Файл: раб.прог.дантист.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.11.2021

Просмотров: 109

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПРОФЕССОР РУЗУДДИНОВТЫҢ СТОМАТОЛОГИЯЛЫҚ КОЛЛЕДЖІ


СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПРОФЕССОРА РУЗУДДИНОВА

ОТДЕЛЕНИЕ МЕДИЦИНСКИХ ДИСЦИПЛИН

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СТОМАТОЛОГИЯ»




УТВЕРЖДАЮ

Зам.директора по УМР

Камбабаева Д.А.

___________________

«____» ______________ 2015г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Стоматология»


Специальность 0304000 «Стоматология»

Квалификация «Дантист»


Теоретические занятия 82 ч.

Практические занятия 128ч.

Всего 210 ч.


Курс 2

Семестр 3,4


Экзамен IҮ семестр


Ф.И.О.

Должность

Подпись

Разработчик



Акжолова Нургул Азатбековна

преподаватель анатомии




















2015 г.


Рабочая программа составлена на основании Типовой учебной программы «Анатомия» для специальности 0304000, квалификации «Дантист», утвержденной приказом Министрства здравоохранения Республики Казахстан от 2010 г. № 604.


Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании отделения по Медицинским дисциплинам

Протокол № ___ от «____» ________ 2015 г.

Зав.отделением _____________________

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Цикловой методической комиссии по Медицинским дисциплинам

Протокол № ___ от «____» ________ 2015 г.

Председатель Цикловой методической комиссии _____________________

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Методического совета

Протокол № ___ от «____» ________ 2015 г.

Председатель Методического совета _____________________ Камбабаева Д.А.






2.2. Программа

2.2.1 Введение

Анатомия человека – наука о формах и строении, происхождении и развитии организма человека. Анатомия предусматривает систематическое описание формы, строения, положения и типографических взаимоотношений частей и органов тела с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей. Она широко использует данные эмбриологии, сравнительной анатомии, антропологии, выясняет влияние окружающей среды и социальных факторов, труда и спорта на строение организма человека. Анатомия является дисциплиной, составляющей фундамент медицинских знаний, без освоения которого, студент не может приступить к изучению прикладных клинических дисциплин, составляющих в основном надстройку медицинских знаний, необходимых практическому врачу. Анатомия изучает не только строение современного человека, а также исследует, как сложился человеческий организм в его историческом развитии. Программа дисциплины анатомия направлена на изучение строения тела человека составляющих его систем, органов и тканей, на основе современных достижении макро-микроскопической анатомии, физиологии, биологии с учетом индивидуальных, половых и возрастных особенностей организма, включая пренатальное развитие; анатомо-топографических взаимоотношении органов.



2.2.2.Цель дисциплины

изучить строение органов тела человека, составляющих его систем, с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей, анатомо-топографических взаимоотношений органов и применять полученные знания на клинических кафедрах.


2.2.3. Задачи обучения


  • сформировать основу знаний о строении и топографии органов и систем органов для развития клинического мышления;

  • выработать научное представление о взаимосвязи и взаимозависимости структуры и функции органов человека, организма в целом с изменяющимися условиями окружающей среды, труда и социальных факторов;

  • уметь определять положение и проекцию органов и их частей для освоения навыков физикального осмотра и оказания первой неотложной медицинской помощи;

  • проявлять уважительное и бережное отношение к органам человеческого тела и трупу, как биологическому материалу.




2.2.4. Конечные результаты обучения

Студент должен знать:

  • основные приемы работы с анатомическими препаратами и другими учебными пособиями;

  • отличительные особенности костей скелета;

  • виды соединений костей, классификацию и биомеханику суставов;

  • анатомию, классификацию и функции мышц;

  • топографию органов головы, шеи, конечностей, груди, живота и таза;

  • анатомию и топографию органов пищеварительной, дыхательной, сердечно-сосудистой и мочеполовой систем, особенности их строения;

  • строение спинного и головного мозга;

  • анатомию органов чувств;

  • формирование и функции спинномозговых и черепно-мозговых нервов, области их иннервации;

  • анатомию и топографию кровеносной и лимфатической систем;

  • строение, функции эндокринных желез;

  • морфо-функциональную характеристику кожного покрова головы, шеи, туловища и конечностей;

  • международную анатомическую номенклатуру на латинском языке.



