ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.11.2021
Просмотров: 109
Скачиваний: 4
ПРОФЕССОР РУЗУДДИНОВТЫҢ СТОМАТОЛОГИЯЛЫҚ КОЛЛЕДЖІ |
|
СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПРОФЕССОРА РУЗУДДИНОВА |
ОТДЕЛЕНИЕ МЕДИЦИНСКИХ ДИСЦИПЛИН РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СТОМАТОЛОГИЯ» |
УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по УМР
Камбабаева Д.А.
___________________
«____» ______________ 2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «Стоматология»
Специальность 0304000 «Стоматология»
Квалификация «Дантист»
Теоретические занятия 82 ч.
Практические занятия 128ч.
Всего 210 ч.
Курс 2
Семестр 3,4
Экзамен IҮ семестр
Ф.И.О. |
Должность |
Подпись |
Разработчик |
|
|
Акжолова Нургул Азатбековна |
преподаватель анатомии |
|
2015 г.
Рабочая программа составлена на основании Типовой учебной программы «Анатомия» для специальности 0304000, квалификации «Дантист», утвержденной приказом Министрства здравоохранения Республики Казахстан от 2010 г. № 604.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании отделения по Медицинским дисциплинам
Протокол № ___ от «____» ________ 2015 г.
Зав.отделением _____________________
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Цикловой методической комиссии по Медицинским дисциплинам
Протокол № ___ от «____» ________ 2015 г.
Председатель Цикловой методической комиссии _____________________
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Методического совета
Протокол № ___ от «____» ________ 2015 г.
Председатель Методического совета _____________________ Камбабаева Д.А.
2.2. Программа
2.2.1 Введение
Анатомия человека – наука о формах и строении, происхождении и развитии организма человека. Анатомия предусматривает систематическое описание формы, строения, положения и типографических взаимоотношений частей и органов тела с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей. Она широко использует данные эмбриологии, сравнительной анатомии, антропологии, выясняет влияние окружающей среды и социальных факторов, труда и спорта на строение организма человека. Анатомия является дисциплиной, составляющей фундамент медицинских знаний, без освоения которого, студент не может приступить к изучению прикладных клинических дисциплин, составляющих в основном надстройку медицинских знаний, необходимых практическому врачу. Анатомия изучает не только строение современного человека, а также исследует, как сложился человеческий организм в его историческом развитии. Программа дисциплины анатомия направлена на изучение строения тела человека составляющих его систем, органов и тканей, на основе современных достижении макро-микроскопической анатомии, физиологии, биологии с учетом индивидуальных, половых и возрастных особенностей организма, включая пренатальное развитие; анатомо-топографических взаимоотношении органов.
2.2.2.Цель дисциплины
изучить строение органов тела человека, составляющих его систем, с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей, анатомо-топографических взаимоотношений органов и применять полученные знания на клинических кафедрах.
2.2.3. Задачи обучения
-
-
выработать научное представление о взаимосвязи и взаимозависимости структуры и функции органов человека, организма в целом с изменяющимися условиями окружающей среды, труда и социальных факторов;
-
уметь определять положение и проекцию органов и их частей для освоения навыков физикального осмотра и оказания первой неотложной медицинской помощи;
-
проявлять уважительное и бережное отношение к органам человеческого тела и трупу, как биологическому материалу.
2.2.4. Конечные результаты обучения
Студент должен знать:
-
основные приемы работы с анатомическими препаратами и другими учебными пособиями;
-
отличительные особенности костей скелета;
-
виды соединений костей, классификацию и биомеханику суставов;
-
анатомию, классификацию и функции мышц;
-
топографию органов головы, шеи, конечностей, груди, живота и таза;
-
анатомию и топографию органов пищеварительной, дыхательной, сердечно-сосудистой и мочеполовой систем, особенности их строения;
-
строение спинного и головного мозга;
-
анатомию органов чувств;
-
формирование и функции спинномозговых и черепно-мозговых нервов, области их иннервации;
-
анатомию и топографию кровеносной и лимфатической систем;
-
строение, функции эндокринных желез;
-
морфо-функциональную характеристику кожного покрова головы, шеи, туловища и конечностей;
-
международную анатомическую номенклатуру на латинском языке.
