Файл: Формирование развивающей образовательной среды в школе.ppt
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Формирование развивающей образовательной среды в школе
Иванов С.А., к.п.н., зав. кафедрой управления образованием ИРО
Образовательная среда
система целенаправленного формирования личности, включающая в себя комплекс влияний, условий, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.
Образовательная среда как взаимодействие микросред
Критерии развивающей образовательной среды
Позитивная организационная культура и психологический комфорт в школе.
Эффективная методическая работа.
Организация индивидуальных образовательных маршрутов учащихся.
Организация эффективной внутренней системы оценки качества образования.
Организация работы с одарёнными и отстающими детьми.
Взаимодействие семьи и школы для развития детей.
Поливариантность образовательной среды
Особенности эффективной школы
Учение находится в центре школьной деятельности.
Весь школьный коллектив функционирует как единое целое.
Организационная культура (ценности, убеждения и поведение всех, вовлечённых в жизнь школы) является позитивной:
Учение ценится ради учения, и достижения ожидаются и поощряются;
К людям относятся с доверием и уважением.
Особенности эффективной школы
1. Приоритет образовательных задач школы.
2. Позитивный, поддерживающий климат внутри школы.
3. Упор на качестве преподавания и учебных результатах.
4. Высокие ожидания от учеников и четкие учебные задачи.
5. Выстроенная и эффективная внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО).
6. Постоянное профессиональное развитие педагогов.
7. Активная включенность родителей и сотрудничество со школой.
8. Поддержка и сотрудничество школы с социальными партнёрами.
Стиль жизни эффективной школы
1. «Живое» управление – не механическое, подвижное, гибкое.
2. Общая система ценностей – консенсус по поводу высоких ожиданий, заявленных целей, четких правил, поддержки каждого ученика.
3. Активное взаимодействие и сотрудничество – сочетание поддержки и требовательности как на горизонтальном, так и на вертикальном уровне.
4. Совместное планирование и анализ действий – с участием педагогов и социальных партнеров школы.
Образовательная среда, доброжелательная к ребёнку
способностью обеспечивать комплекс возможностей для самоактуализации и саморазвития субъектов образовательного процесса;
позитивным эмоциональным фоном;
преобразующей деятельностью участников образовательного процесса;
визуальными и сенсорными характеристиками, несущими эстетическую и духовно-нравственную ценность.
Направления формирования развивающей образовательной среды
Формирование самооценки растущей личности
Критерием успехов выступают не абсолютные рекорды типа «лучший ученик», «лучший спортсмен», «лучший учитель», а индивидуальная динамика развития каждого субъекта образовательного процесса.
Организация созидательно-преобразующей деятельности участников образовательного процесса
Когда субъекты образовательного процесса могут осуществлять свое личностное развитие путем практического участия в исследовательской, конструкторской и другой работе, соответствующей их склонности.
Для одних это может оказаться оборудование школьного аквариума, для других - моделирование костюмов для школьного театра, для третьих - разработка программного обеспечения для школьного компьютерного класса, для четвертых – участие в школьном хоре или ансамбле и т.д.
Формирование эстетичности образовательной среды
Соответствующий эстетический уровень образовательной среды - важнейший фактор, обусловливающий характер поведения всех субъектов образовательного процесса в этой среде.
Развитие потребности в формировании мировоззрения растущей личности
Предполагает такую организацию образовательной среды, когда субъекты образовательного процесса могут в специально создаваемой обстановке (круглые столы, встречи с философами, писателями, политиками и т.д.) свободно дискутировать о глобальных, государственных, региональных проблемах, тенденциях стратегического развития общества, жизненном предназначении человека и т.п.
Актуализация подобного рода размышлений позволяет человеку осознать свое место в мире, строить реалистические и вместе с тем высокие планы своего будущего.
Создание возможностей удовлетворения и развития потребности в самоактуализации личности
Данное направление обеспечивается поливариантностью образовательной среды, предусматривающей возможность широкого выбора ребёнком возможностей творческого, интеллектуального и духовно-нравственного развития, а, в конечном счёте – самоактуализации – высшей потребности каждого человека
Развитие сенсорности образовательной среды
Основную информацию о среде человек получает с помощью зрения. Именно поэтому следует уделять особое внимание визуальному оформлению образовательной среды.
