Файл: Учебное пособие Рязань, 2016 3 содержание предисловие 5.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
А.В. Меринов, Д.И. Шустов, А.В. Лукашук, Е.А. Шитов
Детская и подростковая психиатрия
Учебное пособие
Рязань, 2016
3
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
5
Организационные, правовые и этические аспекты оказа-
ния психиатрической помощи детям и подросткам. Судеб-
но-психиатрическая экспертиза
11
Дизонтогенетические синдромы психических заболеваний,
наблюдающихся в детском и подростковом возрасте
Общие закономерности формирования психических рас- стройств в детском и подростковом возрасте. Кризы
Синдромы психических расстройств, наблюдающихся пре- имущественно в детском возрасте
Синдромы психических расстройств, наблюдающихся пре- имущественно в подростковом возрасте
16
Психогенные характерологические и патохарактерологи-
ческие реакции
Реакции протеста (оппозиции)
Реакции отказа
Реакции имитации
Реакции компенсации и гиперкомпенсации
29
Умственная отсталость (F70-F79)
F70 Умственная отсталость легкой степени (дебильность)
F71 Умственная отсталость умеренная (имбецильность)
F72 Тяжелая умственная отсталость (тяжелая олигофрения)
F73 Умственная отсталость глубокая (идиотия)
Дифференциированные формы олигофрении
34
Специфические психические расстройства с началом ти-
пичным для детского и подросткового возраста.
F80 Специфические расстройства развития речи
F81 Специфические расстройства развития школьных навыков
F82 Специфическое расстройство развития двигательных функций
F83 Смешанные специфические расстройства
F84 Общие расстройства развития
F84.0 Детский аутизм
41
Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинаю-
щиеся в детском и подростковом возрасте
F90 Гиперкинетические расстройства
45
4
F91 Расстройства поведения
F92 Смешанные расстройства поведения и эмоций
F93 Эмоциональные расстройства, специфические для детско- го возраста
F94 Расстройства социального функционирования с началом, специфическим для детского возраста
F95 Тики
F98 Другие поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся, обычно, в детском и подростковом возрасте
F98.0 Неорганический энурез
F98.1 Неорганический энкопрез
F98.5 Заикание
Детская шизофрения
54
Возрастные особенности аффективных нарушений у детей. 66
Нервно-психическая анорексия и булимия
74
Суицидальное поведение детей и подростков
79
Особенности алкогольной и наркотической зависимость у
детей и подростков
85
Психологические методы обследования детей
Психологические методики
Психодиагностические методики
94
Заключение
104
Тест-задачи
105
Краткий словарь терминов
127
Список литературы
130
5
Предисловие
Психиатрия - медицинская наука, которая направляет свои зна- ния и практическую деятельность на диагностику, лечение, реабили- тацию психически больных людей. Психиатрия довольно узкая спе- циальность, но и в ней есть свои ветви, такие как психотерапия, наркология, судебная психиатрия, военная психиатрия, геронтопси- хиатрия и др. Психические заболевания не обошли стороной и детей.
В среднем, каждый год, у 500 человек на 100 тысяч населения возни- кают психические нарушения. У детей и подростков психические нарушения возникают еще чаще. Каждый восьмой ребенок нуждается в помощи детского психиатра.
В истории развития детско-подростковой психиатрии можно выделить три этапа. На первом, до середины 19 века, психиатры счи- тали, что у детей вообще не встречаются психические заболевания, кроме слабоумия. На втором, во второй половине 19 века, врачи по- степенно накапливали разрозненные знания и данные о проявлении психических расстройств у детей. И уже в конце 19 века, специали- сты всех развитых стран признали существование у детей самой раз- нообразной психической патологии.
Развернутые клинические проявления заболеваний, приведен- ные в учебниках по психиатрии, встречаются у людей старше 20 лет.
У детей и подростков встречаются специфичные для возраста заболе- вания, те заболевания, которые есть и у зрелых людей, проявляются несколько иначе. Таким образом, исключение вопросов детской пси- хиатрии из учебного плана чревато получением неполноценных зна-
6 ний по специальности, что особенно важно для будущих педиатров, которые, по долгу службы, однозначно столкнутся с детской психи- атрической патологией.
Конечно, детская психиатрия имеет свои задачи и свои особен- ности сравнительно с общей психиатрией, из которых главнейшие сводятся к тому, что она еще больше связана с неврологией и сомати- ческой медициной, она более сложна в диагностике и прогнозах, бо- лее нестабильна.
Целью данной работы не является всестороннее и углубленное изучение психических заболеваний у детей и подростков. Свою зада- чу мы видим в другом - отразить общие вопросы данной проблемы и рассмотреть подходы в их разрешении, существующие на сегодняш- ний день в медицине в нашей стране.
Настоящее учебное пособие предназначено для студентов 5 курса лечебного факультета по специальности «Лечебное дело» и
«Педиатрия», изучающих дисциплину «Психиатрия, медицинская психология». Они составлены в соответствии с требованиями ФГОС
ВО, структурой основной образовательной программы специальности
31.05.01 - Лечебное дело, структуре рабочей программы дисциплины
«Психиатрия, медицинская психология», руководствуясь приказом
Министерства образования и науки РФ от 15.01.2007 №10 «О рецен- зировании учебных изданий, используемых в учебном процессе обра- зовательных учреждений начального профессионального и дополни- тельного профессионального образования».
7
Учебный план подготовки специалистов предусматривает уча- стие данной учебной дисциплины в формировании следующих ком- петенций:
общекультурные компетенции:
• способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
(ОК-1);
• способностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения
(ОК-4);
• готовностью к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные раз- личия (ОК-8).