Уметь:
-
определять отличительные особенности костей черепа, туловища и конечностей;
-
находить на анатомических препаратах структурные элементы соединений костей;
-
демонстрировать на трупе мышцы головы, туловища и конечностей;
-
находить органы головы, шеи, грудной, брюшной полостей и малого таза;
-
показывать отделы спинного и головного мозга;
-
показывать спинномозговые и черепно-мозговые нервы;
-
демонстрировать на трупе сосуды головы, шеи, грудной, брюшной полостей, малого таза и конечностей;
-
определять проекцию органов, сосудов и нервов на поверхностях тела человека.
2.2.5 Пререквизиты: - школьная программа по биологии, анатомии человека.
2.2.6 Постреквизиты: - физиология, патологическая анатомия, патологическая физиология, сестринское дело.
2.2.7.1. Тематический план лекций
№ |
Тема |
Форма проведения |
Кол-во часов |
1 |
Международная анатомическая номенклатура. Понятие об осях и плоскостях. |
лекция |
2 |
2 |
Общий обзор скелета. Строение костей туловища |
лекция |
2 |
3 |
Строение костей мозгового черепа. Строение костей лицевого черепа. |
лекция |
2 |
4 |
Соединения костей головы. Височно-нижнечелюстной сустав. Мышцы головы и шеи. |
лекция |
2 |
5 |
Мышцы и фасции туловища и конечностей, строение, топография и функции. |
лекция |
2 |
6 |
Мозговой отдел головы: лобно-теменно-затылочная область, височная и сосцевидная области. |
лекция |
2 |
7 |
Топографическая анатомия стенок брюшной полости. |
лекция |
2 |
8 |
Желудок, тонкая и толстая кишка, строение, топография, функция. |
лекция |
2 |
9 |
Анатомия и топография печени, желчного пузыря, поджелудочной железы. |
лекция |
2 |
10 |
Зубы, отдельные части зуба,строение зубов. Молочные зубы. Формула зубов. Прикус. Десна. |
лекция |
2 |
11 |
Зубочелюстные сегменты. Характеристика отдельных видов зубов. |
лекция |
2 |
12 |
Язык, небо, слюнные железы, их строение, топография, функция. |
лекция |
2 |
13 |
Глотка. Гортань.Трахея. |
лекция |
2 |
14 |
Анатомиясы и топография органов мочевой системы (почки, мочеточники). функции. |
лекция |
2 |
15 |
Надпочечник, стоение, функция. Строение, топография,функции |
лекция |
2 |
16 |
Строение, топография,функции органов женского таза. |
лекция |
2 |
17 |
Строение, топография,функции органов мужского таза. |
лекция |
2 |
18 |
Мочевой пузырь, мочеиспускательный канал: строение, топография,функции |
лекция |
2 |
19 |
Органы дыхания, дыхательные пути: верхние и нижние, строение, топография, функции. |
лекция |
2 |
20 |
Анатомия, топография стенок грудной клетки, межреберных промежутков, молочной железы. |
лекция |
2 |
21 |
Пищевод: строение, топография, функция. |
лекция |
2 |
22 |
Анатомия, топография, функциональное значение средца. |
лекция |
2 |
23 |
Вены большого круга кровообращения. Верхняя полая вена. |
лекция |
2 |
24 |
Непарная, полунепарная вены грудной полости. Симпатический ствол. Вегетативная иннервация органов груной полости. |
лекция |
2 |
25 |
Общая, наружная, внутренняя сонные артерии. Подключичная артерия. |
лекция |
2 |
26 |
Области верхней конечности. Артерии, вены и лимфатические сосуды и узлы верхней конечности |
лекция |
2 |
27 |
Области нижней конечности. Артерии. Поверхностные и глубокие вены нижней конечности. |
лекция |
2 |
28 |
Лимфатические сосуды и узлы нижней конечности. |
лекция |
2 |
29 |
Анатомия спинного мозга. Средний мозг, водопровод мозга |
лекция |
2 |
30 |
Мозговой отдел головы: лобно-теменно-затылочная область |
лекция |
2 |
31 |
Мозговой отдел головы: височная и сосцевидная области |
лекция |
2 |
32 |
Промежуточный мозг, третий желудочек. |
лекция |
2 |
33 |
Тройничный (V пара) нерв,области иннервации. I-ветвь, II-ветвь, III-ветвь |
лекция |
2 |
35 |
Добавочный (ХІ пара) и подъязычный , (ХІІ пара) нервы, лицевой (VІІ пара), области иннервации |
лекция |
2 |
36 |
(ІХ пара) нерв, блуждающий (Х пара), промежуточный нерв (ХІІІ), языкоглоточный ,области иннервации |
лекция |
2 |
37 |
Шейное сплетение. Плечевое сплетение |
лекция |
2 |
38 |
Эндокринный система. Щитовидная железа. Эпифиз. Гипофиз. |
лекция |
2 |
39 |
Анатомия и топография органов чувств: органы зрения, слуха, обоняния и вкуса. |
лекция |
2 |
40 |
Жевательный аппарат. Краниометрия. Определение индексов мозгового и лицевого черепа. |
лекция |
2 |
41 |
Определение зубочелюстных сегментов. Определение принадлежности зубов к врхней или нижней челюсти.Определение контрфорсов. |
лекция |
2 |
2.2.7.2. Тематический план практических занятий
№ |
|
Тема |
Форма проведения |
Часы |
Часть 1 Остеология, синдесмология. |
||||
1 |
03.09.2014г(213Д) 05.09.2014г(214Д) |
Тема 1.2 Международная анатомическая номенклатура. Понятие об осях и плоскостях. Общий обзор скелета. Строение костей туловища |
Практичес. занятие |
4 |
2 |
10.09.2014г(213Д) 12.09.2014г(214Д) |
Тема 1.2 Строение костей мозгового черепа. Строение костей лицевого черепа. |
Практичес. занятие |
4 |
3 |
17.09.2014г(213Д) 19.09.2014г(214Д) |
Тема 1.3 Коллоквиум. |
Практичес. занятие |
4 |
Часть 2 Миология |
||||
4 |
24.11.2014г(213Д) 26.11.2014г(214Д) |
Тема 2.1 Соединения костей головы. Височно-нижнечелюстной сустав. Мышцы головы и шеи. |
Практичес. занятие |
4 |
5 |
01.10.2014г(213Д) 03.10.2014г(214Д) |
Тема 2.2 Мышцы и фасции туловища и конечностей, строение, топография и функции. Мозговой отдел головы: лобно-теменно-затылочная область, височная и сосцевидная области. |
Практичес. занятие |
4 |
6 |
08.10.2014г(213Д) 10.10.2014г(214Д) |
Тема 2.3 Коллоквиум. |
Практичес. занятие |
4 |
Часть 3 Пищеварительная система |
||||
7 |
15.10.2014г(213Д) 17.10.2014г(214Д) |
Тема 3.1 Топографическая анатомия стенок брюшной полости. Желудок, тонкая и толстая кишка, строение, топография, функция. |
Практичес. занятие |
4 |
8 |
22.10.2014г(213Д) 24.10.2014г(214Д) |
Тема 3.2 Анатомия и топография печени, желчного пузыря, поджелудочной железы. Зубы, отдельные части зуба,строение зубов. Молочные зубы. Формула зубов. Прикус. Десна. Зубочелюстные сегменты. Характеристика отдельных видов зубов. |
Практичес. занятие |
4 |
9 |
29.10.2014г(213Д) 31.10.2014г(214Д) |
Тема 3.3 Язык, небо, слюнные железы, их строение, топография, функция. Глотка. Коллоквиум. |
Практичес. занятие |
4 |
Часть 4 Мочеполовая система. |
||||
10 |
05.11.2014г(213Д) 07.11.2014г(214Д) |
Тема 5.1 Анатомиясы и топография органов мочевой системы (почки, мочеточники). функции. |
Практичес. занятие |
4 |
11 |
12.11.2014г(213Д) 14.11.2014г(214Д) |
Тема 5.2 Надпочечник, стоение, функция. Строение, топография,функции Коллоквиум. |
Практичес. занятие |
4 |
12 |
19.11.2014г(213Д) 21.11.2014г(214Д) |
Тема 5.2 Строение, топография,функции органов женского таза. Мочевой пузырь, мочеиспускательный канал: строение, топография,функции |
Практичес. занятие |
4 |
13 |
26.11.2014г(213Д) 28.11.2014г(214Д) |
Тема 5.2 Строение, топография,функции органов мужского таза. Мочевой пузырь, мочеиспускательный канал: строение, топография,функции |
Практичес. занятие |
4 |
14 |
03.12.2014г(213Д) 05.12.2014г(214Д) |
Тема 5.2 Коллоквиум. |
Практичес. занятие |
4 |
Всего: 56 ч |
2.2.7.2. Тематический план практических занятий
№ |
|
Тема |
Форма проведения |
Часы |
Часть 5 Дыхательная система. |
||||
1 |
09.02.2015ж(213Д) 09.02.2015ж(214Д) |
Тема 5.1 Органы дыхания, дыхательные пути: верхние и нижние, строение, топография, функции. |
|
2 |
2 |
10.02.2015ж(213Д) 10.02.2015ж(214Д) |
Тема 5.1 Анатомия, топография стенок грудной клетки, межреберных промежутков, молочной железы. |
|
2 |
3 |
16.02.2015ж(213Д) 16.02.2015ж(214Д) |
Тема 5.1 Пищевод: строение, топография, функция. |
|
2 |
4 |
17.02.2015ж(213Д) 17.02.2015ж(214Д) |
Тема 5.1 Коллоквиум. |
|
2 |
Часть 6 Сердечно-сосудистая система. |
||||
5 |
23.02.2015ж(213Д) 23.02.2015ж(214Д) |
Тема 6.1 Анатомия, топография, функциональное значение средца. |
|
2 |
6 |
24.02.2015ж(213Д) 24.02.2015ж(214Д) |
Тема 6.1 Вены большого круга кровообращения. Верхняя полая вена. Коллоквиум. |
|
2 |
7 |
02.03.2015ж(213Д) 02.03.2015ж(214Д) |
Тема 6.2 Непарная, полунепарная вены грудной полости. Симпатический ствол. |
|
2 |
8 |
03.03.2015ж(213Д) 03.03.2015ж(214Д) |
Тема 6.2 Вегетативная иннервация органов груной полости. |
|
2 |
9 |
09.03.2015ж(213Д) 09.03.2015ж(214Д) |
Тема 6.2 Общая, наружная, внутренняя сонные артерии. Подключичная артерия.Коллоквиум. |
|
2 |
10 |
10.03.2015ж(213Д) 10.03.2015ж(214Д) |
Тема 6.3 Области верхней конечности. Артерии, вены и лимфатические сосуды и узлы верхней конечности Коллоквиум. |
|
2 |
11 |
16.03.2015ж(213Д) 16.03.2015ж(214Д) |
Тема 6.3 Области нижней конечности. Артерии. Поверхностные и глубокие вены нижней конечности. Лимфатические сосуды и узлы нижней конечности.Коллоквиум. |
|
2 |
Часть 7 Нерв жүйесі. |
||||
12 |
17.03.2015ж(213Д) 17.03.2015ж(214Д) |
Тема 9.1 Анатомия спинного мозга. Средний мозг, водопровод мозга. |
|
2 |
13 |
23.03.2015ж(213Д) 23.03.2015ж(214Д) |
Тема 9.2 Мозговой отдел головы: лобно-теменно-затылочная область |
|
2 |
14 |
24.03.2015ж(213Д) 24.03.2015ж(214Д) |
Тема 9.2 Мозговой отдел головы: височная и сосцевидная области |
|
2 |
15 |
30.03.2015ж(213Д) 30.03.2015ж(214Д) |
Тема 9.3 Промежуточный мозг, третий желудочек. Коллоквиум. |
|
2 |
16 |
31.03.2015ж(213Д) 31.03.2015ж(214Д) |
Тема 9.3 Тройничный (V пара) нерв,области иннервации. I-ветвь |
|
2 |
17 |
06.04.2015ж(213Д) 06.04.2015ж(214Д) |
Тема 9.3 Тройничный (V пара) нерв,области иннервации. II-ветвь |
|
2 |
18 |
07.04.2015ж(213Д) 07.04.2015ж(214Д)
|
