Файл: Тема 17. Процесс принятия управленческих решений и его основные этапы Оглавление.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 17. Процесс принятия управленческих решений и его основные этапы

Оглавление





Введение 2

Процесс принятия управленческих решений и его основные этапы 3

Заключение 10

Список литературы 11


Введение



Процессы принятия управленческих решений занимают центральное место в управленческой деятельности, т.к. именно они в наибольшей мере определяют как содержание этой деятельности, так и ее результаты. Управленческое решение представляет собой основной инструмент управляющего воздействия. Именно от качества принятия и эффективности реализации управленческих решений в значительной степени зависит успех всей организации. Профессиональный менеджер должен владеть технологиями разработки, принятия и реализации управленческих решений, без которых эффективное управление организацией в сложной экономической обстановке практически невозможно. Выбор управленческого решения неоднозначен и во многом зависит от влияния различных факторов на процесс его принятия. Перечень этих факторов и спектр их воздействия достаточно широки. В этой связи актуальность темы исследования не вызывает сомнений.

Изучению процесса принятия управленческих решений и их эффективности посвящены работы российских и зарубежных авторов, таких как Е. В. Романовская, Р. А. Фатхутдинов, Б. Н. Герасимов, Е. И. Штейн и др.

Цель данной работы — изучить процесс принятия управленческих решений и его основные этапы.

Процесс принятия управленческих решений и его основные этапы



Анализ теории и практики управления позволил установить, что на сегодняшний день не существует единого мнения относительно понятия «процесс принятия управленческого решения».

Е. В. Романовская утверждает, что управленческое решение имеет многоаспектный характер. Автор под данным термином понимает поведение, основанное на ценностных ориентациях; процесс взаимодействия работников предприятия; четкую последовательность действий, направленную на рациональный выбор оптимального варианта для достижения желаемой цели1. По мнению Р. А. Фатхутдинова, управленческое решение является результатом анализа, прогнозирования, взвешенной оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативных вариантов из множества возможностей для достижения конкретной цели системы менеджмента. Принятие решения является процессом анализа, прогнозирования и оценки ситуации, выбора и согласования наилучшего альтернативного варианта достижения поставленной цели
2.

Исследователи отмечают, что управленческое решение – акт целенаправленного изменения ситуации, разрешения проблемы, вариант воздействия на систему; социальный акт, в котором зафиксировано влияние управленческих звеньев на управляемые объекты, необходимый для выполнения требований управления; оформленный соответствующим образом волевой акт лица, принимающего решения; процесс, состоящий из отдельных актов и процедур3.

Ученые характеризуют управленческое решение как определенную совокупность действий, которые последовательно повторяются, и состоят из отдельных этапов, процедур, операций4. Управленческое решение – это результат выбора субъектом управления способа действий, направленных для решения поставленной задачи в имеющейся или спроектированной ситуации5. Б. Н. Герасимов понимает под управленческим решением «результат коллективного труда»6.

В результате анализа научных источников для определения понятия «управленческое решение» нами был выделен перечень дискуссионных моментов. Так, например, ученые игнорируют его целевую направленность, или, пытаясь в полной мере отразить сложность данного процесса, слишком детализируют его, таким образом, делая определение громоздким и сложным для понимания, также игнорируют этапность процесса принятия управленческого решения. Все приведенные определения содержат оригинальные положения, но из-за отсутствия единого мнения с целью формирования унифицированного подхода к сущности управленческого решения считаем необходимым осуществить их критический анализ. Учитывая это, считаем целесообразным несколько развить трактовку управленческого решения как экономической категории.

Так, по нашему мнению, процесс принятия управленческого решения представляет собой совокупность циклических последовательных действий, которые состоят из отдельных этапов и процедур, с помощью которых управляющая система организации получает возможность непосредственно влиять на управляемую с целью достижения желаемой цели или решения проблем организации.

Понятие «управленческое решение» в научной литературе трактуется и как процесс, и как выбор, и как результат выбора. Его можно охарактеризовать тем, что оно осуществляется во времени, исполняется в несколько этапов (подготовка, формирование, принятие и реализация решения).



Дубина О. А. и Бонцевич А. П. в процессе принятия управленческих решений акцентировали внимание не только на институционально-правовом аспекте, но и на исследовании проблемных аспектов возможности построения и эффективного функционирования системы мониторинга выполнения принятых управленческих решений7.

Ученые утверждают, что от качества управленческих решений зависит весь ход процесса управления, конечные результаты служебной деятельности. Ведь каждое практическое действие органа начинается с принятия конкретного решения, предусматривающее непрерывный ход мероприятий по его реализации. Таким образом, с помощью совокупности всех указанных действий происходит возникновение и осуществление управленческого влияния на определенный объект. То есть указанные действия объединены в один единый процесс, следствием которого является возникновение управленческого воздействия8.

Процесс принятия управленческого решения осуществляется в несколько этапов. Первым шагом в процессе принятия решений является признание, или идентификация проблемы. Важно точно определить проблему. Для того чтобы выбрать наиболее подходящую альтернативу и принять решение, каждый руководитель должен иметь достаточные ресурсы: информацию, время, специалистов, оборудование и технические возможности. Однако не во всех ситуациях наличие указанного возможно. В частности, ограничивающие факторы позволяют сузить поиск и количество альтернатив и принять возможное решение по имеющейся информации, ресурсам и времени.

Следующий этап − анализ альтернативы. Он является важным этапом в процессе принятия решений и, возможно, самым сложным. Руководители должны определить преимущества и недостатки каждой альтернативы и взвесить их в свете различных ситуаций, прежде чем принимать окончательное решение.

После того, как альтернативы будут проанализированы и оценены, руководитель должен выбрать наилучший вариант решения ситуации. Иногда выбор прост, с очевидными преимуществами, иногда для получения оптимального решения необходимо объединить несколько альтернатив. Если сложно определить лучшую альтернативу, то руководитель использует оценку вероятностей, исследования и анализ, основанные на его опыте и собственных суждениях.

Важным элементом принятия решений является обеспечение его обоснования. Оно должно надлежащим образом информировать тех, кто заинтересован в результате его принятия. В решении должны быть изложены ключевые аспекты, которые рассматриваются, и соображения, лежащие в его основе, оно должно содержать детальное изложение всех существенных вопросов.


Завершающей стадией является реализация управленческого решения. На указанной стадии принимаются меры по конкретизации решения и доведения его до основных исполнителей. Руководитель должен определить конкретное лицо или круг лиц, которые должны выполнить решение, а также сроки и способы исполнения.

Л. Х. Охотникова выделяет такие условия принятия эффективных управленческих решений: достаточность времени для сбора информации, доступность и качество необходимой информации, наличие ресурсов, необходимых для принятия и реализации решений. По мнению ученого, одним из наиболее существенных условий принятия эффективных управленческих решений является время, поскольку именно время дает возможность использовать сложные методы анализа проблемы и наиболее точные математические методы принятия решений. Однако есть и другая сторона − в случае увеличения срока на принятие решения могут увеличиваться расходы ресурсов, необходимых для разработки решения, что в свою очередь снижает его эффективность9.

А. В. Тебекин определяет, что эффективное решение должно соответствовать законности, быть легитимным, кроме того, быть полномочным и властным, то есть следствием объема тех полномочий, которыми наделен субъект управления, а также лицо, которое его принимает, должно быть компетентным и высокопрофессиональным. Решение также считается эффективным, если оно является исчерпывающим, то есть решает и устраняет проблему до конца10.

С. А. Харчук определяет, что основными условиями и факторами, которые влияют на принятие решений, являются личные оценки руководителя, а также среда принятия решений, информационные ограничения и негативные последствия. Что касается субъективных факторов, то из них на принятие решения влияют образование и профессиональный опыт, а также психологические особенности11.

Л. Ачкасова среди факторов, влияющих на качество решений, отмечает следующие: компетентность персонала, деловые и личные качества руководителя, ролевые позиции последнего. По мнению ученого, значительное место среди указанных факторов занимает проблема надежности информации, организация коммуникаций, помехи, возникающие в ходе передачи информации. Среди указанных проблем ученый обращает внимание на положения, связанные со спецификой ролевой позиции и интересов тех, кто меняет информацию в процессе ее прохождения от нижних ярусов организации до субъекта, принимающего решения
12.

Предполагается, что решение, связанное с управлением организацией, должно быть рациональным, т.е. менеджеры стремятся выбирать последовательные и максимально выгодные варианты в рамках определенных ограничений.

В идеале человек, принимающий полностью рациональные решения, должен быть абсолютно объективным и логичным. Он должен уметь точно определить проблему и наметить четкую цель. Кроме того, этапы идеального процесса принятия решения должны последовательно подводить его к выбору варианта, максимально повышающему вероятность достижения намеченной цели.

Учитывая результаты проведенных исследований, считаем целесообразным выделить факторы, которые мешают принятию эффективных и результативных управленческих решений. Среди них можно выделить внутренние и внешние препятствия. К внешним помехам, в частности, можно отнести: неопределенность внешней среды, нестабильность политической и экономической ситуации, невыгодные условия кредитования; недостаточно развитую культуру делового общения; отсутствие качественной и своевременной информации.

К внутренним препятствиям относятся: низкое качество разработки управленческих решений и нарушение технологии их принятия; недостаточная научная обоснованность, невысокий удельный вес управленческих решений, принимаемых коллективно, неудовлетворительные коммуникации, неразвитая корпоративная культура; недостаточная мотивация персонала; неэффективная система контроля, отток квалифицированных кадров, ограниченные ресурсные возможности субъектов.

Среди целевых требований к управленческим решениям учеными выделяются научная обоснованность, количественная и качественная определенность, целеустремленность, правомерность, оптимальность, своевременность, комплексность, гибкость, полнота оформления. Их соблюдение способствует оптимизации процесса принятия управленческих решений.

Именно эффективность управленческих решений определяет их конечный результат. Различают следующие группы факторов, влияющих на эффективность управленческих решений:

1) факторы ситуационного характера, связанные с осознанием проблемы, поиском альтернатив ее решения и последствий этого решения (например, организация управления). Эти факторы способствуют формированию проблемы в процессе принятия управленческого решения;