Файл: 1. Философия, ее проблемы, роль в жизни человека и общества Вопрос Предмет философии, ее основные проблемы и направления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вопрос об отношении мышления к бытию является основным вопросом философии, так как в конечном счете именно тот или иной ответ на него обусловливает принципы решения всех философских проблем, среди которых такие, как проблема истины, проблема метода познания, проблемы онтологии, а также мировоззренческие, общетеоретические основы конкретных наук, пытающихся проникнуть в сущность мироздания.

 

Задания для самопроверки:

1.  Определите специфику философского мировоззрения.

2.  Назовите основные понятия, выражающие сущность философского знания.

3.  Охарактеризуйте основной вопрос философии.

 

Вопрос 2. Исходные философские категории: бытие, материя, сознание, познание. Функции философии.

 

Основные понятия, выражающие сущность философского знания: бытие, материя, сознание, познание. Бытие, понимаемое традиционной философией как существование, включает следующие формы: бытие вещей, бытие человека, бытие духовного и бытие социального.

Материя как объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания, неразрывно связана с такими атрибутами (всеобщими формами бытия) как движение, пространство и время.

Движение – понятие, охватывающее все типы изменений и взаимодействий (механические, физические, химические, биологические, социальные), качественная трансформация которых может иметь двоякую направленность: прогресс (переход к более совершенным формам) и регресс (возврат объекта к ранее пройденным этапам).

Всеобщими формами движения материи являются пространство – свойство объектов быть протяженными и время, выражающее скорость развертывания процессов, их ритм и темп.

Сознание как субъективная реальность – это особое состояние, свойственное только человеку. По своей сущности оно идеально, а с точки зрения носителя выступает в двух основных формах: индивидуальной и общественной.

Процесс познания – это творческая деятельность субъекта, направленная на получение достоверных знаний о мире, на постижение истины(соответствия нашего знания объективной реальности), в котором выделяют два уровня: чувственный (опущение, восприятие, представление) и 
рациональный (понятие, суждение, умозаключение). На уровне бессознательных структур психики особую роль в познании играет интуиция.

Особое место в философии занимает исследование форм и методов познания, всеобщими из которых являются диалектика и метафизика. Диалектика – учение о всеобщий связи и развитии всех форм бытия, осуществляемом через борьбу противоположных начал. Система диалектики включает основные законы (единства и борьбы противоположностей; переход количественных и качественных изменений; закон отрицания отрицания), принципы (связи всех форм бытия; развития, изменчивости всего существующего) и идею противоречивости бытия как причины и условия его существования. Метафизика, в отличие от диалектики, сводит все изменения только к количественным, отрицает внутренний источник развития и переносит его «во вне», за пределы процесса или явления. Формы проявления метафизики: догматизм, релятивизм, эклектика, софистика.

Следовательно, своеобразие философии состоит в том, что она проявляет себя как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности, что дает основание говорить о значении философии для других наук, о ее основных функциях.

Прежде всего, философия выполняет мировоззренческую функцию, вооружая людей знанием мира и человека как целостной сложной системы. Являясь понятийным объяснением мира, она служит основой его правильного осмысления, ориентируясь на раскрытие самых общих вопросов. Не случайно немецкий философ XIX в. Гегель назвал философию эпохой, схваченной в мысли, «духовной квинтэссенцией эпохи».

Методологическая функция (от греч. – путь познания) заключается в том, что философия вырабатывает систему способов и приемов объяснения, изучения мира и его изменения. В отличие от методов других наук, философия выступает в качестве наиболее общей методологии, т.е. формулирует общие принципы познания и освоения мира. Эти методы характерны и для научной деятельности, поэтому философия является общей методологией для частных наук. Ф. Бэкон, английский философ XVIII в., сравнивал философию с факелом, освещающим дорогу в пути.

Аксиологическаяфункция (от греч. – ценный) предполагает оценку существующего с точки зрения различных ценностей (социальных, нравственных, идеологических). Особенно важна эта функция в переломные периоды развития общества, когда решается проблема выбора пути и системы ценностей, что актуально для современного этапа развития российского общества.



Критическая функция философии связана с аксиологической, т.к. утверждая определенные ценности, любая философская система подвергает критике существующие ценности, господствующие порядки.

Принцип «подвергай все сомнению» был характерен для всей истории философии.

Философия выполняет и прогностическую функцию, формулируя гипотезы об общих тенденциях развития человека и мира, материи и сознания. Достаточно вспомнить атомистическую теорию древнегреческого философа Демокрита. В XX в. именно философия впервые привлекла внимание к глобальным проблемам современности и наметила пути их решения, обратилась к идее гармонизации взаимодействия природы и человека как средства решения экологической проблемы. Философия XX в. сформулировала целый ряд новых для философии проблем (в частности, техника и человек, человек и природа, глобальное моделирование), что стимулировало рождение ряда наук – математическая логика, математическая лингвистика, экофилософия, биосферная концепция культуры, имеющих непосредственный выход на практическую деятельность современного человека.

