Файл: Вопрос Понятие информационной сферы, информационного процесса и информационных технологий, используемых в овд.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 1292

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. Реляционные

В основе данной модели лежат понятия множественности объектов и их отношений. В практике реляционных БД отношения представляются в виде двумерных таблиц, каждая строка которых соответствует одной компоненте отношений. Для каждой строки отношений существует один столбец, в котором описываются свойства данного объекта.

  1. Объектно-ориентированные (для управления БД, которые основаны на объектной модели данных).

  2. Объектно-реляционные (объединяет в себе концепции реляционной модели с дополнительными объектно-ориентированными возможностями).


54. Система управления базами данных (СУБД). Объекты базы данных (БД). Типы данных. Типы связей между таблицами.

СУБД – это комплекс программно-языковых средств, позволяющих создать базы данных и управлять данными. Проще говоря, СУБД - это набор программ, позволяющий создать БД и управлять ими (удалять, добавлять, фильтровать и находить элементы, менять их структуру и создавать резервные копии).

Объектами БД называют их структурные составляющие, такие как таблицы, отчеты, триггеры, ограничения и т.д. Они выполняют различные функции по хранению и обработке информации.

Объекты БД:

Таблица - структура для хранения информации в форме строк (записей), упорядоченных в форме полей (колонок, столбцов).

Форма – интерфейс, предназначенный для изменения (выбора, добавления, редактирования, удаления) данных в наглядном виде. Формы содержат текстовые поля, кнопки, списки, календари и др. удобные элементы управления. Как правило, формы связаны с таблицами или запросами, являющиеся источниками данных для форм.

Запрос – структура, хранящая в себе критерии отбора строк из таблиц.

Отчет – выводы информации в удобном для печати на принтере и/или пользовательского анализа виде (не содержат возможности для изменения данных).

Типы данных

Числовые – целочисленные, вещественные, денежные (финансовые).

Символьные – например, значения данных «четверг», «столбец», «менеджер».

Логические – которые принимают значение «истина» или «ложь».

Даты – которые задаются с помощью типа «Дата» или в виде обычных символьных данных.

Мультимедиа – текстовые, графические, звуковые данные, данные с эффектом анимации, видеоданные и т.д.


Выделяют три разновидности связи между таблицами базы данных:

  1. "один–ко–многим";

  2. "один–к–одному";

  3. "многие–ко–многим".

Отношение "один–ко–многим"

Имеет место, когда одной записи родительской таблицы может соответствовать несколько записей дочерней. Связь "один–ко–многим" иногда называют связью "многие–к–одному". И в том, и в другом случае сущность связи между таблицами остается неизменной. Связь "один–ко–многим" является самой распространенной для реляционных БД. Она позволяет моделировать также иерархические структуры данных.

Отношение "один–к–одному"

Имеет место, когда одной записи в родительской таблице соответствует одна запись в дочерней. Используют, если не хотят, чтобы таблица БД "распухала" от второстепенной информации, однако для чтения связанной информации в нескольких таблицах приходится производить ряд операций чтения вместо одной, когда данные хранятся в одной таблице.

Отношение "многие–ко–многим"

Применяется в следующих случаях:

  • одной записи в родительской таблице соответствует более одной записи в дочерней;

  • одной записи в дочерней таблице соответствует более одной записи в родительской.

Всякую связь "многие–ко–многим" в реляционной базе данных необходимо заменить на связь "один–ко–многим" (одну или более) с помощью введения дополнительных таблиц.
55. Общие правила создания информационных запросов и поиск данных с помощью интерфейса поисковых машин. Создание сложных запросов к различным БД.

Поисковая машинакомплекс программ, предназначенный для поиска информации. Обычно является частью поисковой системы.

Запрос – масштабная функция, в которой может содержаться как фильтрация, так и сортировка. Он позволяет выбирать необходимые данные в использованных полях и таблицах. Программа позволяет создать библиотеку запросов, которые можно будет использовать в будущем. Выполняются запросы при помощи специального SQL- языка. В MS Access запросы можно создать при помощи специального бланка запроса.


Существует два способа выполнить данную процедуру:

  1. Конструктор запросов.

  2. Мастер запросов.

Знающий человек за несколько кликов мышью выбирает те компоненты, которые потребуются пользователю для выполнения запроса, а затем быстро формирует реестр, в соответствии с собранными ключевыми значениями. Если это первое знакомство с СУБД, и пользователь не представляет, как создавать запросы в Access, то выбирается программа Мастер.

В данном режиме можно ознакомиться и разобраться со следующими типами запросов:

  • Простой.

  • Перекрестный.

  • Записи без подчиненных.

  • Повторяющиеся записи.

Сложные запросы

Перекрестный запрос

Чтобы разобраться, как создать перекрестный запрос в Access с помощью «Мастера» в данном режиме, нужно кликнуть по этой функции в первом окне. На экране появится таблица, в которой можно выбрать до трех столбцов, расположенных в оригинале. Одно из оставшихся не выбранных полей может быть использовано в качестве заголовков таблицы запроса. На третьем этапе процедуры (пересечение) выбирается еще одно значение с вариативностью функцию (среднее значение, сумма, первый, последний).