Помимо зрения определённую позитивную информацию могут нести в школе другие органы чувств – в частности, слуха (приятная музыка, «музыка ветра», шум небольшого фонтана и др.).
Формирование символизма образовательной среды
Та или иная образовательная среда с помощью системы закодированных в ней символов транслирует человеку соответствующие указания к определенному способу поведения
Диалог культур
Предметы и явления в образовательном процессе рассматриваются с точки зрения различных культур.
Особую актуальность приобретает это направление в полиэтнической образовательной среде, что позволяет формировать у растущей личности такое качество как толерантность.
Формирование позитивного эмоционального фона
Позитивное, радостное взаимодействие субъектов образовательного процесса.
Образовательный юмор (Ш.А. Амонашвили).
Игровой контекст образовательного процесса.
Развитие сплочённости и самоуправления школьного коллектива
Участие всех субъектов в управлении образовательным процессом .
Совместное планирование достижения общих целей и задач.
Сопричастность субъектов к управлению образовательным процессом.
Использование школьного радио, печати, сменных стендов, линеек, шефства старших над младшими и т.д.
Обучение в зоне ближайшего развития
Использование методов, технологий, форм, приёмов развивающего обучения.
Реализация системно-деятельностного подхода
Организация индивидуализированности (персонализации) пространственно-предметной образовательной среды
Ребенок должен прежде всего иметь свой уголок, свою личную территорию. Для своего нормального развития ребенок должен чувствовать себя обладателем окружающего мира, его отдельной части; проверять себя, свои возможности на нем и его свойства — на себе.
Установлено, что отсутствие в современной школе таких пространств, где ребенок мог бы побыть в одиночестве, отдохнуть от шума, выйти на время из-под контроля педагогов, негативно воздействует как на актуальное эмоциональное состояние, так и на его отношение к образовательной среде.
Формирование правового пространства образовательного учреждения
Формирование правосознания у участников образовательного процесса (включающего знание норм права и отношение к праву, закону).
Создание служб примирения.
Профилактика насилия.
Этико-правовое образование.
Иванов С.А., к.п.н., зав. кафедрой управления образованием ИРО
Образовательная среда
система целенаправленного формирования личности, включающая в себя комплекс влияний, условий, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.
Образовательная среда как взаимодействие микросред
Критерии развивающей образовательной среды
Позитивная организационная культура и психологический комфорт в школе.
Эффективная методическая работа.
Организация индивидуальных образовательных маршрутов учащихся.
Организация эффективной внутренней системы оценки качества образования.
Организация работы с одарёнными и отстающими детьми.
Взаимодействие семьи и школы для развития детей.
Поливариантность образовательной среды
Особенности эффективной школы
Учение находится в центре школьной деятельности.
Весь школьный коллектив функционирует как единое целое.
Организационная культура (ценности, убеждения и поведение всех, вовлечённых в жизнь школы) является позитивной:
Учение ценится ради учения, и достижения ожидаются и поощряются;
К людям относятся с доверием и уважением.
Особенности эффективной школы
1. Приоритет образовательных задач школы.
2. Позитивный, поддерживающий климат внутри школы.
3. Упор на качестве преподавания и учебных результатах.
4. Высокие ожидания от учеников и четкие учебные задачи.
5. Выстроенная и эффективная внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО).
6. Постоянное профессиональное развитие педагогов.
7. Активная включенность родителей и сотрудничество со школой.
8. Поддержка и сотрудничество школы с социальными партнёрами.
Стиль жизни эффективной школы
1. «Живое» управление – не механическое, подвижное, гибкое.
2. Общая система ценностей – консенсус по поводу высоких ожиданий, заявленных целей, четких правил, поддержки каждого ученика.
3. Активное взаимодействие и сотрудничество – сочетание поддержки и требовательности как на горизонтальном, так и на вертикальном уровне.
4. Совместное планирование и анализ действий – с участием педагогов и социальных партнеров школы.
Образовательная среда, доброжелательная к ребёнку
способностью обеспечивать комплекс возможностей для самоактуализации и саморазвития субъектов образовательного процесса;
позитивным эмоциональным фоном;
преобразующей деятельностью участников образовательного процесса;
визуальными и сенсорными характеристиками, несущими эстетическую и духовно-нравственную ценность.
Направления формирования развивающей образовательной среды
Формирование самооценки растущей личности
Критерием успехов выступают не абсолютные рекорды типа «лучший ученик», «лучший спортсмен», «лучший учитель», а индивидуальная динамика развития каждого субъекта образовательного процесса.
Организация созидательно-преобразующей деятельности участников образовательного процесса
Когда субъекты образовательного процесса могут осуществлять свое личностное развитие путем практического участия в исследовательской, конструкторской и другой работе, соответствующей их склонности.
Для одних это может оказаться оборудование школьного аквариума, для других - моделирование костюмов для школьного театра, для третьих - разработка программного обеспечения для школьного компьютерного класса, для четвертых – участие в школьном хоре или ансамбле и т.д.
Формирование эстетичности образовательной среды
Соответствующий эстетический уровень образовательной среды - важнейший фактор, обусловливающий характер поведения всех субъектов образовательного процесса в этой среде.
Развитие потребности в формировании мировоззрения растущей личности
Предполагает такую организацию образовательной среды, когда субъекты образовательного процесса могут в специально создаваемой обстановке (круглые столы, встречи с философами, писателями, политиками и т.д.) свободно дискутировать о глобальных, государственных, региональных проблемах, тенденциях стратегического развития общества, жизненном предназначении человека и т.п.
Актуализация подобного рода размышлений позволяет человеку осознать свое место в мире, строить реалистические и вместе с тем высокие планы своего будущего.
Создание возможностей удовлетворения и развития потребности в самоактуализации личности
Данное направление обеспечивается поливариантностью образовательной среды, предусматривающей возможность широкого выбора ребёнком возможностей творческого, интеллектуального и духовно-нравственного развития, а, в конечном счёте – самоактуализации – высшей потребности каждого человека
Развитие сенсорности образовательной среды
Основную информацию о среде человек получает с помощью зрения. Именно поэтому следует уделять особое внимание визуальному оформлению образовательной среды.
Помимо зрения определённую позитивную информацию могут нести в школе другие органы чувств – в частности, слуха (приятная музыка, «музыка ветра», шум небольшого фонтана и др.).
Формирование символизма образовательной среды
Та или иная образовательная среда с помощью системы закодированных в ней символов транслирует человеку соответствующие указания к определенному способу поведения
Диалог культур
Предметы и явления в образовательном процессе рассматриваются с точки зрения различных культур.
Особую актуальность приобретает это направление в полиэтнической образовательной среде, что позволяет формировать у растущей личности такое качество как толерантность.
Формирование позитивного эмоционального фона
Позитивное, радостное взаимодействие субъектов образовательного процесса.
Образовательный юмор (Ш.А. Амонашвили).
Игровой контекст образовательного процесса.
Развитие сплочённости и самоуправления школьного коллектива
Участие всех субъектов в управлении образовательным процессом .
Совместное планирование достижения общих целей и задач.
Сопричастность субъектов к управлению образовательным процессом.
Использование школьного радио, печати, сменных стендов, линеек, шефства старших над младшими и т.д.
Обучение в зоне ближайшего развития
Использование методов, технологий, форм, приёмов развивающего обучения.
Реализация системно-деятельностного подхода
Организация индивидуализированности (персонализации) пространственно-предметной образовательной среды
Ребенок должен прежде всего иметь свой уголок, свою личную территорию. Для своего нормального развития ребенок должен чувствовать себя обладателем окружающего мира, его отдельной части; проверять себя, свои возможности на нем и его свойства — на себе.
Установлено, что отсутствие в современной школе таких пространств, где ребенок мог бы побыть в одиночестве, отдохнуть от шума, выйти на время из-под контроля педагогов, негативно воздействует как на актуальное эмоциональное состояние, так и на его отношение к образовательной среде.
Формирование правового пространства образовательного учреждения
Формирование правосознания у участников образовательного процесса (включающего знание норм права и отношение к праву, закону).
Создание служб примирения.
Профилактика насилия.
Этико-правовое образование.