Тема 9.3 Коллоквиум. Тройничный (V пара) нерв,области иннервации. III-ветвь |
|
2 |
19 |
13.04.2015ж(213Д) 13.04.2015ж(214Д) |
Тема 9.4 добавочный (ХІ пара) и подъязычный |
|
2 |
20 |
14.04.2015ж(213Д) 14.04.2015ж(214Д) |
Тема 9.5 (ХІІ пара) нервы. |
|
2 |
21 |
20.04.2015ж(213Д) 20.04.2015ж(214Д) |
Тема 9.6 Коллоквиум. |
|
2 |
22 |
21.04.2015ж(213Д) 21.04.2015ж(214Д) |
Тема 9.3 Лицевой (VІІ пара), |
|
2 |
23 |
27.04.2015ж(213Д) 27.04.2015ж(214Д) |
Тема 9.4 (ІХ пара) нерв, области иннервации |
|
2 |
24 |
28.04.2015ж(213Д) 28.04.2015ж(214Д) |
Тема 9.5 Блуждающий (Х пара), |
|
2 |
25 |
04.05.2015ж(213Д) 04.05.2015ж(214Д) |
Тема 9.6 промежуточный нерв (ХІІІ), языкоглоточный Коллоквиум. |
|
2 |
26 |
05.05.2015ж(213Д) 05.05.2015ж(214Д) |
Тема 9.6 Шейное сплетение. Плечевое сплетение Коллоквиум. |
|
2 |
Часть 8 Эндокринная система. |
||||
27 |
11.05.2015ж(213Д) 11.05.2015ж(214Д) |
Тема 10.1 Эндокринный система. |
|
2 |
28 |
12.05.2015ж(213Д) 12.05.2015ж(214Д) |
Тема 10.1 Эндокринный система. Щитовидная железа. |
|
2 |
29 |
18.05.2015ж(213Д) 18.05.2015ж(214Д) |
Тема 10.2 Эндокринный система. Эпифиз. |
|
2 |
30 |
19.05.2015ж(213Д) 19.05.2015ж(214Д) |
Тема 10.2 Эндокринный система. Гипофиз. Коллоквиум. |
|
2 |
Часть 9 Органы чувств: |
||||
31 |
25.05.2015ж(213Д) 25.05.2015ж(214Д) |
Тема 11.1 Анатомия и топография органов чувств: органы зрения. |
|
2 |
32 |
26.05.2015ж(213Д) 26.05.2015ж(214Д) |
Тема 11.1 Анатомия и топография органов чувств: слуха |
|
2 |
33 |
01.06.2015ж(213Д) 01.06.2015ж(214Д) |
Тема 11.1 Анатомия и топография органов чувств: обоняния и вкуса. Коллоквиум. |
|
2 |
34 |
02.06.2015ж(213Д) 02.06.2015ж(214Д) |
Тақырып 11.2 Жевательный аппарат. Краниометрия. Определение индексов мозгового и лицевого черепа. |
|
2 |
35 |
08.06.2015ж(213Д) 08.06.2015ж(214Д) |
Тема 11.2 Определение зубочелюстных сегментов. Определение принадлежности зубов к врхней или нижней челюсти.. Коллоквиум. |
|
2 |
36 |
09.06.2015ж(213Д) 09.06.2015ж(214Д) |
Тема 11.2 Определение контрфорсов. Коллоквиум. |
|
2 |
Всего: 72 ч |
-
Методы обучения и преподавания
Чтение обзорных и проблемных лекций;
Работа с мультимедийными базами данных, компъютерными программами;
Устный опрос;
Консультации.
-
Методы оценки знаний и навыков обучающихся: тестирование, устный опрос, коллоквиумы, контрольные работы и др.
-
Рекомендуемая литература:
Основная:
-
Сапин М.Р. Анатомия человека, в 2-х томах М.: «Медицина», 2003
-
Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека – І, ІІ, ІІІ, IV тома, М.: «Медицина», 1996.
-
Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И. Анатомия человека, Л.: «Медицина», 1985.
-
Гайворонский И.В. Нормальная анатомия человека, в 2-х томах. СПб.: «СпецЛит», 2004.
Дополнительная:
-
Сергиенко В.И., Петросян Э.А., Сухинин А.А. Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по оперативной хирургии и топографической анатомии для студентов лечебного факультета. М.: «ГЭОТАР-МЕД», 2002.
-
Нурмухамбетова Б.Н. Функциональная анатомия лимфатической системы. Учебное пособие. Алматы, 2000.
-
Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека: Учебник для мед. ВУЗов., СПб.: «СпецЛит», 2004.