Уметь:

  • определять отличительные особенности костей черепа, туловища и конечностей;

  • находить на анатомических препаратах структурные элементы соединений костей;

  • демонстрировать на трупе мышцы головы, туловища и конечностей;

  • находить органы головы, шеи, грудной, брюшной полостей и малого таза;

  • показывать отделы спинного и головного мозга;

  • показывать спинномозговые и черепно-мозговые нервы;

  • демонстрировать на трупе сосуды головы, шеи, грудной, брюшной полостей, малого таза и конечностей;

  • определять проекцию органов, сосудов и нервов на поверхностях тела человека.



2.2.5 Пререквизиты: - школьная программа по биологии, анатомии человека.

2.2.6 Постреквизиты: - физиология, патологическая анатомия, патологическая физиология, сестринское дело.


2.2.7.1. Тематический план лекций



Тема


Форма

проведения

Кол-во часов

1

Международная анатомическая номенклатура. Понятие об осях и плоскостях.

лекция

2

2

Общий обзор скелета. Строение костей туловища

лекция

2

3

Строение костей мозгового черепа. Строение костей лицевого черепа.

лекция

2

4

Соединения костей головы. Височно-нижнечелюстной сустав. Мышцы головы и шеи.

лекция

2

5

Мышцы и фасции туловища и конечностей, строение, топография и функции.

лекция

2

6

Мозговой отдел головы: лобно-теменно-затылочная область, височная и сосцевидная области.

лекция

2

7

Топографическая анатомия стенок брюшной полости.

лекция

2

8

Желудок, тонкая и толстая кишка, строение, топография, функция.

лекция

2

9

Анатомия и топография печени, желчного пузыря, поджелудочной железы.

лекция

2

10

Зубы, отдельные части зуба,строение зубов. Молочные зубы. Формула зубов. Прикус. Десна.

лекция

2

11

Зубочелюстные сегменты. Характеристика отдельных видов зубов.

лекция

2

12

Язык, небо, слюнные железы, их строение, топография, функция.

лекция

2

13

Глотка. Гортань.Трахея.

лекция

2

14

Анатомиясы и топография органов мочевой системы (почки, мочеточники). функции.

лекция

2

15

Надпочечник, стоение, функция. Строение, топография,функции

лекция

2

16

Строение, топография,функции органов женского таза.

лекция

2

17

Строение, топография,функции органов мужского таза.

лекция

2

18

Мочевой пузырь, мочеиспускательный канал: строение, топография,функции

лекция

2

19

Органы дыхания, дыхательные пути: верхние и нижние, строение, топография, функции.

лекция

2

20

Анатомия, топография стенок грудной клетки, межреберных промежутков, молочной железы.

лекция

2

21

Пищевод: строение, топография, функция.

лекция

2

22

Анатомия, топография, функциональное значение средца.

лекция

2

23

Вены большого круга кровообращения. Верхняя полая вена.

лекция

2

24

Непарная, полунепарная вены грудной полости. Симпатический ствол. Вегетативная иннервация органов груной полости.

лекция

2

25

Общая, наружная, внутренняя сонные артерии. Подключичная артерия.

лекция

2

26

Области верхней конечности. Артерии, вены и лимфатические сосуды и узлы верхней конечности

лекция

2

27

Области нижней конечности. Артерии. Поверхностные и глубокие вены нижней конечности.

лекция

2

28

Лимфатические сосуды и узлы нижней конечности.