Запрос на выборку

Этот тип работы с базами данных является сложным, так как требует участия нескольких таблиц. Необходимо, чтобы во всех таблицах были общие ключевые поля. В противном случае совершить операцию не получится.

Сначала нужно создать простой запрос с выбором нужных полей. Уже здесь можно редактировать данные, чтобы привести их в желаемый вид. К слову, внесенные изменения перенесутся и в исходные таблицы, так что этот момент нужно учитывать.

В открывшемся окне конструктора заполняется окно «Добавление таблиц». Здесь нужно добавить те таблицы или запросы, из которых нужно вытаскивать исходные значения.

После добавления можно приступить к заполнению условий запроса. Для этого нам нужна строка «Поле». В ней нужно подобрать те значения из таблиц, которые будут отображаться при запросе.

Чтобы завершить операцию, нужно нажать на кнопку «Выполнить».

Запрос с параметрами

Начинать данную процедуру по выборке данных нужно с создания простого запроса, чтобы выбрать нужные поля. Далее через режим Конструктора обязательно нужно заполнить поле «Условие отбора» и, уже исходя из внесенного значения, будет осуществляться отбор.


Таким образом, на вопрос о том, как создать запрос с параметром в Access, ответ простой — внести исходные параметры для выборки.
56. Автоматизированные информационные системы (АИС): определение, классификация и типовая структура. АИС МВД России.

Информационная система (ИС) – созданная человеком система сбора, хранения, обработки и передачи информации в интересах поставленной цели.

Автоматизированная ИС (АИС) – это ИС, базирующаяся на использовании компьютерных информационных технологий.
Классификация информационных систем по виду обрабатываемых данных

  • Документальные ИС;

  • Фактографические ИС;

  • Интеллектуальные ИС;

  • Гипертекстовые ИС.

Классификация информационных систем по признаку структурированности задач

Различают три типа задач, для которых создаются информационные системы:

  1. структурированные (формализуемые),

  2. неструктурированные (неформализуемые);

  3. частично структурированные.

Структурированная (формализуемая) задача - задача, где известны все ее элементы и взаимосвязи между ними.

Неструктурированная (неформализуемая) задача - задача, в которой невозможно выделить элементы и установить между ними связи.

О большинстве задач можно сказать, что известна лишь часть их элементов и связей между ними. Такие задачи называются частично структурированными.
Классификация информационных систем по функциональному признаку и уровням управления
Функциональный признак определяет назначение подсистемы, а также ее основные цели, задачи и функции.

  • производственные системы;

  • системы маркетинга;

  • финансовые и учетные системы;

  • системы кадров (человеческих ресурсов);

  • служебные системы (электронные учеты, информационно-аналитические системы, системы поддержки принятия решений и др.).

  • прочие типы, выполняющие вспомогательные функции в зависимости от специфики деятельности фирмы.


Типы обеспечивающих подсистем

Структуру информационной системы составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами.

Подсистема - это часть системы, выделенная по какому-либо признаку.

Общую структуру информационной системы можно рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы применения
. В этом случае говорят о структурном признаке классификации, а подсистемы называют обеспечивающими. Таким образом, структура любой информационной системы может быть представлена совокупностью обеспечивающих подсистем.


АИС МВД России

В информационном обеспечении органов внутренних дел центральное место занимают учеты, которые используются для регистрации первичной информации о преступлениях и лицах, их совершивших.

Учет— это система регистрации и хранения информации о лицах, совершивших преступления, о самих преступлениях и связанных с ними фактах и предметах.

Автоматизированные учетысостоят из ряда автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС). Накопление и обработка криминальной информации с помощью АИПС осуществляются в региональных банках криминальной информации (РБКИ).

АИПС «КАРТОТЕКА» — автоматизированный пофамильный и дактилоскопический учет, служит для получения сведений о гражданах Российской Федерации, иностранцах и лицах без гражданства; о судимости, месте и времени отбывания наказания, дате и основании освобождения, о смерти в местах лишения свободы, об изменении приговора, амнистии; о месте жительства и месте работы до осуждения; о розыске лиц, задержанных за бродяжничество; перемещении осужденных; группе крови, дактилоскопической формуле.

АИПС «ОПОЗНАНИЕ» выдает информацию о лицах, пропавших без вести, неопознанных трупах, неизвестных больных и детях — гражданах Российской Федерации, СНГ и лицах без гражданства.

АИПС «ОРУЖИЕ» позволяет вести учет утраченного (похищенного, утерянного) и выявленного (изъятого, найденного, добровольно сданного) вооружения (стрелковое оружие, гранатометы, артиллерийские системы и другое вооружение).

АИПС «ВЕЩЬ» информирует пользователя о похищенных и изъятых номерных вещах, а также документах, ценных бумагах общего государственного обращения в связи с совершенными преступлениями.

АИПС «СЕЙФ» позволяет осуществлять сбор, обработку и выдачу информации о преступлениях, при совершении которых взламывались металлические хранилища.

АИПС «ДОСЬЕ» позволяет подучить сведения об особо опасных рецидивистах, «ворах в законе», «авторитетах» преступного мира и др.: установочные данные, приметы, место работы, место жительства, связи, привычки и т.д.