Файл: Развитие отечественной политической экономии. Период 19171921 гг в развитии отечественной экономической мысли характеризуется резкой ее политизацией.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
были руководить предприятиями не директивно, а с помощью экономических рычагов - кредитов, госзаказов, системы цен. Коллективы предприятий получили право брать их в аренду, выходить из состава министерств, объединяться в концерны. Предприятиям было разрешено выпускать акции, выходить со своей продукцией на внешний рынок. В сельском хозяйстве провозглашалось равноправие всех форм собственности. Как и в промышленности вводился госзаказ – все, что производилось сверх него, могло реализоваться по договорным ценам. Все эти меры, совершенно правильные сами по себе, в корне противоречили концепции ускорения. Вместо мобилизации средств на решение основной задачи получилось их распыление. Предприятия, получив право распоряжаться заработными средствами, тратили их на свои нужды, в первую очередь на повышение зарплаты. Одновременно начали осуществляться широкомасштабные государственные социальные программы – «Жилье до 2000 года», повышение пенсий, стипендий. Программа ускорения требовала колоссальных капиталовложений, которые могли бы дать отдачу только через 10-15 лет. Сокращен был импорт продовольствия, предметов потребления. Рабочие получали зарплату, а товарной массой она не обеспечивалась. На руках населения стали скапливать значительные средства, не обеспеченные товарными ресурсами. Положение осложнили и падение мировых цен на нефть, и ликвидация последствий землетрясении в Армении и Чернобыльской катастрофы, которые потребовали огромных средств, и антиалкогольная компания. Денежная масса резко возросла, цены же, установленные государством, оставались неизменными. Прилавки магазинов опустели. Процветала спекуляция – на перепродаже товаров наживались огромные состояния. Предприятия, стремясь избавиться от денег, вкладывали их в любые виды ресурсов, переходили к безденежному товарообмену. Колхозы и совхозы отказывались продавать продукцию государству. При рекордных урожаях стал ощущаться недостаток продовольствия. Была введена карточная система. Все это вызвало массовое недовольство населения – стачки, демонстрации. Началось сокращение производства. Необходима была кардинальная реформа экономической системы. К ее разработке была привлечены лучшие экономисты – С.С. Шаталин, Н.Я. Петраков, А.А. Аганбегян, Л.И. Абалкин. Однако, мнения этих специалистов расходились – проекты противоречили друг другу. Все более и более стало утверждаться мнение, что социалистическая система не реформируема в принципе. Единственный выход виделся в переходе к рыночной экономике. Программа такого перехода должна была включать следующие элементы:
Разработка целей и критериев, способов и методов преобразования. Анализ закономерностей переходной экономики: обоснование концептуальных основ национальной модели. Государственное регулирование в условиях переходной экономики. Проблема сочетания рыночного и государственного регулирования в процессе реформирования. Проблема финансовой и производственной стабилизации. Причины и характер трансформационного кризиса, пути его преодоления. Предпосылки и факторы экономического роста. Характер и содержание институциональных преобразований. Особенности управления в переходный период. Изменение стереотипов экономического поведения. Для решения всего комплекса задач и разработки программы перехода к рыночной экономике в середине 1990 г. при правительстве СССР были разработаны два варианта. Первый план («Основные направления») связывался с именем академика Л.И. Абалкина, отвечавшего в ранге вице премьера союзного правительства за подготовку реформы. Авторами второго варианта («500 дней») были С.С. Шаталин и Г.А. Явлинский. Базовые положения обеих программ совпадали. Они включали приватизацию государственной собственности, поддержку мелкого и среднего предпринимательства, создание конкурентной среды, плановую либерализацию цен, индексацию денежных доходов и социальную защиту лиц, оказавшихся за чертой бедности, реорганизацию службы трудоустройства в связи с неизбежным повышением безработицы. Приватизация позволила бы связать денежные накопления населения, привела бы к демонополизации, и созданию конкуренции предприятий. Либерализация цен и переход к свободному ценообразованию привели бы к скачку цен, но в условиях конкуренции производителей и жесткой политики правительства скачок был бы стабилизирован и начал снижаться. Все это должно было сопровождаться твердой социальной политикой (повышение пенсий, стипендий, индексация доходов). Но программа Л.Н. Абалкина была рассчитана на 6-8- лет, а программа Г.