лекция

2

29

Анатомия спинного мозга. Средний мозг, водопровод мозга

лекция

2

30

Мозговой отдел головы: лобно-теменно-затылочная область

лекция

2

31

Мозговой отдел головы: височная и сосцевидная области

лекция

2

32

Промежуточный мозг, третий желудочек.

лекция

2

33

Тройничный (V пара) нерв,области иннервации. I-ветвь, II-ветвь, III-ветвь

лекция

2

35

Добавочный (ХІ пара) и подъязычный , (ХІІ пара) нервы, лицевой (VІІ пара), области иннервации

лекция

2

36

(ІХ пара) нерв, блуждающий (Х пара), промежуточный нерв (ХІІІ), языкоглоточный ,области иннервации

лекция

2

37

Шейное сплетение. Плечевое сплетение

лекция

2

38

Эндокринный система. Щитовидная железа. Эпифиз. Гипофиз.

лекция

2

39

Анатомия и топография органов чувств: органы зрения, слуха, обоняния и вкуса.

лекция

2

40

Жевательный аппарат. Краниометрия. Определение индексов мозгового и лицевого черепа.

лекция

2

41

Определение зубочелюстных сегментов. Определение принадлежности зубов к врхней или нижней челюсти.Определение контрфорсов.

лекция

2





2.2.7.2. Тематический план практических занятий


Тема

Форма проведения

Часы

Часть 1

Остеология, синдесмология.

1

03.09.2014г(213Д)

05.09.2014г(214Д)

Тема 1.2

Международная анатомическая номенклатура. Понятие об осях и плоскостях. Общий обзор скелета. Строение костей туловища



Практичес.

занятие

4

2

10.09.2014г(213Д)

12.09.2014г(214Д)

Тема 1.2

Строение костей мозгового черепа. Строение костей лицевого черепа.

Практичес.

занятие

4

3

17.09.2014г(213Д)

19.09.2014г(214Д)

Тема 1.3


Коллоквиум.

Практичес.

занятие

4

Часть 2

Миология

4

24.11.2014г(213Д)

26.11.2014г(214Д)

Тема 2.1

Соединения костей головы. Височно-нижнечелюстной сустав. Мышцы головы и шеи.

Практичес.

занятие

4

5

01.10.2014г(213Д)

03.10.2014г(214Д)

Тема 2.2

Мышцы и фасции туловища и конечностей, строение, топография и функции. Мозговой отдел головы: лобно-теменно-затылочная область, височная и сосцевидная области.

Практичес.

занятие

4

6

08.10.2014г(213Д)

10.10.2014г(214Д)

Тема 2.3

Коллоквиум.

Практичес.

занятие

4

Часть 3

Пищеварительная система

7

15.10.2014г(213Д)

17.10.2014г(214Д)

Тема 3.1

Топографическая анатомия стенок брюшной полости. Желудок, тонкая и толстая кишка, строение, топография, функция.

Практичес.

занятие

4

8

22.10.2014г(213Д)

24.10.2014г(214Д)

Тема 3.2

Анатомия и топография печени, желчного пузыря, поджелудочной железы. Зубы, отдельные части зуба,строение зубов. Молочные зубы. Формула зубов. Прикус. Десна. Зубочелюстные сегменты. Характеристика отдельных видов зубов.

Практичес.

занятие

4

9

29.10.2014г(213Д)

31.10.2014г(214Д)

Тема 3.3

Язык, небо, слюнные железы, их строение, топография, функция. Глотка.

Коллоквиум.

Практичес.

занятие

4

Часть 4

Мочеполовая система.

10

05.11.2014г(213Д)

07.11.2014г(214Д)

Тема 5.1

Анатомиясы и топография органов мочевой системы (почки, мочеточники). функции.

Практичес.

занятие

4

11

12.11.2014г(213Д)

14.11.2014г(214Д)

Тема 5.2

Надпочечник, стоение, функция. Строение, топография,функции Коллоквиум.

Практичес.

