразитарные болезни и т.д.),

• материально-технические (аварийно-спасательное снаряжение, одежда, устройства сигнализации, подручные средства и т.д.).

Выживание - активные целесообразные действия, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях автономного существования.

Главный постулат выживания - человек может и должен сохранить здоровье и жизнь в суровых условиях, если он сумеет использовать в своих интересах все, что дает окружающая среда.

Человек всегда обладала способностью адаптироваться к естественной и искусственной среды. Это процесс, в результате которого человек постепенно приобретает отсутствующей ранее устойчивости к определенным факторам окружающей среды и таким образом получает возможность жить в условиях, ранее несовместимых с жизнью. Полная адаптация человека в экстремальных ситуациях сохраняет возможность интеллектуальной деятельности и продолжения рода. Однако длительные, интенсивные, многократно повторяющиеся нагрузки вызывают реакции, приводящие наконец к подрыву физического здоровья. Действие стресса сказывается на основных физиологических реакциях центральной нервной системы, а также на деятельности желез внутренней секреции. Однако и в стрессовых условиях у человека развиваются адаптивные процессы.

Жизнь представляет собой массу примеров систем безопасности. Каждый живой организм имеет возможность существовать, только если обладает средствами, способными защитить его от враждебного мира. При угрозе опасности обычно работают два механизма: один обращен на окружающую среду и имеет задачу парировать действиям, предоставляемые средой. Другой - внутренний механизм безопасности - призван ликвидировать опасность от действий, которые проникли через внешний механизм, и основной целью имеет борьбу с внутренними угрозами. В связи с этим адаптация может рассматриваться как системная безопасность человека, которая помогает сохранить устойчивость человека в социальной среде и выступает результатом постоянной внутренней активности.

    1. Виды средств и способы подачи сигналов бедствия


При обрушении здания, сходе лавины, кораблекрушении, урагане или другой чрезвычайной ситуации, многое зависит от поведения пострадавших. Основное правило гласит: человек, оказавшийся в экстремальных условиях, не должен покидать район происшествия. Чтобы увеличить шансы на спасение, нужно оставаться на месте и подавать сигнал бедствия при помощи специальных технических или подручных средств. При этом неважно, как именно просить о помощи, главное, чтобы сигнал был виден с воздуха, воды и суши. Это несложно, если заранее ознакомиться с многообразием сигналов SOS и при необходимости просто освежить их в памяти. Одни подаются при помощи специальных приспособлений, другие – без них. При этом, все известные способы подачи сигналов делятся на несколько групп:

световые (для подачи необходим источник света или светоотражающий предмет: зеркало, фольга и т. д.);

дымовые сигналы (о чрезвычайной ситуации свидетельствуют столбы дыма от разведенных костров);

жестовые (помогут привлечь внимание пилота, когда вертолет приблизится к земле);

информационные (знаки подскажут спасателям, где искать пострадавших, если им пришлось покинуть место происшествия);

водные (в воде разводятся ярко светящиеся краски);

звуковые (свист, крик, хлопушки, выстрелы);

радиосигналы (посылаются при помощи рации, мобильного телефона, пеленгатора или другой технической «игрушки»).

    1. Психологические аспекты автономного выживания человека в природе

Способность человека преодолевать суровые условия природной среды – одно из древнейших его качеств. С незапамятных времен он научился защищать себя от холода и зноя, строить жилище из снега и ветвей деревьев, добывать огонь трением, отыскивать съедобные плоды и коренья, охотиться на зверей и птиц.

При кратковременной внешней угрозе человек действует на чув­ственном уровне, подчиняясь инстинкту самосохранения: отскакивает от падающего дерева, цепляется при падении за неподвижные пред­меты, пытается держаться на поверхности воды при угрозе утопле­ния. Воля к жизни в таких случаях не является определяющей.

Иное дело – долговременное выживание. В условиях автономного существования рано или поздно наступает критический момент, когда непомерные физические и психологические нагрузки, кажущаяся бес­смысленность дальнейшего сопротивления подавляют волю. Челове­ком овладевает пассивность, безразличие. Его уже не пугают возмож­ные трагические последствия непродуманных ночевок, рискованных перевалов. Он не верит в возможность спасения и гибнет, не исчерпав до конца запасов сил, не использовав запасы продовольст­вия.