Файл: Вопросы к экзамену по дисциплине " Теория государства и права (право)" для студентовбакалавров дневной формы обучения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кафедра теории и истории государства и права СПбГЭУ
Контрольные вопросы к экзамену по дисциплине
“Теория государства и права (ПРАВО)”
для студентов-бакалавров дневной формы обучения
2020/2021 учебный год
(Вопросы для проверки компетенций: «Знать»; «Уметь»; «Владеть»)
Компетенция «ЗНАТЬ»:
-
Понятие о регуляторах общественных отношений. Нормативные и ненормативные регуляторы. Социальные и технические нормы. -
Виды социальных норм -
Право в системе социальных норм, его особенности. Мораль и право. -
Происхождение права. Пути формирования права. Современные доктрины правопонимания. -
Теория естественного права -
Марксистская теория права -
Нормативистская теория права -
Психологическая теория права -
Социологическая теория права -
Право: понятие и признаки. Право в узком и широком смысле. Право в объективном и субъективном смысле. Естественное и позитивное право. -
Сущность и функции права. -
Право и государство: их взаимоотношения. Основные доктрины отношения права и государства. -
Норма права: понятие и признаки -
Структура нормы права. Виды гипотез, диспозиций и санкций -
Виды норм права. -
Принципы, аксиомы, презумпции права. Дефиниции в праве. -
Принципы права, их классификация и законодательное закрепление. -
Система права: понятие, состав и структура -
Виды отраслей права, их систематизация и тенденции развития. -
Публичное и частное право, их признаки и критерии разграничения. -
Материальное и процессуальное право, их признаки и соотношение -
Предмет правового регулирования и его пределы. Средства правового регулирования: способы, методы и типы правового регулирования. -
Источники права в широком и узком смысле -
Нормативно-правовой акт как источник права. Отличие нормативно-правового акта от иных юридических актов. -
Способы выражения норм права в статьях нормативно-правовых актов
Компетенция «УМЕТЬ»:
-
Проведите классификацию нормативно-правовых актов. Укажите сходство и различия между законами и подзаконными нормативно-правовыми актами. -
Укажите, из каких нормативных актов состоит законодательство государства. В чем выражается системность законодательства -
Сформулируйте понятие и укажите признаки закона. Проведите классификацию законов и укажите их место в системе нормативных актов. -
Дайте определение подзаконного акта. Проведите классификацию подзаконных актов, укажите их соподчиненность. -
Проведите анализ действия нормативных актов во времени. Укажите порядок опубликования и вступления в силу нормативных актов. -
Проведите анализ действия нормативных актов в пространстве и по кругу лиц. -
Укажите необходимость систематизации законодательства. Дайте понятие систематизации и укажите ее виды и значение. -
Сформулируйте понятие правотворчества, укажите его принципы и виды. -
Укажите стадии правотворчества и их признаки. Проанализируйте законодательный процесс. -
Дайте определение понятию Правоотношение, укажите его признаки. -
Проведите анализ структуры правоотношения, дайте характеристику его основных элементов. -
Дайте определение понятию Субъект правоотношений и укажите его виды. -
Чем отличаются по содержанию и объему понятия Правосубъектность, Правоспособность, Дееспособность, Деликтоспособность. -
Дайте определение понятию Объект правоотношений и укажите его виды. Проанализируйте две противоположные доктрины об объектах правоотношений. -
Проанализируйте понятие Содержание правоотношения. Дайте определение понятиям Субъективные права, Юридические обязанности; укажите их существенные признаки (элементы). -
Проведите классификацию правоотношений по разным основаниям. -
Дайте определение понятию Юридический факт, укажите его существенные признаки, проведите классификацию фактов. В чем отличие юридического факта от фактического состава. -
Дайте определение понятию Реализация права, укажите его признаки. Укажите формы реализации права, определите, в чем их различия. -
Дайте определение понятию Применение права, укажите его признаки, проанализируйте его функции. -
Проанализируйте стадии правоприменительного процесса, укажите их отличительные признаки. -
Дайте определение понятию Акт применения права, укажите его признаки, проведите классификацию актов. Проведите анализ, в чем отличие акта применения права от иных правовых актов. -
Проведите анализ структуры правоприменительного акта, выявите его основные элементы и отношения между ними. -
Дайте определение понятию Толкование права. Проанализируйте этапы толкования, укажите необходимость толкования норм права. -
Проведите анализ понятия Толкование-уяснение норм права. Проведите классификацию способов толкования права, приведите примеры на каждый из способов толкования. -
Проведите анализ понятия Толкование права по объему, выделите виды толкования по объему, приведите примеры.