А. Явлинского – на 500 дней. Эта программа носила откровенно популистский характер, обещала мгновенное изменение к лучшему. Российский парламент принял программу «500 дней», а Верховный Совет СССР «Основные направления». В результате взаимоотношения между союзными и республиканскими властями приняли откровенно конфронтационный характер, был сделан еще один шаг к развалу СССР. После распада СССР и ликвидации единого экономического пространства правительство России начало переход к рынку не имея стратегии реформ. Авторами российских реформ стал Е.Т. Гайдар. Важнейшей задачей реформ провозглашалась стабилизация, ликвидация бюджетного дефицита. Первым шагом стала либерализация цен. Е.Т. Гайдар решил применить метод «шоковой терапии», зарекомендовавший себя в других странах. Но этот метод предназначался не для планово-регулируемой, а для рыночной, устоявшейся экономики. «Шок» решал задачи восстановления нарушенного равновесия, а не создания принципиально нового хозяйственного механизма. Г.А. Явлинский упрекал Е.Т. Гайдара в нарушении последовательности преобразований. По его мнению, средства населения следовало использовать для покупки акций предприятий, для приватизации торговли и общественного питания, для развития малого бизнеса. В результате же либерализации цен они выросли в 10-12 раз, а к концу года – в 36 раз. Это позволило снять давление денег на рынок, наполнить прилавки магазинов товарами, но в огне инфляции сгорели многолетние сбережения населения. Следующим этапом стала т.н. «ваучерная приватизация», концепция которой была разработана А.Б. Чубайсом. Было проведено акционирование государственных предприятий: 51 % акций распределялись между работниками предприятий, остальные поступали в открытую продажу. Так как в результате либерализации цен сбережения граждан были практически конфискованы – покупать акции было не на что. Поэтому каждому россиянину выдавался приватизационный чек (ваучер), стоимостью в 10 тыс. рублей. Эта сумма была определена исходя из оценки стоимости имущества всех российских предприятий 1 400 млрд. руб., как доля каждого жителя России. На ваучер можно было приобрести акции любого предприятия. По всей стране
создавались чековые инвестиционные фонды, целью которых провозглашалось аккумулирование средств населения и привлечение инвестиций в производство. Целью приватизации провозглашалось «создание класса собственников», «возвращение народу собственности». Однако вследствие инфляции ваучеры обесценились. Инвестиционные фонды один за другим объявляли себя банкротами. Фактически шел бесплатный раздел бывшего государственного имущества между чиновниками, осуществлявшими приватизацию. Гигантские предприятия, гордость отечественной экономики, распределялись практически бесплатно. Однако Е.Т. Гайдар и А.Б. Чубайс утверждали, что главная цель приватизации – создание слоя частных собственников, для того, чтобы сделать реформы необратимыми - была достигнута. К 1998 г. в частной собственности находилось 72 % российских промышленных предприятий, 93, 6 % предприятий сельского хозяйства, 88,6% предприятий торговли и общепита. В то же время, валовой промышленный продукт за 1991 – 1997 гг. снизился на 50 %, промышленное производство на 51,5 %, сельскохозяйственное - на 40%. Небывалые в мире масштабы приняло социальное расслоение: 10% населения с наибольшими доходами получало 34% денежных доходов, а 10% с наименьшими доходами – 1%. Соотношение доходов высокооплачиваемых и низкооплачиваемых составляло 30 раз. Такого положения не было нигде в мире. Расчет на то, что рынок сам отрегулирует новую систему, не оправдался. Замысел реформ должен включать не только целевые ориентиры, методы и рубежи преобразований, но и механизм реализации конкретных задач. Но этого как раз сделано не было. Вместо реальных мер применительно к условиям российской действительности предлагался набор декларации и общих принципов. В начале XXI века наметился более реалистичный взгляд на преобразования. В.В. Путин неоднократно говорил о необходимости укрепления вертикали власти, усиление роли государства в осуществлении реформ. Решение широкого комплекса задач переходного периода может быть достигнуто лишь при активной и последовательной регулирующей деятельности государства при наличии четкой программы преобразований и механизмов ее осуществления.
Q - объем выпускаемой продукции;
TC - общие издержки (FC+VC);
FC - постоянные издержки (TC-VC);
VC - переменные издержки (TC-FC);
MC - предельные издержки (Δ TC/Δ Q);
ATC - средние общие издержки (TC/Q);
AFC - средние постоянные издержки (FC/Q);
AVC - средние переменные издержки (VC/Q).
Решение:
Постоянные затраты (Fixed Costs) - это те затраты, которые не зависят от объёма выпускаемой продукции или услуги.
Переменные затраты (Variable Costs) - это затраты, которые изменяются при изменении объёма выпускаемой продукции или услуги. В сумме с постоянными затратами равны величине общих затрат (Total Costs):
TC = FC + VC.
