Файл: Общие характеристики деятельности организации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 221

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


— очередность платежа и вид операции.

Принципы организации расчетов – основополагающие начала их проведения. Соблюдение принципов в совокупности позволяет обеспечить соответствие расчетов предъявляемым требованиям: своевременности, надежности, эффективности.

Первый принцип – правовой режим осуществления расчетов и платежей – требует, чтобы поведение участников расчетных взаимоотношений соответствовало нормам права, правовой ответственности. Базой для этого служит комплекс законов и подзаконных актов. Главный регулирующий орган платежной системы – Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Среди его основных задач значится обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Второй принцип – осуществление расчетов по банковским счетам. Необходимая предпосылка — это наличие банковских счетов и у поставщиков, и у покупателей. Для расчетного обслуживания между банком и клиентом заключается договор банковского счета – самостоятельный двусторонний (участники имеют как права, так и обязанности) гражданско-правовой договор. Клиенты вправе открывать необходимое им количество расчетных, депозитных и иных счетов в любой валюте в банках с их согласия, если иное не установлено федеральным законом. Банки и другие кредитные учреждения для проведения расчетов между собой открывают корреспондентские счета – друг у друга (заключается договор корреспондентского счета) и в обязательном порядке – в учреждениях Банка России (договор на расчетное обслуживание банка).

Третий принцип – поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей. Соблюдение этого принципа – залог четкого безусловного выполнения обязательств. Все плательщики должны планировать поступления, списания средств со счетов, предусмотрительно изыскивать недостающие ресурсы с целью своевременного выполнения долговых обязательств.

Четвертый принцип – наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж. Данный принцип реализуется путем применения либо соответствующего платежного инструмента (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств, либо специального акцепта документов, выписанных получателями средств (платежных требований, переводных векселей).

Пятый принцип – срочность платежа – вытекает из самой сути рыночной экономики, неотъемлемым условием которой является своевременное и полное выполнение платежных обязательств. Значение этого принципа заключается в том, что непрерывно расходуемые средства на производство товаров, оказание услуг должны возмещаться за счет платежей покупателей в сроки, предусмотренные заключенными договорами.


Шестой принцип – принцип имущественной ответственности за несоблюдение договорных условий. Суть этого принципа заключается в том, что нарушения договорных обязательств в части расчетов влекут применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки, а также иных мер ответственности. (ГК РФ, гл. 25, ст. 395)

Седьмой принцип – контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения – подразделяется на предварительный, текущий, последующий, внутренний и внешний контроль. Большую роль в соблюдении данного принципа играет установление согласно ст. 16 Федерального закона РФ от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» публичности бухгалтерской отчетности.

Глава 3. Методика оценки кредитоспособности клиента – юридического лица

Методика разработана на основе приложения к Регламенту предоставления кредитов юридическим лицам Сбербанком России для определения финансового состояния и степени кредитоспособности заемщика.

Для определения кредитоспособности заемщика проводится оценка финансового состояния и качественный анализ рисков.

Целью проведения анализа рисков – определение возможности, размера и условий предоставления кредита.

Оценка финансового состояния заемщика по методике Сбербанка производится с учетом тенденций в изменении финансового состояния и факторов, влияющих на эти изменения. С этой целью необходимо проанализировать динамику оценочных показателей, структуру статей баланса, качество активов, основные направления хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.

Оценка результатов расчетов коэффициентов заключается в присвоении Заемщику категории по каждому из этих показателей на основе сравнения полученных значений с установленными достаточными.

Таблица 1.1 Система финансовых коэффициентов,

применяемая Сбербанком России в оценке кредитоспособности заемщика.

Показатель

Обозначение

Расчет по формам бухгалтерской отчетности

Коэффициент абсолютной ликвидности

К1

Денежные средства / [Краткосрочные обязательства всего - Доходы будущих периодов - Резервы предстоящих платежей]

Коэффициент критической оценки (промежуточный коэффициент покрытия)

К2

[Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения + Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев] / [Краткосрочные обязательства всего - Доходы будущих периодов - Резервы предстоящих платежей]

Коэффициент текущей ликвидности

К3

Оборотные активы всего / [Краткосрочные обязательства всего - Доходы будущих периодов - Резервы предстоящих платежей]

Коэффициент соотношения собственных и заемных средств

К4

Капитал и резервы всего / [Долгосрочные обязательства всего - Краткосрочные обязательства всего - Доходы будущих периодов - Резервы предстоящих платежей]

Рентабельность, %

К5

(Прибыль от продажи / Выручки от продажи) x 100%


Включение в модель трех коэффициентов ликвидности не случайно и определяется их важностью при оценке текущей кредитоспособности. При инвестиционном кредитовании дополнительно проводится анализ бизнес-плана.

Включение в модель трех коэффициентов ликвидности не случайно и определяется их важностью при оценке текущей кредитоспособности. При инвестиционном кредитовании дополнительно проводится анализ бизнес-плана.

Оценка результатов расчетов К1-К5 заключается в присвоении заемщику категории по каждому из этих показателей на основе сравнения полученных значений с установленными эмпирическим путем достаточными. Далее определяется сумма баллов по этим показателям с учетом их коэффициентных весов. В соответствии с полученной суммой баллов определяется рейтинг или класс заемщика.

Разбивка показателей на категории в зависимости от их фактических значений представлена в таблице 2.