Компетенция «ВЛАДЕТЬ»:
-
Проанализируйте виды толкования-разъяснения норм права. К какому виду толкования относится Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 24 декабря 1997 г. № 2039 «О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии». -
Дайте определение понятию Акт официального толкования права, укажите его признаки. Выделите виды актов. К какому виду относиться Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 12-П "По делу о толковании статьи 136 Конституции РФ" -
Проведите классификацию юридических актов. К каким видам актов относятся: Указ президента РФ о назначении министра обороны РФ, Уголовный кодекс РФ, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации". -
Дайте определение понятию Юридическая техника, укажите ее виды. К реквизитам в начале правового акта относятся: а) название вида правового акта; б) название органа, его издавшего; в) наименование акта (заголовок)…Укажите недостающие элементы реквизитов. -
Дайте определение понятию Пробел в праве. В чем состоят различия таких способов преодоления пробелов, как устранение, восполнение, преодоление пробела. К какому виду преодоления пробела относится Постановление Конституционного Суда РФ от 11 июля 2000 г. N 12-П "По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия" -
Дайте определение понятию Коллизия в праве, укажите виды коллизий. Проанализируйте способы устранения коллизий. а) если противоречат друг другу акты одного и того же органа, изданные в разное время по одному и тому же вопросу, то какой акт следует применять; б) если коллизионные акты изданы одновременно, но разными органами, то применяется какой акт. -
Дайте определение понятию Правомерное поведения и укажите виды правомерного поведения. Является ли правомерным употребление, хранение или распространение наркотиков. -
Дайте определение понятию Правонарушение и укажите его признаки. В Юридический состав правонарушения входят … Укажите элементы состава правонарушения и дайте им характеристику. -
Проведите классификацию правонарушений, укажите причины их совершения. Является ли преступлением переход улицы в неположенном месте. -
Дайте определение понятию Юридическая ответственность, проанализируйте различные подходы ученых к определению юридической ответственности. Отец сделал замечание сыну, начальник сделал замечание подчиненному, руководитель предприятия наградил почетной грамотой работника… Являются ли перечисленные факты конкретными формами привлечения к юридической ответственности. -
Проанализируйте принципы юридической ответственности. Римская максима гласит: «Тот, кто щадит виновного, наказывает невиновных». К какому принципу юридической ответственности эта максима относится. Целями юридической ответственности являются: карательная…Укажите другие цели. -
Проанализируйте основания юридической ответственности. Укажите, какие новые виды юридической ответственности выделяет в последние годы юридическая наука. 15-летний старшеклассник избил третьеклассника в школе так, что у того появились синяки и ссадины. Будет ли старшеклассник привлечен к уголовной ответственности. -
Проанализируйте институт освобождение от юридической ответственности в различных отраслях права. Укажите основания для освобождения от уголовной, административной, гражданско-правовой ответственности. -
Дайте определение понятию Законность. Укажите основные принципы и гарантии законности. В соответствие со ст. 27 Конституции РФ о праве на свободу передвижения гражданин РФ переехал в 1994 году в другой город на постоянное место жительства. Однако местные власти отказались зарегистрировать гражданина по новому месту жительства, сославшись на то, что не принято Постановление правительства РФ о правилах регистрации граждан РФ по месту пребывания и месту жительства. Какой вид гарантий не обеспечивало государство в 1994 году для граждан в связи с невыходом данного Постановления правительства РФ. -
Дайте определение понятию Правопорядок. В чем различие понятий Законность и Правопорядок. Как должен поступить судья в суде общей юрисдикции при решении конкретного дела, если у него возникло сомнение, что закон, на основании которого решается дело, не соответствует Конституции РФ. -