Отсюда:
VC = TC - FC VC(0) = 500-500 = 0
VC(1) = 750-500 = 250
VC(2) = 1100-500 = 600
VC(3) = 1500-500 = 1000
VC(4) = 2000-500 = 1500
VC(5) = 2600-500 = 2100
Предельные затраты (Marginal Costs) - это прирост затрат, связанный с выпуском дополнительной единицы продукции.
MC = ΔTC / ΔQ
MC(1) = 250/100 = 2.5
MC(2) = 350/100 = 3.5
MC(3) = 400/100= 4
MC(4) = 500/100 = 5
MC(5) = 600/100 = 6
Средние общие затраты (Average Total Costs) - это затраты на производство одной единицы продукции.
ATC = TC / Q
Средние постоянные затраты (Average Fixed Costs) - это фиксированные затраты на единицу выпуска продукции.
AFC = FC / Q
Средние переменные затраты (Average Variable Costs) - это переменные затраты на производство одной единицы продукции.
AVC = VC / Q
Разработка целей и критериев, способов и методов преобразования. Анализ закономерностей переходной экономики: обоснование концептуальных основ национальной модели. Государственное регулирование в условиях переходной экономики. Проблема сочетания рыночного и государственного регулирования в процессе реформирования. Проблема финансовой и производственной стабилизации. Причины и характер трансформационного кризиса, пути его преодоления. Предпосылки и факторы экономического роста. Характер и содержание институциональных преобразований. Особенности управления в переходный период. Изменение стереотипов экономического поведения. Для решения всего комплекса задач и разработки программы перехода к рыночной экономике в середине 1990 г. при правительстве СССР были разработаны два варианта. Первый план («Основные направления») связывался с именем академика Л.И. Абалкина, отвечавшего в ранге вице премьера союзного правительства за подготовку реформы. Авторами второго варианта («500 дней») были С.С. Шаталин и Г.А. Явлинский. Базовые положения обеих программ совпадали. Они включали приватизацию государственной собственности, поддержку мелкого и среднего предпринимательства, создание конкурентной среды, плановую либерализацию цен, индексацию денежных доходов и социальную защиту лиц, оказавшихся за чертой бедности, реорганизацию службы трудоустройства в связи с неизбежным повышением безработицы. Приватизация позволила бы связать денежные накопления населения, привела бы к демонополизации, и созданию конкуренции предприятий. Либерализация цен и переход к свободному ценообразованию привели бы к скачку цен, но в условиях конкуренции производителей и жесткой политики правительства скачок был бы стабилизирован и начал снижаться. Все это должно было сопровождаться твердой социальной политикой (повышение пенсий, стипендий, индексация доходов). Но программа Л.Н. Абалкина была рассчитана на 6-8- лет, а программа Г.А. Явлинского – на 500 дней. Эта программа носила откровенно популистский характер, обещала мгновенное изменение к лучшему. Российский парламент принял программу «500 дней», а Верховный Совет СССР «Основные направления». В результате взаимоотношения между союзными и республиканскими властями приняли откровенно конфронтационный характер, был сделан еще один шаг к развалу СССР. После распада СССР и ликвидации единого экономического пространства правительство России начало переход к рынку не имея стратегии реформ. Авторами российских реформ стал Е.Т. Гайдар. Важнейшей задачей реформ провозглашалась стабилизация, ликвидация бюджетного дефицита. Первым шагом стала либерализация цен. Е.Т. Гайдар решил применить метод «шоковой терапии», зарекомендовавший себя в других странах. Но этот метод предназначался не для планово-регулируемой, а для рыночной, устоявшейся экономики. «Шок» решал задачи восстановления нарушенного равновесия, а не создания принципиально нового хозяйственного механизма. Г.А. Явлинский упрекал Е.Т. Гайдара в нарушении последовательности преобразований. По его мнению, средства населения следовало использовать для покупки акций предприятий, для приватизации торговли и общественного питания, для развития малого бизнеса. В результате же либерализации цен они выросли в 10-12 раз, а к концу года – в 36 раз. Это позволило снять давление денег на рынок, наполнить прилавки магазинов товарами, но в огне инфляции сгорели многолетние сбережения населения. Следующим этапом стала т.н. «ваучерная приватизация», концепция которой была разработана А.Б. Чубайсом. Было проведено акционирование государственных предприятий: 51 % акций распределялись между работниками предприятий, остальные поступали в открытую продажу. Так как в результате либерализации цен сбережения граждан были практически конфискованы – покупать акции было не на что. Поэтому каждому россиянину выдавался приватизационный чек (ваучер), стоимостью в 10 тыс. рублей. Эта сумма была определена исходя из оценки стоимости имущества всех российских предприятий 1 400 млрд. руб., как доля каждого жителя России. На ваучер можно было приобрести акции любого предприятия. По всей стране
создавались чековые инвестиционные фонды, целью которых провозглашалось аккумулирование средств населения и привлечение инвестиций в производство. Целью приватизации провозглашалось «создание класса собственников», «возвращение народу собственности». Однако вследствие инфляции ваучеры обесценились. Инвестиционные фонды один за другим объявляли себя банкротами. Фактически шел бесплатный раздел бывшего государственного имущества между чиновниками, осуществлявшими приватизацию. Гигантские предприятия, гордость отечественной экономики, распределялись практически бесплатно. Однако Е.Т. Гайдар и А.Б. Чубайс утверждали, что главная цель приватизации – создание слоя частных собственников, для того, чтобы сделать реформы необратимыми - была достигнута. К 1998 г. в частной собственности находилось 72 % российских промышленных предприятий, 93, 6 % предприятий сельского хозяйства, 88,6% предприятий торговли и общепита. В то же время, валовой промышленный продукт за 1991 – 1997 гг. снизился на 50 %, промышленное производство на 51,5 %, сельскохозяйственное - на 40%. Небывалые в мире масштабы приняло социальное расслоение: 10% населения с наибольшими доходами получало 34% денежных доходов, а 10% с наименьшими доходами – 1%. Соотношение доходов высокооплачиваемых и низкооплачиваемых составляло 30 раз. Такого положения не было нигде в мире. Расчет на то, что рынок сам отрегулирует новую систему, не оправдался. Замысел реформ должен включать не только целевые ориентиры, методы и рубежи преобразований, но и механизм реализации конкретных задач. Но этого как раз сделано не было. Вместо реальных мер применительно к условиям российской действительности предлагался набор декларации и общих принципов. В начале XXI века наметился более реалистичный взгляд на преобразования. В.В. Путин неоднократно говорил о необходимости укрепления вертикали власти, усиление роли государства в осуществлении реформ. Решение широкого комплекса задач переходного периода может быть достигнуто лишь при активной и последовательной регулирующей деятельности государства при наличии четкой программы преобразований и механизмов ее осуществления.
-
Заполнить пропуски в таблице:
-
Q
0
100
200
300
400
500
TC
500
750
1100
1500
2000
2600
FC
500
500
500
500
500
500
VC
0
250
600
1000
1500
2100
MC
-
2,5
3,5
4
5
6
AFC
-
5
2,5
1,7
1,25
1
AVC
-
2,5
3
3,4
3,75
4,2
ATC
0
7,5
5,5
5
5
5,2
Q - объем выпускаемой продукции;
TC - общие издержки (FC+VC);
FC - постоянные издержки (TC-VC);
VC - переменные издержки (TC-FC);
MC - предельные издержки (Δ TC/Δ Q);
ATC - средние общие издержки (TC/Q);
AFC - средние постоянные издержки (FC/Q);
AVC - средние переменные издержки (VC/Q).
Решение:
Постоянные затраты (Fixed Costs) - это те затраты, которые не зависят от объёма выпускаемой продукции или услуги.
Переменные затраты (Variable Costs) - это затраты, которые изменяются при изменении объёма выпускаемой продукции или услуги. В сумме с постоянными затратами равны величине общих затрат (Total Costs):
TC = FC + VC.
Отсюда:
VC = TC - FC VC(0) = 500-500 = 0
VC(1) = 750-500 = 250
VC(2) = 1100-500 = 600
VC(3) = 1500-500 = 1000
VC(4) = 2000-500 = 1500
VC(5) = 2600-500 = 2100
Предельные затраты (Marginal Costs) - это прирост затрат, связанный с выпуском дополнительной единицы продукции.
MC = ΔTC / ΔQ
MC(1) = 250/100 = 2.5
MC(2) = 350/100 = 3.5
MC(3) = 400/100= 4
MC(4) = 500/100 = 5
MC(5) = 600/100 = 6
Средние общие затраты (Average Total Costs) - это затраты на производство одной единицы продукции.
ATC = TC / Q
Средние постоянные затраты (Average Fixed Costs) - это фиксированные затраты на единицу выпуска продукции.
AFC = FC / Q
Средние переменные затраты (Average Variable Costs) - это переменные затраты на производство одной единицы продукции.
AVC = VC / Q