Файл: Работа с семьей по формированию творческих навыков в продуктивной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Работа с семьей по формированию творческих навыков в продуктивной деятельности.

Семья – поистине высокое творенье. 
Она заслон надёжный и причал. 
Она даёт призванье и рожденье. 
Она для нас основа всех начал. 
(Е.А. Мухачёва)


Сегодня всё большее внимание уделяется развитию творческих способностей, креативности детей. Это связано с пониманием её определяющей роли в развитии личности, предъявлением более высоких требований к таким качествам творческого человека, как способность к саморазвитию, самосовершенствованию, самостоятельности и инициативе, что продиктовано социально-экономическими условиями нашей страны. В настоящее время, когда жизнь становится разнообразнее и сложнее, требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению различных проблем, очень важно не упустить сензитивный период для развития способностей к творчеству.

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей, ведь в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них огромное желание познавать окружающий мир. Взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка будущей творческой деятельности. Поэтому необходимо совместными усилиями поддерживать и стимулировать развитие у детей творческого начала. Для всестороннего развития творческой личности ребёнка необходимо взаимодействие дошкольного учреждения и семьи.

Обычно родители акцентируют внимание на развитии речи, мышления и памяти малыша, при этом забывая про развитие творчества и воображения. Развитие творческих способностей должно обязательно идти в ногу со всеми остальными направлениями развития каждого ребенка. И пусть малыш не станет в будущем успешным актером или знаменитым певцом, но зато у него будет творческий подход к решению определенных жизненных задач. И это поможет стать ему интересной личностью, а также человеком, который будет способен самостоятельно преодолевать возникшие на его пути трудности и решать задачи.


Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в продуктивной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, аппликацией, лепкой и художественным трудом смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.

Но гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. Именно, пример родителей, их заинтересованность и участие определяют результативность любого мероприятия.

Ставя перед собой задачу повышения педагогической компетентности родителей, следует пересмотреть формы организации совместной деятельности педагогов и родителей воспитанников с целью активизации педагогического потенциала семьи в вопросах творческого развития детей.

Наша задача как педагогов раскрыть перед всеми родителями важные стороны развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства, заинтересовать, увлечь творческим процессом развития гармоничного становления личности, его духовной и эмоциональной восприимчивости, научить родителей быть ближе к своим детям, и в наше динамичное время вместе творить и радоваться. Систематизировать знания родителей в вопросах творческого развития детей, а также обеспечить личностный рост родителей.

Продуктивная деятельность дошкольников при создании определенных условий, будет способствовать развитию художественно–творческих способностей детей, а именно формированию у них самостоятельности, творческой активности, а также усвоения детьми специальных знаний и умений, благоприятствующих их формированию.

Первым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность.

Второе условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что это пойдет ребенку на пользу.



Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, напротив, подразумевает ненавязчивую, разумную, доброжелательную помощь взрослых это и есть третье условие удачного развития творческих способностей. Самое основное тут не превращать свободу во вседозволенность, а содействие в подсказку. К сожалению, подсказка распространенный среди взрослых метод " помощи " детям, но она лишь вредит занятию. Нельзя делать, что-либо за малыша, если он может сделать это сам. Нельзя мыслить за него, когда он сам может додуматься до чего-то для него очень важного.

Давно известно, что для творчества необходимо комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому четвертое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе.

Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач современности. Совсем недавно существовало мнение, что творчество изначально присуще ребенку, что надо только не мешать ему, свободно выражаться. Но практика показывает, что, во-первых, необходимо обучать ребенка этому, во-вторых, нужны определенная база, опыт, умения и знания.

Существуют  несколько этапов развития творческих способностей.
Задача педагога и родителей на первом этапе — научить детей активно подражать способам действий, примененным в образце взрослого. Кто, как не педагоги и родители, самые близкие люди маленького человечка способны заложить в ребенке творческие способности?

На втором этапе – научить детей дорисовывать элементы, предметы, которых нет в образце взрослых. Происходит освоение эталонов творческой деятельности, ее способов, технологий и средств. Главное на этом этапе – активизация имеющегося опыта ребенка в эстетическом образовательном пространстве.

