Файл: Отчет по лабораторной работе 1 по дисциплине Моделирование систем.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Сибирский государственный университет науки и технологий

имени академика М. Ф. Решетнева»

Институт информатики и телекоммуникаций

институт/ факультет/ подразделение
Кафедра информатики и вычислительной техники

кафедра

ОТЧЕТ ПО ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1

по дисциплине: «Моделирование систем»

тема работы: «Расчеты СМО аналитической и имитационной моделей»


Преподаватель





____________

подпись, дата

инициалы, фамилия

Обучающийся

номер группы, зачетной книжки

____________

подпись, дата

инициалы, фамилия


Красноярск 2021

Лабораторная работа №1
Тема: Расчеты СМО аналитической и имитационной моделей.

Цель: произвести расчеты СМО с применение программных средств и сравнить результаты.

Ход работы

Вариант


  1. Сравнительный анализ результатов моделирования.


ЗАДАЧА № 1.

На оптовую базу прибывают автомашины с товарами. Поток простейший и поступает с интенсивностью 8 авт./час. На территории базы могут одновременно находиться не более 5 автомашин. На базе имеются 2 бригады грузчиков, которые разгружают автомашины. Среднее время разгрузки одной машины каждой бригадой составляет 1 час. Определите основные показатели СМО оптовой базы и дайте рекомендации по улучшению ее работы.
Для решения данной задачи воспользуемся "многоканальной СМО с ограниченной длиной очереди".
На основании расчетов (таблица 1) можно сделать следующий
вывод:

При наличии 2х бригад грузчиков, бригады заняты на 100% на протяжении всего времени. Из всего числа грузовиков, будут разгружены только 25%. Среднее время ожидания разгрузки составляет более 2х часов. СМО загружена на 100% и не способна обслужить поток автомобилей (8 шт/ч).
Внесем следующие изменения(рекомендации) в систему, а именно:

  • Увеличение численности автомашин до 6 шт

  • Увеличение численности бригад до 7.


После внесения рекомендаций, получаем следующие результаты:

Наличие 7 бригад грузчиков, позволило повысить эффективность принятых автомашин с 25% до 83%. Среднее время ожидания разгрузки составляет 44 мин. Система остается стабильной и справляет с нагрузкой (8 авто/ч) в течении рабочей смены 8 часов. Занятость каналов составляет 90%.

Среднее число занятых каналов 6.6ед.

Таблица 1. Расчет СМО(Задача № 18)

 

Ручной
Исходный

Ручной
Рекомндация

AnyLogic

AnyLogic
(рекомендация)

Arena

Arena
(рекомедация)

Источник(кол-во заявок вход)

-

-

8

61

 

 

Sink(кол-во на выходе)

-

-

2

48

 

 

В очереди(кол-во)

-

-

4

6

 

 

Стабильность(время до первого случая превышения очереди)

-

-

1:08 часов

8:23 часов

0:50 часов

-

1. Интенсивность потока обслуживания

1

1

1

1

1

1

2. Интенсивность нагрузки

8

8

8

8

8

8

3. Вероятность, что канал свободен(P0)

0,000023

0,000184

-

-

-

-

p1

0,000183

0,00147

-

-

-

-

p2

0,000732

0,00588

-

-

-

-

p3

-

0,0157

-

-

-

-

p4

-

0,0314

-

-

-

-

p5

-

0,0502

-

-

-

-

p6

-

0,0669

-

-

-

-

p7

-

0,0765

-

-

-

-

p8

-

 

-

-

-

-

p9

-

 

-

-

-

-

4. Вероятность отказа(Pотк)

0,75=75%

0,17 = 17%

-

-

-

-

5. Вероятность обслуживания поступающих заявок(Робс)

0,25 = 25%

0,83 = 83%

-

-

-

-

6. Среднее число каналов, занятых обслуживанием(n3)

2

6,636

-

-

1,96

5,1

7. Коэффициент занятости каналов обслуживанием(К3)

100%

90%

91%

89%

98%

73%

8. Абсолютная пропускная способность (A)

2

6,636

-

-

2

7

9. Среднее время простоя СМО (tпр)

0,75

0,17

-

-

0,71

0,46

10. Среднее время простоя канала (tп.к.)

0,333

4,866ч

-

-



-

11. Среднее число заявок, находящихся в очереди(Lоч)

4,667

2,921

-

-

4,2

2,5

12. Среднее время простоя СМО (Tоч)(ожидан. Обслуж)

2,334

0,44

-

-

 

0,46

13. Среднее число заявок в системе(обслуж + ожидание)

6,6 ед.

9,557

-

-

6,2

7,6

15. Производительность СМО

100%

95%

-

-

-

-






Рисунок 1. СМО в системе AnyLogic


Рисунок 2. СМО в системе Arena

ЗАДАЧА № 2.

Рассматривается трехканальная телефонная линия. Заявка-вызов, поступившая в момент, когда все три канала заняты, получает отказ. Простейший поток заявок поступает с интенсивностью  = 30 звонков в час. Средняя продолжительность разговора tобс = 2 мин. Определите показатели эффективности СМО.
Для решения данной задачи воспользуемся "многоканальной СМО с отказами в обслуживании".

На основании расчетов (таблица 2) можно сделать следующий вывод:

При наличии трехканальной телефонной линии, количество успешно принятых звонков составляет 94%. Вероятность отказа 6%, что является хорошим показателем. Номинальная производительность составляет 90 заявок в час, фактическая производительность 31%.
Таблица 2. Расчет СМО (Задача № 33)

 

Ручной
Исходный

AnyLogic

Arena

Источник(кол-во заявок вход, час)

-

26

24

Заявок получило отказ

-

2

1

1. Интенсивность потока обслуживания

30

30

30

2. Интенсивность нагрузки

1

1

1

3. Вероятность, что канал свободен(P0)

0,375

-

-

p1

0,375

-

-

p2

0,188

-

-

p3

0,0625

-

-

4. Вероятность отказа(Pотк)

0,0625 = 6%

-

-

5. Вероятность обслуживания поступающих заявок(Робс)

0,938 = 94%

-

-

6. Среднее число каналов, занятых обслуживанием(n3)

0,938

-

0,73

7. Коэффициент занятости каналов обслуживанием(К3)

30%

31%

31%

8. Абсолютная пропускная способность (A)

28,125 з/ч

-

-

9. Среднее время простоя СМО (tпр)

0,00208

-

0,00126

10. Среднее время простоя канала (tп.к.)

450

-

-

11. Производительность СМО

31%

-

28%





Рисунок 3. СМО в системе AnyLogic

Вывод: Произвести расчеты СМО с применение программных средств, проанализированы показатели СМО. Предоставлены рекомендации для улучшения моделей.