занятие

4

12

19.11.2014г(213Д)

21.11.2014г(214Д)

Тема 5.2

Строение, топография,функции органов женского таза. Мочевой пузырь, мочеиспускательный канал: строение, топография,функции

Практичес.

занятие

4

13

26.11.2014г(213Д)

28.11.2014г(214Д)

Тема 5.2

Строение, топография,функции органов мужского таза. Мочевой пузырь, мочеиспускательный канал: строение, топография,функции

Практичес.

занятие

4

14

03.12.2014г(213Д)

05.12.2014г(214Д)

Тема 5.2

Коллоквиум.

Практичес.

занятие

4

Всего: 56 ч



2.2.7.2. Тематический план практических занятий


Тема

Форма проведения

Часы

Часть 5

Дыхательная система.

1

09.02.201(213Д)

09.02.2015ж(214Д)

Тема 5.1

Органы дыхания, дыхательные пути: верхние и нижние, строение, топография, функции.


2

2

10.02.201(213Д)

10.02.2015ж(214Д)

Тема 5.1

Анатомия, топография стенок грудной клетки, межреберных промежутков, молочной железы.


2

3

16.02.201(213Д)

16.02.2015ж(214Д)

Тема 5.1

Пищевод: строение, топография, функция.


2

4

17.02.201(213Д)

17.02.2015ж(214Д)

Тема 5.1

Коллоквиум.


2

Часть 6

Сердечно-сосудистая система.

5

23.02.201(213Д)

23.02.2015ж(214Д)

Тема 6.1

Анатомия, топография, функциональное значение средца.


2

6

24.02.201(213Д)

24.02.2015ж(214Д)

Тема 6.1

Вены большого круга кровообращения. Верхняя полая вена. Коллоквиум.


2

7

02.03.201(213Д)

02.03.2015ж(214Д)

Тема 6.2

Непарная, полунепарная вены грудной полости. Симпатический ствол.


2

8

03.03.201(213Д)

03.03.2015ж(214Д)

Тема 6.2

Вегетативная иннервация органов груной полости.


2

9

09.03.201(213Д)

09.03.2015ж(214Д)

Тема 6.2

Общая, наружная, внутренняя сонные артерии. Подключичная артерия.Коллоквиум.


2

10

10.03.201(213Д)

10.03.2015ж(214Д)

Тема 6.3

Области верхней конечности. Артерии, вены и лимфатические сосуды и узлы верхней конечности Коллоквиум.


2

11

16.03.201(213Д)

16.03.2015ж(214Д)

Тема 6.3

Области нижней конечности. Артерии. Поверхностные и глубокие вены нижней конечности. Лимфатические сосуды и узлы нижней конечности.Коллоквиум.


2

Часть 7

Нерв жүйесі.

12

17.03.201(213Д)

17.03.2015ж(214Д)

Тема 9.1

Анатомия спинного мозга. Средний мозг, водопровод мозга.


2

13

23.03.201(213Д)

23.03.2015ж(214Д)

Тема 9.2

Мозговой отдел головы: лобно-теменно-затылочная область


2

14

24.03.201(213Д)

24.03.2015ж(214Д)

Тема 9.2

Мозговой отдел головы: височная и сосцевидная области


2

15

30.03.201(213Д)

30.03.2015ж(214Д)

Тема 9.3

Промежуточный мозг, третий желудочек.

Коллоквиум.


2

16

31.03.201(213Д)

31.03.2015ж(214Д)

Тема 9.3

Тройничный (V пара) нерв,области иннервации. I-ветвь


2

17

06.04.201(213Д)

06.04.2015ж(214Д)

Тема 9.3

Тройничный (V пара) нерв,области иннервации. II-ветвь


2

18

07.04.201(213Д)

07.04.2015ж(214Д)


Тема 9.3

Коллоквиум.

