Файл: Литература, 7 класс Урок 35. А может быть, это и есть настоящая жизнь Александр Грин Алые паруса.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 11
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
КОНСПЕКТЫ
Литература, 7 класс
Урок 35. «А может быть, это и есть настоящая жизнь» (Александр Грин «Алые паруса»)
Раздел 2. «Я и Я»
Рабочее название урока: Внутреннее «я» героев Александра Грина
Этапы урока | Содержание | Формирование УУД и технология оценивания |
I. Цель урока. | Учимся выстраивать литературные характеристики персонажей и доказывать их правомерность, анализируем существующую связь между героем и автором. | Регулятивные УУД 1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. 2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные УУД 1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную. 2. Пользоваться приёмами изучающего чтения. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема). 4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения. 5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. 6. Пользоваться словарями, справочниками. 7. Осуществлять анализ и синтез. 8. Устанавливать причинно-следственные связи. 9. Строить рассуждения. Коммуникативные УУД 1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. Личностные результаты 1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. 2. Формирование восприятия текста как произведения искусства. Технология оценивания На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена. АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ (вопросы к ученику): 1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)? 4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)? Какую оценку ты себе ставишь? Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично». Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется применить знания либо по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично». Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений. |
II. Работа с текстом. 1. Формулирование темы урока. 2. Анализ текста. 3. Работа с текстом после чтения. | – Выполняем в «Тетради по литературе» задания II. 3, 4, 5, 7 (с. 30–31). Делаем вывод об особенностях языка и стиля повести. – Как мы видим, у героев А. Грина обычно есть тайное, глубоко скрытое внутреннее «я», о котором даже не подозревают окружающие (вспоминаем рассказ «Четырнадцать футов»). Как вы думаете, есть ли внутреннее «я» у героев повести? Формулируем тему урока: Внутреннее «я» героев Александра Грина. Работа в группах. Группа № 1 готовит сообщение на тему: «Внутреннее “я” Грэя». Информация для подготовки. Вспомните, в какой семье вырос Грэй. Каким человеком ему, казалось, предначертано было стать? Можно ли сказать о Грэе, что он оказался сильнее своей судьбы? Каким его изначально представлял себе капитан Гоп? Почему он взял Грэя юнгой на корабль «из некоего злорадства»? Что потерял, что приобрёл и что сохранил Грэй на корабле? Как изменилось отношение к нему капитана? Как вы понимаете выражение «странная летящая душа»? Информация для учителя. Что же, по-вашему, составляло сущность внутреннего «я» Грэя? Внутреннее «я» Грэя – это стальная воля, желание идти собственной дорогой, тяга к романтике и приключениям, к яркому и прекрасному, это умение осуществить своё намерение, это внутренняя свобода, независимость от чужого мнения, чужой воли. Это и доброта (вспомним, чему Грэй учит матросов), и, конечно, способность любить. Группа № 2 готовит сообщение «Внутреннее “я” Ассоль». Информация для подготовки. Каков был жизненный пусть Ассоль? Как вы думаете, какое из двух «я» Ассоль Грин считает наиболее важным? Какую роль в развитии этого «я» сыграл Эгль? Заставив Ассоль поверить в мечту, он сотворил добро или принёс зло? Почему жители Каперны не любили Ассоль? Какого мнения они были о ней? (Хин Меннерс называет её «полоумной».) Информация для учителя. А. Грин говорит о ней: «В ней две девушки – две Ассоль, перемешанных в замечательной прекрасной неправильности. Одна была дочь матроса, ремесленника, мастерившая игрушки, другая – живое стихотворение, со всеми чудесами его созвучий и образов, с тайной соседства слов, во всей взаимности их теней и света, падающих от одного на другое. Она знала жизнь в пределах, поставленных её опыту, но сверх общих явлений видела отражённый смысл иного порядка». Обратите внимание, что Грин постоянно изображает Ассоль тесно связанной с природой, перечитайте эти эпизоды. Помогает ли природа понять Ассоль как «живое стихотворение»? Люди, которые жили в Каперне, были совершенно другими. Многое дают для понимания характеров этих людей слова Эгля: «Но у вас не рассказывают сказок. У вас не поют песен». Группа № 3 готовит сообщение «Внутреннее “я” Лонгрена». Информация для подготовки. Какой образ Лонгрена создали жители Каперны? Соответствовал ли он внутреннему «я» Лонгрена? Можно ли назвать Лонгрена жестоким человеком? Подумайте, оправдана ли жестокость Лонгрена по отношению к лавочнику Меннерсу. Что означают слова Лонгрена: «Надо уметь любить»? Умел ли любить сам Лонгрен? Работа групп: 1-е задание к группе «Грэй». 2-я и 3-я группа стараются доказать, что поступки Грэя не мотивированы его внутренним «я», что его нельзя назвать положительным героем (перечисляем качества положительного героя и записываем в виде кластера). Группа № 1 старается доказать необоснованность этих предположений. 2-е задание к группе «Ассоль». 1-я и 3-я группы стараются доказать, что отрицательное мнение жителей Каперны об Ассоль обоснованно, Ассоль не является положительной героиней, она не приспособлена для жизни, финал повести будет грустным. 2-я группа старается опровергнуть эти утверждения. 3-е задание к группе «Лонгрен». Рассматривается его жестокость по отношению к Меннерсу, нелюдимость, ошибки в воспитании дочери. Группа № 3 ищет контраргументы. – Выполняем задания II. 8, 9 (с. 32) в «Тетради по литературе». – Вспоминаем, при каких обстоятельствах А. Грин начал писать повесть «Алые паруса». – Какое внутреннее «я» есть у самого писателя? – Можно ли говорить о том, что внутреннее «я» писателя – это независимость, своеобразие, индивидуальность? – Что роднит писателя с его героями? – О чём говорит тот факт, что книги А. Грина столько лет не печатали? Фронтальная работа. Совместно записываем в тетради характеристики литературных персонажей Грэя, Ассоль и Лонгрена. Ищем общее в их характерах, выводим определение внутреннего «я». Делаем вывод по теме урока. Дома учащиеся выполняют задание II. 10 (с. 32) в «Тетради по литературе» и объясняют смысл названия повести. | |
III. Итог урока. | Александр Грин всегда верил в доброе начало в человеке. Поэтому даже в один из самых тяжёлых периодов своей жизни – в голодном Петрограде в 1920-м году – он написал светлую повесть о сбывшемся чуде. И в том, что чудо это стало возможным, участвовали четыре стороны: сама Ассоль, Грэй, сказочник и Лонгрен. | |
IV. Домашнее задание. | Дома учащиеся выполняют задание II (с. 32) в «Тетради по литературе» и объясняют смысл названия повести. |
© ООО «Баласс», 2014