общепрофессиональные компетенции:
• готовностью решать стандартные задачи профессиональной дея- тельности с использованием информационных, библиографиче- ских ресурсов, медико-биологической терминологии, информа- ционно-коммуникационных технологий и учетом основных тре- бований информационной безопасности (ОПК-1);
• способностью и готовностью реализовать этические и деонтоло- гические принципы в профессиональной деятельности (ОПК-4);
• готовностью к медицинскому применению лекарственных пре- паратов и иных веществ и их комбинаций при решении профес- сиональных задач (ОПК-8);
8
профессиональные компетенции:
• способностью и готовностью к осуществлению комплекса меро- приятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения забо- леваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устра- нение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК-1);
• готовностью к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструменталь- ных, патолого-анатомических и иных исследований в целях рас- познавания состояния или установления факта наличия или от- сутствия заболевания (ПК-5);
• способностью к определению у пациента основных патологиче- ских состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологи- ческих форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем, X пересмотра (ПК-6);
• готовностью к проведению экспертизы временной нетрудоспо- собности, участию в проведении медико-социальной эксперти- зы, констатации биологической смерти человека (ПК-7);
• способностью к определению тактики ведения пациентов с раз- личными нозологическими формами (ПК-8);
9
Таблица 1. Динамика формирования компетенций.
Ко д ком петен ци и
Содержание компетенции или ее элементов
Средства и техно- логии оценивания компетенции в со- ответствии с рабо- чей программой дисциплины
ОК -1 способность к абстрактному мышле- нию, анализу, синтезу (ОК-1);
Устный опрос
ОК-4 способностью действовать в нестан- дартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за при- нятые решения (ОК-4);
Устный опрос
ОК-8 готовностью к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-8).
Устный опрос
ОПК-1 готовностью решать стандартные за- дачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико- биологической терминологии, инфор- мационно-коммуникационных техно- логий и учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-
1);
Устный опрос
10
ПК-5 готовностью к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, ре- зультатов осмотра, лабораторных, ин- струментальных, патолого- анатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или от- сутствия заболевания (ПК-5);
Устный опрос
Ситуационные за- дачи
Тест-задания
ПК-6 способностью к определению у паци- ента основных патологических состо- яний, симптомов, синдромов заболе- ваний, нозологических форм в соот- ветствии с Международной статисти- ческой классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем, X пересмотра (ПК-6);
Устный опрос
Ситуационные за- дачи
Тест-задания
ПК-7 готовностью к проведению экспертизы временной нетрудоспособности, уча- стию в проведении медико- социальной экспертизы, констатации биологической смерти человека (ПК-
7);
Устный опрос
Ситуационные за- дачи
Тест-задания
ПК-8 способностью к определению тактики ведения пациентов с различными но- зологическими формами (ПК-8);
Устный опрос
Ситуационные за- дачи
Тест-задания
11
Организационные, правовые и этические аспекты оказания пси-
хиатрической помощи детям и подросткам.
Судебно-психиатрическая экспертиза
Оказание психиатрической помощи регламентируется законом
Российской Федерации от 02.07.1992 N 3185-1 (в редакции от
28.11.2015) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Все дети, имеющие в анамнезе пре-, анте-, и пост- натальную патологию, наблюдаются у невропатолога в возрасте до трех лет. Дети с трех лет осматриваются психиатром при подозрении на психическую патологию с согласия родителей по направлению пе- диатра. Амбулаторная психиатрическая помощь ребенку, который страдает психическим заболеванием, в зависимости от медицинских показаний оказывается в виде консультативно-лечебной помощи или диспансерного наблюдения. При оказании психиатрической помощи слово «учет» не используется, применяется термин «наблюдение».
1. Консультативно-лечебная помощь (К-наблюдение) оказывает- ся врачом-психиатром при самостоятельном обращении лица, стра- дающего психическим заболеванием, по его просьбе или с его согла- сия, а в отношении ребенка в возрасте до 15 лет - по просьбе или с согласия его родителей или другого законного представителя (статья
11 закона о психиатрической помощи).
2. Диспансерное наблюдение (Д-наблюдение) устанавливается независимо от согласия лица, страдающего психическим заболевани-
12 ем, или его законного представителя и подразумевает под собой наблюдение за состоянием психического здоровья лица с помощью регулярных осмотров врачом-психиатром и оказание необходимой медицинской и социальной помощи.
Диспансерное наблюдение детей и подростков осуществляют участковые врачи психиатры (до 15 лет - детские, а после 15 лет - подростковые) в диспансерном отделении.
Законный представитель ребенка младше 15 лет или сам паци- ент старше 15 лет может заявить своему врачу о намерении отказать- ся от психиатрической помощи и от дальнейшего психиатрического наблюдения в диспансере.
Согласно статьям 26 и 27 «Закона о психиатрической помощи», комиссия врачей-психиатров может принять решение о продолжении диспансерного наблюдения (в недобровольном порядке) над пациен- том, страдающим затяжным, хроническим психическим расстрой- ством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезнен- ными проявлениями. Данное решение о диспансерном наблюдении может быть опротестовано в суде.
Очень часто, показаний для диспансерного наблюдения (Д- наблюдения) может не быть, и тогда законный представитель ребенка младше 15 лет или сам пациент старше 15 лет соглашается получать консультативно-лечебную психиатрическую помощь (К-наблюдение) или отказывается от психиатрической помощи, и наблюдение в дис- пансерном отделении прекращается.