Файл: 1. Философия, ее проблемы, роль в жизни человека и общества Вопрос Предмет философии, ее основные проблемы и направления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Производственные отношения – это система отношений, складывающаяся между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления, основой которой являются отношения собственности, т.к. они определяют цель производства, стимулы к труду и все другие элементы производственных отношений.

Взаимодействие производительных сил и производственных отношений, в котором определяющей стороной являются производительные силы, а производственные отношения оказывают на них активное воздействие (либо способствуют развитию, либо препятствуют), объясняет функционирование общества как саморазвивающейся системы.

 

Социальная сфера общественной жизни.

Общество представляет собой не просто сумму индивидов, в нем действуют различные взаимосвязанные группы людей, т. е. социальные общности. Совокупность исторически сложившихся относительно устойчивых и взаимодействующих социальных общностей составляет социальную сферу общества, его социальное бытие. Это сложное и многоплановое образование, которое включает различные по характеру, масштабу, общественной роли общности. В основу их выделения могут быть положены разнообразные признаки – классовые, национальные, половозрастные, профессиональные, территориальные и др. Поэтому социальная сфера включает такие взаимосвязанные и взаимодействующие общности как классы и социальные слои, профессиональные и отраслевые группы, этнические общности (род, племя, народность), демографические группы, территориальные общности, производственные коллективы, семья и другие образования. При этом в социальной сфере общества можно вычленить макроструктуру (например, народ, классы, нации) и микроструктуру, включающую такие малые социальные группы, как семья, трудовые коллективы, учебные коллективы и т. д.

Среди общностей на макроуровне особенно заметное место занимают нации, которые характеризуются общностью территории, языка, экономической жизни, своеобразием культуры, психологического склада, а также классы, различающиеся по месту в исторически определенной системе общественного производства, по отношению к средствам производства, по роли в общественной организации труда, по способам получения и размерам доли общественного богатства.

В современном социально-философском знании наряду с классовым анализом общества широко используется слоевой подход, широко известный в современной западной философии и социологии как теория «
социальной стратификации», основные идеи которой сформулированы американским социологом П. Сорокиным.

Страт (слой) – это группа людей, отличающихся по положению в ступенчатой иерархии на основании таких признаков как доход, власть, престиж, образование, квалификация, религиозная принадлежность, место жительства и т.д.

Стратификационная модель имеет значительную познавательную ценность, так как позволяет рассматривать социальную сферу как неоднородную, сложную, многомерную систему, дает возможность глубже проследить динамику ее изменений.

Эти изменения проявляются в социальной мобильности, которая, по определению П. Сорокина, представляет переход индивидуума из одной социальной позиции в другую и является важной стороной функционирования социальной сферы.

Формационные и цивилизационные изменения современного общества в конце XX века обусловили усложнение социальной структуры, существенные изменения в содержании социальных общностей, характере их взаимодействия. Появляются новые признаки в определении социальных общностей, меняются структура и интересы современных классов, формируется правящий класс, класс производственных и непроизводственных работников, средний класс, активно протекают процессы социальной дифференциации.

Эти изменения объективно порождают новые закономерности развития социальной сферы: отказ от классовой борьбы и переход к компромиссу, частичному соглашению, социальному партнерству, не классовая борьба, а общечеловеческие ценности становятся приоритетами, возрастает социальная мобильность.

 

Задания для самопроверки:

1.  Раскройте особенности социальных систем.

2.  Покажите различия таких общностей, как «классы», «нации», «страты».

 

Вопрос 2. Политическая сфера общества, ее основные элементы. Духовная сфера и ее структура, роль в обществе.

 

Политическая сфера как подсистема общества связана с регулятивной деятельностью людей, обеспечивающей согласованность и целостность социума.

Эта сфера охватывает взаимоотношения между классами, нациями, другими социальными группами и общностями, центральным моментом которых является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти, т.е. отношение к государственной власти. Поскольку эти отношения строятся через определенные учреждения и организации, система учреждений (институтов), регулирующих отношения между социальными общностями с целью сохранения общественной структуры в интересах правящего класса и общества в целом, составляет политическую сферу (политическую систему). К ней относятся государство и его органы, политические партии, общественные организации и движения, политические организации.



В современной литературе существует более широкое понимание этой сферы, в которую включают политические отношения, политические институты и организации, политические действия и политическое сознание.

Исторически первым и важнейшим политическим институтом, ядром политической системы является государство.

Его возникновение обусловлено двумя основными причинами:

1)      внутриобщественными противоречиями, связанными с разделением общества на противоположные классы;

2)      общественными потребностями в выполнении общих дел, поддержании порядка, управлении.

 

Иначе говоря, государство имеет двойственную природу, что нашло свое проявление в двух рассмотренных ранее подходах (формационном и цивилизационном), и было бы неверно сводить сущность государства исключительно к насилию и подавлению эксплуатируемых, что особенно проявилось в марксизме.

Государств как формационный и цивилизационный институт имеет признаки и функции.

Основные признаки государства:

·     наличие особого слоя людей, занятых управлением, т. е. аппарата чиновников, сбор налогов, издание законов;

·     публичная власть, т.е. органы политического принуждения (армия, полиция, суд, тюрьмы, разведка и т. д.);

·     территориальное деление общества на отдельные ячейки государственного управления, при помощи которых государственная власть охватывает своим влиянием все население страны.