Таблица 2. Определение категории кредитоспособности организации-заемщика Сбербанка

Коэффициенты

1-й класс

2-й класс

3-й класс

К1

0,2 и выше

0,1 - 0,2

менее 0,15

К2

0,8 и выше

0,5 - 0,8

менее 0,5

К3

2,0 и выше

1,0 - 2,0

менее 1,0

К4

1,0 и выше

0,7 - 1,0

менее 0,7

К5

0,15 и выше

менее 0,15

нерентабельный

Далее на основании определенных категорий показателей, в соответствии с их весами рассчитывается сумма баллов заемщика (S - рейтинговое число):

S = 0,11 x К1 + 0,05 x К2 + 0,42 x К3 + 0,21 x К4 + 0,21 x К5

Заключительным этапом рейтинговой оценки кредитоспособности является определение класса заемщика, проводимое на основе рассчитанной суммы баллов.

S = 1 или 1,05 – заемщик может быть отнесен к первому классу кредитоспособности;

S больше 1,05, но меньше 2,42 – соответствует второму классу;

S равно или больше 2,42 – соответствует третьему классу.

При этом кредитование первоклассных заемщиков обычно не вызывает сомнений, кредитование заемщиков второго класса требует у банка взвешенного подхода, а кредитование заемщиков, принадлежащих к третьему классу кредитоспособности, связано с повышенным риском и редко практикуется Сбербанком.


В дополнение к количественному проводят качественный анализ кредитоспособности предприятия. Качественный анализ кредитоспособности предприятия основан на использовании информации, которая не может быть выражена в количественных показателях. Для такого анализа используются сведения, представленные заемщиком и другими организациями.
Глава 4. Расчет кредитного риска

Кредитный риск – возможность потерь банком финансового актива в результате неспособности контрагентов (заемщиков) исполнить свои обязательства по выплате процентов и основной суммы долга в соответствии с условиями договора.

По источнику проявления кредитные риски можно разделить на два вида:

1) внешний, обусловленный платежеспособностью, надежностью контрагента, вероятностью объявления им дефолта и потенциальных потерь в случае дефолта;

2) внутренний, сопряженный с особенностями кредитного продукта и возможных потерь по нему вследствие невыполнения контрагентом своих обязательств.

Цель управления кредитными рисками - определение и обеспечение уровня риска, необходимого к обеспечению стабильного развития ПАО «Сбербанк России».

Осуществляемая Группой ПАО «Сбербанк России» политика, связанная с управлением кредитными рисками, нацелена на то, чтобы повышать конкурентные преимущества Группы благодаря расширению круга контрагентов и списка предоставляемых кредитных продуктов, а также продуктов финансовых рынков, осуществлению системного подхода в управлении кредитными рисками, в том числе обеспечивающего снижение или сохранение уровня осуществленных кредитных рисков, оптимизации региональной, отраслевой и продуктовой структуры кредитных портфелей.

Группа применяет нижеследующие методы управления кредитными рисками:

- предотвращение кредитного риска через идентификацию, анализ и оценку потенциальных рисков на этапе, который предшествует проведению операций, подверженных кредитным рискам;

- планирование уровня кредитных рисков через оценку уровня ожидаемых потерь;

- введение единых процессов оценки, а также идентификации рисков;

- ограничение кредитных рисков через установление лимитов и (либо) ограничений риска;

- создание резерва для покрытия вероятных потерь по предоставленным кредитам;

- структурирование сделок;


- управление обеспечением сделок;

- использование системы правомочий в процессе принятия решений;

- мониторинг, а также контроль уровня риска.

В Сбербанке реализована процедура мониторинга крупных кредитных рисков.

В частности, анализируя кредитный риск, можно отметить, что основными факторами, способствующими проявлению этого риска, выступает количество выданных банком кредитов и уровень исполнения клиентами - физическими и юридическими лицами своих обязательств перед банком по полученным кредитам.

ПАО «Сбербанк России» наращивает кредитные операции, можно отметить, что этот фактор является одним из определяющих уровень кредитного риска. Масштаб кредитных операций напрямую оказывает влияние на сумму создаваемых банком резервов по кредитным операциям. Чем больше банк создает таких резервов, тем больший риск ассоциируется финансовыми менеджерами банка с проводимой кредитной деятельностью.

Сведения, необходимые для расчета каждого из этих рисков в публикуемой отчетности банка отсутствуют, поэтому воспользуемся данными, приведенными в Годовых отчетах банка за 2021-2022 года.
Анализ изменения резервов на возможные потери по выданным кредитам как фактора рискованности кредитных операций ПАО «Сбербанк России»


Показатели

На 01.01.2021 г.



На 01.01.2022 г.



млн. руб.

%



млн.

руб.

%

Активы, оцениваемые в целях создания резервов на возможные потери по ссудам - всего

16 915 322

0,02

17 880 623

0,02

в том числе:

1 497 204

0,24



1 595 506




0,23

кредиты банкам

1 416 267

0,26

11 327 452








0,03

кредиты юридическим лицам

11 587 503

0,03

4 337 385








0,08

кредиты физическим лицам

3 911 552

0,09

1 038 721








0,35

Резервы на возможные потери по ссудам - всего

963 574

0,38



30 861

12,03

в том числе:

29 543

12,54



675 059

0,55

по кредитам банкам

28 456

13,02

262 801

1,41

Итого

37 065 023

100,00

37 148 408

100,00