Тройничный (V пара) нерв,области иннервации. III-ветвь


2

19

13.04.201(213Д)

13.04.2015ж(214Д)

Тема 9.4

добавочный (ХІ пара) и подъязычный


2

20

14.04.201(213Д)

14.04.2015ж(214Д)

Тема 9.5

(ХІІ пара) нервы.


2

21

20.04.201(213Д)

20.04.2015ж(214Д)

Тема 9.6

Коллоквиум.


2

22

21.04.201(213Д)

21.04.2015ж(214Д)

Тема 9.3

Лицевой (VІІ пара),


2

23

27.04.201(213Д)

27.04.2015ж(214Д)

Тема 9.4

(ІХ пара) нерв, области иннервации


2

24

28.04.201(213Д)

28.04.2015ж(214Д)

Тема 9.5

Блуждающий (Х пара),


2

25

04.05.201(213Д)

04.05.2015ж(214Д)

Тема 9.6

промежуточный нерв (ХІІІ), языкоглоточный

Коллоквиум.


2

26

05.05.201(213Д)

05.05.2015ж(214Д)

Тема 9.6

Шейное сплетение. Плечевое сплетение Коллоквиум.


2

Часть 8

Эндокринная система.

27

11.05.201(213Д)

11.05.2015ж(214Д)

Тема 10.1

Эндокринный система.


2

28

12.05.201(213Д)

12.05.2015ж(214Д)

Тема 10.1

Эндокринный система. Щитовидная железа.


2

29

18.05.2015ж(213Д)

18.05.2015ж(214Д)

Тема 10.2

Эндокринный система. Эпифиз.


2

30

19.05.201(213Д)

19.05.2015ж(214Д)

Тема 10.2

Эндокринный система. Гипофиз. Коллоквиум.


2

Часть 9

Органы чувств:

31

25.05.2015ж(213Д)

25.05.2015ж(214Д)

Тема 11.1

Анатомия и топография органов чувств: органы зрения.


2

32

26.05.201(213Д)

26.05.2015ж(214Д)

Тема 11.1

Анатомия и топография органов чувств: слуха


2

33

01.06.201(213Д)

01.06.2015ж(214Д)

Тема 11.1

Анатомия и топография органов чувств: обоняния и вкуса.

Коллоквиум.


2

34

02.06.201(213Д)

02.06.2015ж(214Д)

Тақырып 11.2

Жевательный аппарат. Краниометрия. Определение индексов мозгового и лицевого черепа.


2

35

08.06.201(213Д)

08.06.2015ж(214Д)

Тема 11.2

Определение зубочелюстных сегментов. Определение принадлежности зубов к врхней или нижней челюсти.. Коллоквиум.


2

36

09.06.201(213Д)

09.06.2015ж(214Д)

Тема 11.2

Определение контрфорсов.

Коллоквиум.


2

Всего: 72 ч





      1. Методы обучения и преподавания

Чтение обзорных и проблемных лекций;

Работа с мультимедийными базами данных, компъютерными программами;

Устный опрос;

Консультации.


      1. Методы оценки знаний и навыков обучающихся: тестирование, устный опрос, коллоквиумы, контрольные работы и др.


      1. Рекомендуемая литература:

Основная:

  1. Сапин М.Р. Анатомия человека, в 2-х томах М.: «Медицина», 2003

  2. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека – І, ІІ, ІІІ, IV тома, М.: «Медицина», 1996.

  3. Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И. Анатомия человека, Л.: «Медицина», 1985.

  4. Гайворонский И.В. Нормальная анатомия человека, в 2-х томах. СПб.: «СпецЛит», 2004.



Дополнительная:

  1. Сергиенко В.И., Петросян Э.А., Сухинин А.А. Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по оперативной хирургии и топографической анатомии для студентов лечебного факультета. М.: «ГЭОТАР-МЕД», 2002.

  2. Нурмухамбетова Б.Н. Функциональная анатомия лимфатической системы. Учебное пособие. Алматы, 2000.

  3. Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека: Учебник для мед. ВУЗов., СПб.: «СпецЛит», 2004.