Дайте определение понятию Правовое регулирование, В чем отличие правового регулирования от правового воздействия. Укажите предмет правового регулирования и пределы правового регулирования. Президент государства Коломбо так разгневался на невоспитанное поведение молодых людей на званном обеде, посвященном выпускникам школ, что издал указ о правилах поведения за столом. Одновременно с этим он издал указ об обязательном высшем образовании в стране, которое обеспечивается средствами государства. Правомерны ли действия президента. -
Дайте определение понятиям Средства правового регулирования. Проанализируйте способы, методы, типы, режимы правового регулирования. Укажите их взаимосвязь. Какой применяется тип регулирования в объявлении: «Студенты Юридического ф-та получают учебную литературу в библиотеке 5, 6, 7 сентября» -
Проанализируйте понятие «Механизм правового регулирования», выделите его основные стадии. Парламент издал закон, в котором предусмотрел введение юридической ответственности за нарушение правил распространения информации в интернете, однако не указал государственный орган, который будет осуществлять контроль за соблюдением указанных правил. На какой стадии механизм правового регулирования не будет «срабатывать» при реализации данного закона -
Дайте определение понятию «Правосознание» и проанализируйте его структуру. Приведите примеры правосознания на его разных уровнях. В чем отличие видов от форм правосознания. В правосознании какой европейской страны могло родиться следующее утверждение: «Бесполезные законы лишают силы необходимые законы». Обоснуйте ответ. -
Сравните Правовой нигилизм и правовой идеализм: в чем их сходство и различие. Каковы пути преодоления этих отрицательных явлений. Российский ученый С.Л. Франк писал: "Русский интеллигент не знает никаких абсолютных ценностей, никаких критериев, никакой ориентировки в жизни, кроме морального разграничения людей, поступков на хорошие и дурные, добрые и злые». Является ли такая позиция основанием для нигилизма. Обоснуйте ответ. -
Рассмотрите различные определения понятия Правовая культура. Укажите функции правовой культуры. В правовой культуре какой европейской страны могло родиться следующее утверждение: «Судьи - это вместилища права, живые оракулы, которые должны разрешать все спорные случаи и которые связаны клятвой выносить решение в соответствии с правом страны... Их познания в праве проистекают из опыта и обучения... а также из длительного изучения судебных решений их предшественников". Обоснуйте ответ. -
Дайте определение понятия Правовая система государства, проанализируйте ее структуру. Проведите классификацию основных правовых семей (систем) современности. О какой правовой семье идет речь: в ней ответственность несут группы людей или общины, а не индивиды, то есть ответственность несет семья или группа родственников за проступки её отдельных членов. -
Проанализируйте Англосаксонскую правовую семью (систему), в чем ее отличия от романо-германской семьи. В чем достоинства и недостатки источников права Англосаксонской правовой семьи по сравнению с источниками романо-германской семьи. О какой правовой семье идет речь: в ней судья играет в судебном процессе активную роль, действуют суды общей юрисдикции и специальные суды. Применяется апелляционная и кассационная формы обжалования судебных решений. -
Проанализируйте Романо-германскую правовую семью (систему), в чем ее отличия от англо-саксонской семьи. В чем достоинства и недостатки источников права романо-германской семьи по сравнению с источниками англосаксонской правовой семьи. О какой правовой семье идет речь: в ней судья играет в судебном процессе пассивную роль; действуют суды общей юрисдикции и отсутствуют специальные суды; применяется только апелляционная форма обжалования судебных решений. -
Проанализируйте Семью (систему) религиозного права. В каких странах она действует. Основными источниками мусульманского права считаются: Коран, сунна, иджма и другие. В чем достоинства и недостатки источников права мусульманской правовой семьи по сравнению с источниками права романо-германской семьи.
Составил: д.ю.н., проф. Бернацкий Г.Г.
26 мая 2020