 

Государство выполняет целый ряд функций, которые представляют направления его деятельности и в которых прослеживается переплетение формационных и цивилизационных функций. Основными функциями государства являются: внутренняя (хозяйственно-экономическая, культурно-воспитательная, организационная, и др.) и внешняя (защита интересов данного государства на международной арене, обеспечение обороны страны либо военная и политическая экспансия в отношении других государств и т.д.).

Кроме государства важное место в политической сфере общества принадлежит партиям. Их социальной основой являются классы. Партии отражают в своей деятельности положение класса в обществе, его коренные интересы, всю систему его отношений с другими классами, организациями.

Государство как ядро политического бытия общества различается «типом» и формой.

Тип государства раскрывает его формационный смысл и определяется тем, какому классу (или классам) оно служит. Поэтому можно выделить три основных типа эксплуататорского государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное. Вопрос о социалистическом государстве как типе государства в современном обществознании остается дискуссионным. Один и тот же тип государства может существовать в различных формах.


Форма государства – это способ организации, а также приемы и методы осуществления власти. Форма государства выражается:

·     формой правления (указывает, кому принадлежит верховная власть в стране); существуют две разновидности формы правления: монархия и республика;

·     формой государственного устройства: подразделяется на унитарные, федерацию, конфедерацию;

·     политическим режимом, т.е. системой методов осуществления государственной власти, реальным состоянием демократических прав и свобод, отношением органов государственной власти к правовым основам их деятельности.

 

С точки зрения политического режима государства могут представлять:

а)      демократию;

б)      диктатуру;

в)      тоталитарный режим;

г)       авторитарный режим.

 

Анализ показывает неоднозначность понятия «форма» государства. Этот вывод имеет не только научную ценность, так как вопрос о форме государства – один из важнейших вопросов реальной политики. Вместе с тем категории «тип» и «форма» государства позволяют правильно сориентироваться при оценке того или иного государства, нацеливают на выявление его сущности и тенденций развития, обусловленных формационными и цивилизационными изменениями.

Существенным моментом эволюции государства, обусловленной сменой цивилизационных этапов общества, является становление правового государства, в котором утвердилось верховенство закона и которое является предпосылкой развития гражданскогообщества, являющегося сферой реализации особенных, частных интересов отдельных индивидов.

 

Духовная сфера общества.

Духовная сфера как подсистема общества связана с производством, обменом и потреблением духовных, т.е. идейных ценностей – взглядов, теорий, концепций, принципов, образов, что отражено в понятии «общественное сознание». Эта сфера включает духовные потребности, духовную деятельность и созданные на этой основе духовные ценности, а также духовные отношения.

Важнейшим элементом духовного бытия общества является общественное сознание, которое формируется как отражение социальной действительности.

Но при этом общественное сознание имеет и внутреннюю логику развития, собственные законы функционирования, что говорит об отсутствии жесткой зависимости общественного сознания от общественного бытия.


Для общественного сознания характерны специфические особенности развития, проявляющиеся прежде всего в преемственности, в использовании достижений человеческой мысли предшествующих эпох. Оно может как отставать от общественного бытия, так и опережать его развитие.

Различные формы общественного сознания – политические, правовые, религиозные и др. – оказывают влияние друг на друга. При этом одна из форм нередко выступает в качестве определяющей (религия в эпоху Средневековья).

Наконец, общественное сознание оказывает активное влияние на общественную жизнь. Идеи, теоретические концепции, политические доктрины могут играть как прогрессивную, так и реакционную роль в развитии общества, ускорять его развитие, или, наоборот, вести к деградации и разрушению. При этом сознание влияет на развитие общества не само по себе, а через деятельность людей. Поэтому это влияние тем больше и заметнее, чем больше те или иные идеи, концепции, теории отвечают интересам людей и общества в целом.

Общественное сознание обладает сложной структурой.

В исследовании общественного сознания доминируют два подхода:гносеологический(выяснение того, что и как отражает общественное сознание), выделяющий обыденный уровень(стихийное отражение явлений повседневной жизни) и теоретический(более глубокое отражение сущностных связей и отношений в виде системы идей, понятий. Законов), и социологический подход – выяснение роли общественного сознания в жизни людей (его функции), выделяющий общественную психологию и идеологию.

Общественная психология –несистематизированная, стихийно сложившаяся совокупность духовных образований (представлений, чувств, привычек и т.д.), отражает повседневные условия жизни людей и выполняет, главным образом, коммуникативную функцию. Идеология – это система взглядов, идей, выражающая коренные интересы различных, главным образом, больших социальных общностей, которая разрабатывается специалистами, идеологами и может быть прогрессивной, консервативной и реакционной.

Элементами структуры общественного сознания являются и его формы: политическое, правовое, нравственное, религиозное, эстетическое, философское, научное сознание, отличающиеся друг от друга по объекту и способу отражения, по общественным потребностям и социальной роли, выполняемой в обществе.

Начиная рассмотрение форм общественного сознания с науки, необходимо иметь в виду, что в современном мире наука – не только одна из форм общественного сознания, но и сложное многоплановое социальное явление, в основе которого лежит знание сущности и причин явлений, а также законов, действующих в объективной действительности и познании. Наука развивается на основе исторически определенных потребностей общества и используется в интересах человека и человечества. Науке присущи системность, целостность и логическая обоснованность выводов, а социальные функции ее сводятся к познавательной, объяснительной, прогностической, мировоззренческой и функции социальной памяти.