Файл: Практическое задание 1 Современная психодиагностика теория и методы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт

(наименование института полностью)

Педагогика и психалогия

(Наименование учебного структурного подразделения)

37.04.01 Психология

(код и наименование направления подготовки / специальности)

Психология здоровье

(направленность (профиль) / специализация)



Практическое задание №_1__

«Современная психодиагностика: теория и методы»

по учебному курсу

«Теоретические основы психодиагностики как наука»

(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)


Обучающегося

В.А.ФРОЛОВ







(И.О. Фамилия)




Группа

2204е













Преподаватель










(И.О. Фамилия)





Тольятти

2023

Рекомендации по выполнению задания

1. Ознакомьтесь с темой учебника «Теоретические основы психодиагностики как науки», а также с историей становления психодиагностики, описанной в учебной литературе, рекомендованной для изучения.

2. Выпишите основных исследователей
, повлиявших на становление психодиагностики как науки. Обобщите сделанный ими научный вклад.

3. Заполните таблицу.

4. Заполненный титульный лист с номером проверяемого задания и заполненной таблицей отправьте преподавателю на проверку.


Ученый, исследователь

Научный вклад в становление психодиагностики

Генрих Роршах (1884-1922)

Ученик Блейлера. Работал в ряде психиатрических клиник в Швейцарии. Автор книги «Психодиагностика» (1921 г.) и проективного метода «чернильных пятен», позднее получивших на-звание «Тест Роршаха». Признание пришло уже после его смерти.

Термин «психодиагностика» появля-ется в 1921 г. и принадлежит Г. Роршаху, назвавшему так процесс обследования с помощью созданного им «основанного на перцепции диагностического теста». Позже под психодиагностикой начинают по-нимать все то, что, что связано с измерением индивидуальных различий.

В общей психодиагностике выделяется три отрасли:

1) образовательная психодиагностика (оценка способностей, черт личности и успешности усвоения учебного материала);

2) клиническая психодиагностика (изучение индивидуально-психологических особенностей больного);

3) профессиональная психодиагностика (изучение пригодности к профессии).



Альфред Бине (1857-1911).

Родился в Ницце. После окончания лицея получил лицензию на право заниматься юридической деятельно-стью. Занявшись самообразованием, работал под руководством Ж. Шарко, занимаясь проблемами гипноза и истерии. В 1894 г. получил докторскую степень за исследования нервной сис-темы насекомых. В этом же году становится директором психологической лаборатории в Сорбонне и основывает первый психологический журнал во Франции. Вошел в историю как создатель тестов интеллекта для детей и как один из основателей экспериментальной психологии.

В 1904 г. Министерство народного просвещения Франции поручило Альфреду Бине заняться разработкой методик, с помощью которых можно было бы отделить детей, способных к учению, но ленивых и не желающих учиться, от страдающих прирожденными де-фектами и не способными учиться в нормальной школе. А. Бине считал, что в центре внимания психодиагностики должны быть высшие психические процессы (способность к суждению, память и воображение), а тесты для определения умственных способностей должны также давать информацию как о качественных, так и количественных различиях, поскольку ребенок обладает не только меньшей памятью, но и иной памятью, чем взрослый.

Гениальность решения проблемы диагностики интеллектуального уровня А. Бине заключалось в предложении подвергать детей таким испытаниям, о которых известно, в ка-ком возрасте их верно решают нормальные дети.

Френсис Гальтон (1822-1911)

Родился в Бирмингеме, в богатой семье. Получил степень бакалавра в Кембриджском университете (1844 г.), изучал медицину и математику. Был увлечен идеей улучшения человеческой породы, что привело его к измерению ума. Для анализа данных по индивидуальным различиям предложил использовать корреляционный анализ. Открыл закон регрессии при изучении наследова-ния признаков.

Биографом Гальтона был Карл Пирсон (1857-1936),который усовершенствовал математический аппарат для вычисления корреляции.

Родоначальником научного изучения индивидуальных различий был англичанин Ф. Гальтон, который создал инструмент для их измерения – тест.

Он стремился создать метод измерения способностей для селекции людей. Открыл антропометрическую лабораторию (1884 г.). Тестирование проводилось по 17 показателям, в числе кото-рых были сила кисти и сила удара, ост-рота зрения, объем легких, различение цветов, запоминание объектов и др.

Ф. Гальтон впервые поставил во-прос об измерении личностных (характерологических) особенностей.

В 1884 г. публикует статью «Измерение характера». Изучал «ассоциации идей» и явился родоначальником техники исследования личности, которая спустя четверть века была возрождена К. Юнгом и М. Вертгеймером, а еще через 35 лет получила название проективной..

Теодор Симон (1873-1961)

Родился в Дижоне (Франция). Получил образование в Парижской медицинской школе. В 1899 г., будучи интерном пансионата для неполноценных детей в предместье Парижа, привлек внимание А. Бине своими клиническими исследованиями. В это время Бине занимается исследованием связи между физическим и интеллектуальным развитием детей. Эту работу продолжает Симон и защищает на эту тему диссертацию в 1900 г. С 1901 по 1905 г. работает в различных госпиталях. В 1905-1920 – психиатр госпиталя Сен-Джон. С 1904 г. совместно с Бине проводит обследование взрослых людей с задержками психического развития, используя различные тесты и сопоставляя результаты по ним с клиническими данными. Эти же тесты используются и при обследовании больших групп нормальных французских школьников, а результаты сопоставляются с хронологическим возрастом обследованных. Появляется термин «умственный возраст». Экспериментально устанавливаются нормы для разных возрастов и на этой основе конструируется шкала интеллекта. С 1912 по 1960 г. Симон – редактор «Бюллетеня Общества Альфреда Бине». Одновременно он работает главным врачом ряда госпиталей.




Литература
1.Опевалова Е. В. Психодиагностика: теоретические основы: учебное пособие. -2-е изд., доп. - Комсомольск-на-Амуре: Изд-во АмГПГУ, 2009 - 169 с.ISBN 978-5-85094-343-1