Философия, как часть общей культуры человечества, выполняет и интеллектуальную функцию, развивая способности человека к теоретическому мышлению, формируя интеллект, способствует становлению собственного мировоззрения. Каждое новое поколение, вступая в жизнь, вновь решает вечную проблему «человек и окружающий мир». Философия предложила различные варианты ее решения в соответствии с особенностями той или иной исторической эпохи, культуры. Последующее рассмотрение истории развития философии даст возможность подробнее познакомиться с этими вариантами.

 

Задания для самопроверки:

1.  Охарактеризуйте основные формы бытия.

2.  Покажите различия диалектики и метафизики как методов познания.

 


Тема 2. Основные этапы и направления развития философии

 

Вопросы темы:

1.  Философия Древнего мира, Европейского Средневековья, Эпохи Возрождения и Нового времени.

2.  Философия XVIII–XX вв. (немецкая классическая философия, русская религиозная философия, Западная философия).

 

Цель и задачи изучения темы.

Цели и задачи данной темы – получение студентами целостного представления о становлении и развитии основных философских направлений и проблем, законов и категорий, методов и принципов познания в процессе их исторической эволюции; знакомство с характерными особенностями основных периодов историко-философского процесса и учениями крупнейших представителей различных философских школ и направлений.

 

Изучив тему 2, студенты должны:

·     Знать основные периоды историко-философского процесса и характерные особенности главных философских направлений и школ.

·     Уметь показать преемственность и дискуссионность в развитии основных проблем философии во взглядах и учениях наиболее ярких представителей этих школ: Демокрита, Платона, Аристотеля, Ф. Аквинского, Н. Кузанского, Д. Бруно, Ф. Бэкона, Р.Декарта, Л.Беркли, Г. Лейбница, И. Канта, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, К. Маркса, Н. Бердяева, В. Соловьева; раскрыть своеобразие философии XX века, основные характерные черты и отличительные особенности ее главных направлении: неопозитивизма, экзистенциализма, неотомизма, герменевтики, постмодернизма.

 

Изучая тему, необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях:

·     логос;

·     космологизм;

·     софистика;

·     атомизм;

·     социальная этика;

·     индивидуальная этика;

·     скептицизм;

·     теоцентризм;

·     номинализм;

·     реализм;

·     пантеизм;

·     антропоцентризм;

·     индукция;

·     дедукция;

·     общественный договор;

·     монада;

·     комплекс ощущений;

·     сенсуализм;

·     априоризм;

·     категорический императив;


·     абсолютный дух;

·     антропологический материализм;

·     рационализм;

·     иррационализм;

·     «Богочеловечество»;

·     плюрализм;

·     верификация;

·     славянофильство;

·     экзистенциализм;

·     эклектика;

·     западничество;

·     плюрализм;

·     неотомнзм;

·     герменевтика;

·     постпозитивизм;

·     неопозитивизм;

·     позитивизм.

 

Теоретический материал по теме

 

Вопрос 1. Философия Древнего мира, Европейского Средневековья, Эпохи Возрождения и Нового времени.

 

Исторической колыбелью древней философии являются рабовладельческие государства Востока.

Философия древнего Востокапредставлена основными направлениями древнеиндийской(локоята и чарвака) и древнекитайской(даосизм, моизм и конфуцианство) философии, заключавшими в себе первые попытки поиска первоосновы и решения вопроса о соотношении материального и духовного.

Европейскаяфилософская культура берет свое начало в Древней Греции, первыми философскими школами которой были милетская,основывавшаяся на стихийно-материалистическом и диалектическом взглядах на природу (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) и пифагорейская (Пифагор), объявившая числа первоосновой вещей.

Особое место в древнегреческой философии занимает учение Гераклита (первого диалектика), суть взглядов которого в признании всеобщего движения и изменения путем превращения противоположностей друг в друга (диалектика) как мировой закономерности («логос»).

Большую роль в популяризации знаний о древнегреческом обществе сыграли софисты (Протагор, Георгий), которые в рамках своей философско-просветительской деятельности основное внимание уделяли психологическим сторонам личности, развивая при этом идею относительности всякого знания.

У истоков европейского материализма стоит атомистическая теория Демокрита и Эпикура, считавших, что весь мир состоит из совокупности движущихся атомов, определяющих возникновение и разрушение вещей, а в конечном итоге и причинную обусловленность всех без исключения явлений.

Классическая триада греческой философии включает учения Сократа, Платона, Аристотеля.