На третьем этапе – применение освоенных эталонов и их трансформация в новых условиях в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями ребенка.

Четвертый этап – направлен на индивидуализацию творческой деятельности, на самостоятельное выражение художественных образов.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого будут решаться ряд педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.


Основные задачи работы с родителями

  • Оказать педагогическую поддержку семьям воспитанников.

  • Активизировать родителей, обогащать воспитательные умения родителей в вопросах творческого развития.

  • Формировать в них уверенность в собственных педагогических возможностях, раскрывать творческий потенциал семьи.

  • Устанавливать партнерские отношения в семье каждого воспитанника.

  • Объединять усилия воспитателя и родителей для развития у детей

творческого воображения и творческих способностей через

продуктивную деятельность.

  • Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, положительной эмоциональной взаимной - поддержки.

Если заявленную изначально планку по развитию творческих способностей постоянно повышать, то способности у маленького ребёнка будут совершенствоваться и максимально успешно развиваться. Дошкольники познают окружающий мир совсем не так, как взрослые. Зачастую они не могут использовать опыт, предлагаемый взрослым человеком. Эту особенность детского организма следует использовать по максимуму, позволяя малышу самостоятельно находить решения для тех или иных проблем, стимулируя тем самым интенсивное развитие творческого мышления. 
Развитие творческих способностей детей в продуктивной деятельности, гораздо лучше и эффективнее при взаимодействии ребёнка с взрослыми, родителями. Совместное творчество подобного типа имеет много плюсов, среди которых есть и такие: происходит стимулирование и обогащение взаимоотношений родителей с детьми. Процесс социализации ребёнка-дошкольника происходит легче и быстрее. Малышу предоставляется возможность знакомства с основами эффективного сотрудничества. Авторитарного давления со стороны родителей нет. Малыш в полной мере осознаёт свою значимость в семье, и может без опаски выразить собственное «Я». В процессе совместного творчества складывается благоприятная атмосфера для развития фантазии у детей-дошкольников и взрослых.

Психологи даже рекомендуют родителям заниматься креативной деятельностью вместе с детьми. Не нужно контролировать сына или дочь, подсказывать или следить, чтобы он правильно держал кисточку. Гораздо больше эффекта будет достигнуто, если все члены семьи сядут за одним столом и спокойно беседуя, нарисуют каждый свою картину или займутся раскрашиванием одного большого панно, лепкой сказочного города, аппликацией. Совместное рисование картин, раскрашивание или работа с пластилином повышают мотивацию ребенка, наполняют творчество яркими эмоциями, сближают всех членов семьи, создают приятный спокойный климат дома: малыш видит положительный пример родителей, которым тоже нравится творить.


В психолого-педагогической науке уже давно доказана  эффективность любой совместной деятельности для укрепления и развития эмоциональных отношений между родителями и детьми. Понимая, что воспитание – это не сумма мероприятий, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка всю работу в ДОУ строим так, чтобы родители не превращались в сторонних наблюдателей, а помогали в осуществлении образовательного  процесса.

С этой целью мы используем активные формы и методы работы с родителями: 

  • общие и групповые родительские собрания в нетрадиционной форме; 

  • совместные виды детской деятельности с участием родителей; 

  • консультации, практикумы, рекомендации, памятки, мастер-классы; 

  • выставки детских работ, а также изготовленных вместе с родителями; 

  • семейный вернисаж; 

  • работа с творческой группой родителей; 

  • совместные экскурсии в парк, музей, по улицам города.

  • участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов; 

  • совместное создание предметно-развивающей среды группы; 

  • беседы с детьми и родителями на определенные темы; 

  • родительские гостиные; 

  • Дни добрых дел; 

  • Дни открытых дверей. 


В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности в детском саду. Как правило, любой проект, включает в себя блок работы с семьей. Сюда можно отнести создание агитплакатов, творческие выставки, конкурсы, экскурсии, родительские собрания и клубы, оформление стендов и многое другое. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов в любом деле.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения.