ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
43
http://www.fin-izdat.ru/journal/analiz/
Экономический анализ:
теория и практика
Economic Analysis:
theory and Practice
43 (2015) 43–52
Введение
В отечественной и зарубежной литературе проблеме закупок уделяется особое внимание.
Это объясняется тем, что предприятие не является самообеспечиваемой системой, оно функционирует благодаря энергетическим, материальным и информационным ресурсам, которые поступают из внешней среды, проходят процесс преобразования
(трансформации) и покидают систему в виде товаров и отходов. Это подтверждает актуальность и необходимость совершенствования методов управления закупками на предприятиях.
Организация управления закупками как составляющей сложной искусственной системы на научной основе требует глубокой проработки проблем управления, постоянного обобщения опыта, а также тщательного критического изучения достижений в этой области знаний.
Закупочная деятельность представляет собой управленческий процесс, который отличается конкретными целями, принципами, характером работ и способами их выполнения.
Организация закупок на предприятии может о суще ствляться традиционно без учета противоречивых интересов других подсистем
(производство, сбыт, транспорт, складское хозяйство, финансы) и с применением логистического подхода, ориентированного на взаимодействие структурных подразделений и оптимизацию затрат в целом.
ISSN 2311-8725 (Online)
ISSN 2073-039X (Print)
Управленческий анализ
АНАЛИЗ ЛОГИСТИЧЕСКОГО МЕНЕДжМЕНТА ЗАКУПОК
Марина Николаевна КУЗНЕЦОВА
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики,
Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Северодвинск, Российская Федерация mk.izumrud@mail.ru
История статьи:
Принята 10.06.2015
Принята в доработанном виде
26.08.2015
Одобрена 05.10.2015
УДК (075.8).33
Ключевые слова: закупки, размер заказа, скидка, математическая модель
Аннотация
Предмет и тема. Закупочная деятельность является одной из стратегически важных подсистем на предприятии, поскольку обеспечивает бесперебойную и эффективную работу производственных подразделений. Управление закупками оказывает возрастающее влияние на конечные результаты хозяйственной деятельности предприятий. Четкость функционирования этой подсистемы играет все более важную роль в повышении сбалансированности производства. Исходя из такого понимания значимости закупок, необходимо обозначить проблемы и разработать механизмы их решения.Управление закупками должно ориентироваться на логистический менеджмент, который создает тесную взаимосвязь с производством, складским хозяйством и транспортом, сбытом.
Цели. Выбор оптимального варианта закупок на предприятии.
Методология. Представлена математическая модель оценки целесообразности получения скидок при отказе от экономически обоснованного периода заказа.
Результаты. Главное внимание должно быть уделено минимизации общих затрат (стоимость закупок, затраты на оформление заказов, затраты на управление запасами). Предложенная методика позволяет объективно определять целесообразность предоставления скидок поставщиками при отказе от экономически обоснованного периода заказа без трудоемких расчетов, обладая определенной информацией: экономически целесообразным периодом заказа; периодом заказа, при котором предоставляется скидка; ценой на материальные ресурсы; величиной скидки; процентом затрат на содержание и образование запасов; величиной плотности убытков.
Обсуждение и применение. Математическая модель может быть использованапри разработке вариантов закупок на предприятии при различных условиях поставок.
Выводы и значимость. При решении задач логистического менеджмента закупок главное внимание должно быть уделено минимизации общих затрат, а не затрат отдельных подразделений предприятия. Для сокращения затрат необходимы целенаправленная политика в области управления снабжением и разработка методов оптимизации закупок с учетом надежности и эффективности системы (предприятия).
Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015
44
Экономический анализ:
теория и практика
Economic Analysis:
theory and Practice http://www.fin-izdat.ru/journal/analiz/
43 (2015) 43–52
Целями авторского исследования являются анализ закупочной деятельности с позиции логистического подхода и выбор оптимальных условий закупок.
Сущность, организация закупочной
деятельности
Деятельность по управлению закупками на предприятии неоднородна по своему составу, и поэтому в ней можно выделить две части, несущие разные функциональные нагрузки – непроизводственного и производственного характера
[1].
Непроизводственные операции присущи собственно процессу закупок и направлены на выявление потребности в ресурсах, на планирование их завоза, на организацию поступления материальных ресурсов от поставщиков, на обеспечение контроля, учета и отчетности по закупочным операциям. Помимо этого непроизводственная деятельность характеризуется сбором и переработкой информации о ресурсах и принятии на этой основе управленческих решений.
Производственными операциями по управлению закупками являются количественная и качественная приемки материальных ресурсов на складах предприятия, их складирование, хранение, подсортировка, комплектование партий для отпуска в производство, подготовка к потреблению, отгрузка материальных ресурсов в цеха.
При значительных масштабах и сложности работ на большинстве отечественных предприятий аппарат
управления закупками разделен на самостоятельные звенья, специализированные по отдельным разновидностям ресурсов. К ним относятся отделы материально-технического снабжения, внешней кооперации, оборудования [2].
Отделы материально-технического снабжения обеспечивают потребности производства, ремонтно- эксплуатационных нужд, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ сырьем, материалами, топливом, энергией. За отделом внешней кооперации закреплены обязанности по обеспечению производства полуфабрикатами, комплектующими изделиями, включаемыми в планы кооперированных поставок и закупаемыми у предприятий-поставщиков без участия посредников.
Отдел оборудования занимается внедрением новых основных фондов на различные целевые нужды.
Важным вопросом является обоснование места специализированных подразделений в системе управления предприятием. На большинстве промышленных предприятий подразделения подчинены заместителю директора по коммерческим вопросам. Аппарат заместителя директора включает кроме специализированных подразделений по управлению закупками сбыт, финансы, транспорт и складское хозяйство.
На предприятиях организационная структура управления закупками строится в основном по
функциональномуили материальному признаку в зависимости от ряда факторов, из которых существенную роль играют масштабы производства и широта номенклатуры материальных ресурсов.
Факторы, влияющие на организационную структуру управления закупками, представлены в табл. 1.
При построении управления закупками по функциональному признаку в его состав входят группы планирования, заготовки, складирования материальных ресурсов, т.е. осуществляется дифференциация по основным функциям управления.
Структурная схема построения управления закупками по материальному признаку включает материальные бюро, каждое из которых в пределах закрепленной за ним номенклатуры потребляемых
Таблица 1
Факторы, влияющие на организационную структуру
управления закупками
Группа факторов
Содержание
Внешние
Номенклатура, габариты, масса потребляемых предприятием материалов и комплектующих.
Число поставщиков материальных ресурсов.
Число потребителей готовой продукции
Внутрипроизводственные Габариты и масса изготовляемой продукции.
Объем выпуска продукции.
Тип производства.
Вид производственной структуры предприятия.
Генеральный план предприятия (взаимное расположение производственных подразделений и складов, рельеф местности, подъездные пути)
Источник: [3].
45
http://www.fin-izdat.ru/journal/analiz/
Экономический анализ:
теория и практика
Economic Analysis:
theory and Practice
43 (2015) 43–52
предприятием ресурсов выполняет все функции по управлению закупками.
Следует отметить, что возможности материальной специализации значительно уже, чем функциональной.
Во-первых, нарушается комплектность поступления различных материальных ресурсов. Особенно это важно для предприятий, выпускающих сложную продукцию. Во-вторых, уменьшаются возможности для концентрации одинаковых видов труда и повышения на этой основе его производительности.
При разделении работ в управлении закупками по отдельным бюро материальных ресурсов в функции одного работника входит большой перечень работ, которые неодинаковы по трудоемкости и требуют различной квалификации исполнителей. В то же время состав этих работ практически одинаков для всех ресурсов. В-третьих, при значительном разнообразии номенклатуры применяемых на предприятии ресурсов возникают сложности в координации работ.
Эти обстоятельства необходимо учитывать при выборе признака разделения труда. При функциональной специализации имеются значительные возможности расширения принципа тейлоризма, т.е. увеличиваются возможности концентрации одинаковых видов труда.
Однако надо помнить, что специализация по функциям может дать эффект только при должном уровне кооперирования функций. Эту проблему решает материальная специализация. Она повышает ответственность руководителей бюро за своевременное и качественное выполнение основных функций по управлению закупками, но только по определенной номенклатуре материальных ресурсов, а не в целом.
Наряду с организационным оформлением управления закупками на предприятиях в виде специализированных подразделений значение имеет организация этой деятельности в других подразделениях (планово-экономический отдел, производственно-диспетчерский отдел, бухгалтерия, финансовый и юридический отделы, отдел автоматизированной системы управления, складское хозяйство). Это объясняется тем, что только около
45% всех объемов работ по управлению процессом закупок выполняются специализированными подразделениями, остальные работы проводятся другими управленческими подразделениями предприятия [4]. Актуальным для предприятия становится применение системного логистического
подходав управлении.
Проблемы закупочной деятельности
на предприятии
Управление закупками оказывает возрастающее влияние на конечные результаты хозяйственной д е я т е л ь н о с т и п р е д п р и я т и й . Ч е т ко с т ь функционирования данной подсистемы играет все более важную роль в повышении сбалансированности производства. Исходя из такого понимания значимости закупок, необходимо обозначить проблемы, с которыми сталкиваются предприятия в этой области [5].
Первая проблема управления закупками состоит в том, что на сегодняшний день трудно выявить и оценить затраты, связанные с закупочным процессом на предприятии, и сопоставить их с результатами деятельности.
В практике отечественного учета затраты, связанные со снабженческой деятельностью, производством и сбытом, не выступают в обособленном виде. Затраты в подсистеме «закупки» являются составной частью общих издержек, которые разбросаны по различным калькуляционным статьям.
Обособление затрат в подсистеме «закупки» позволит обеспечить контроль за их уровнем, создать условия для проведения эффективного анализа по выявлению резервов от упорядочения движения и использования материального потока, в конечном итоге – повысить эффективность этой части единого хозяйственного цикла и предприятия в целом. Но для этой цели мало выявить места возникновения затрат, необходимо также установить, на какие экономические элементы они распадаются.
Вторая проблема сводится к определению н е о бход и м о го и д о с т ат оч н о го у р о в н я производственных запасов, который бы обеспечил не только непрерывность производственного процесса, но оптимальный уровень затрат при осуществлении хозяйственной деятельности предприятием.
Следует отметить, что надежность поставок зависит не только от уровня запасов, но и обоснованного расчета потребности в ресурсах, правильного выбора поставщика и формы поставок.
Для решения перечисленных проблем необходим логистический подход в управлении.
Логистический менеджмент на уровне
предприятия и отдельных структурных
подразделений (управление закупками)
При построении современных логистических систем на уровне предприятия большое значение
46
Экономический анализ:
теория и практика
Economic Analysis:
theory and Practice http://www.fin-izdat.ru/journal/analiz/
43 (2015) 43–52
имеет место логистического менеджмента в общей структуре управления и определение областей взаимодействия с другими сферами менеджмента.
Современная система менеджмента представляет собой композицию организационной структуры управления с функционально ориентированными сферами деятельности (финансы, производство, маркетинг, сбыт, закупки, инновации, персонал), объединенными стратегическими и тактическими целями. При этом очень трудно разделить сферы деятельности логистического и других видов менеджмента, поэтому логистический менеджмент выступает в роли интегрирующего фактора в области управления
Управление закупками за рубежом получило название purchasing (procurement). Соответствующая организационная сфера деятельно сти в отечественной практике до сих пор называется материально-техническим снабжением. Однако в последние годы все большее число российских ученых и специалистов по логистике (вышедших в основном из сферы снабжения) стали определять эту область как закупочную логистику. Дело, конечно, не в названии, а в том, что с переходом на рыночную экономику организация закупочной работы на предприятиях претерпела коренные изменения. На смену фондовому распределению товаров, централизованному прикреплению п о ку п ат е л е й к п о с т а в щ и ка м , т в е рд ы м государственным ценам, жесткой регламентации товаров пришла иная система хозяйствования.
Рыночная экономика характеризуется правом выбора партнера, множественностью источников закупки (поставщиков), возрастающей ролью
Кузнецова М.Н. Логистические процессы на предприятии: сущность методика анализа // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 14. С. 44–49.
договоров на поставку, свободой ценообразования, экономической ответственностью сторон (табл. 2).
Это потребовало новых форм и методов работы с поставщиками снабженческих подразделений, предприятий, решения принципиально новых стратегических и тактических задач, относящихся к прерогативе логистики.
Основной целью логистического менеджмента
закупок является надежное и качественное обеспечение производственных подразделений предприятия ресурсами, необходимыми для выполнения заданного производственного расписания с оптимальными затратами
Типовые логистические функции (оформление заказов, транспортировка, грузопереработка, управление запасами, складирование) в управлении закупками должны быть объединены с учетом отношений с основными поставщиками. Такая политика определяется используемой предприятием логистической концепцией (Just-in-Time и RP).
При решении задач логистического менеджмента закупок главное внимание должно быть уделено оптимизации общих затрат. Это тем более важно, что затраты на управление закупками по различным отраслям составляют от 40 до 60% в структуре себестоимости производства готовой продукции.
Наибольший удельный вес в затратах, связанных с закупками, занимают собственно цена, затраты на транспортировку и затраты на управление запасами ресурсов (складирование, грузопереработку, хранение).
Для сокращения этих составляющих затрат необходима целенаправленная политика
Логистика / под ред. Б.А. Аникина М.: ИНФРА-М, 2002. 327 с.;
Гаджинский А.М. Логистика. М.: Дашков и К, 2012. 484 с.;
Сергеев В.И. Логистика в бизнесе. М.: ИНФРА-М, 2001. 608 с.
Таблица 2
Характеристика подсистемы закупок
Признак
Централизованно управляемая экономика
Рыночная экономика
Подсистема снабжения
Централизованное материально-техническое снабжение (фондовое распределение)
Самоснабжение (бесфондовое распределение)
Выбор поставщика
Жесткое прикрепление
Свобода выбора
Связи в системе снабжения
Вертикальные
Горизонтальные
Уровень производственных запасов
Высокий
Низкий
Формы поставок
Устанавливались централизованно (в основном транзит)
Экономически целесообразные поставки
Ответственность за выполнение договоров
В большинстве случаев административная
Экономическая
Цены на ресурсы
Государственные
Свободные
Качество ресурсов
Диктат поставщика (часто не соответствует запросам потребителя)
Высокое
47
http://www.fin-izdat.ru/journal/analiz/
Экономический анализ:
теория и практика
Economic Analysis:
theory and Practice
43 (2015) 43–52
логистического менеджмента, включающая комплекс мероприятий
3
:
− совершенствование планирования потребности и нормирования расхода ресурсов;
− устранение потерь от брака в производстве и потерь ресурсов при доставке от поставщиков;
− максимальное сокращение отходов производства и эффективное использование вторичных ресурсов;
− исключение по возможности промежуточного складирования ресурсов при доставке их от поставщиков;
− доставка ресурсов от поставщиков как можно большими отправками с максимальным использованием грузовместимости транспортных средств и минимальными тарифами;
− минимизация уровней запасов ресурсов на всех уровнях складской системы.
Общая стратегия управления закупками на предприятии складывается из учета приоритетов и взаимодействия в основном финансового, операционного и логистического менеджмента. В частности, для финансового менеджмента такими критериями являются минимальные затраты на закупки ресурсов, минимальные потребности в дополнительных инвестициях (например, в складское хозяйство, транспорт), минимальные финансовые риски (связанные с недополучением прибыли, кредитными отношениями), максимальная скорость оборота капитала, вложенного в ресурсы.
Основными требованиями операционного менеджмента являются полное удовлетворение плановых заявок в номенклатуре и объемах поставок, синхронизация сроков их доставки с производственным расписанием, качество ресурсов, отсутствие сбоев в поставках
4
Задачами логистического менеджмента закупок являются координация и увязка требований финансового, операционного и других видов менеджмента в разрезе общей логистической стратегии предприятия, связанной с управлением материальными потоками. Оптимизационные решения логистического менеджмента при этом традиционно включают минимизацию общих издержек управления закупками и запасами,
3
Сковронек Ч. Логистика на предприятии. М.: Финансы и статистика, 2004. 400 с.
4
Неруш Ю.М. Коммерческая логистика. М.: Банки и биржи,
ЮНИТИ, 2000. 271 с.
оптимизацию доставки ресурсов при использовании концепции Just-in-Time, уменьшение рисков (от несоблюдения параметров поставок) и оптимальный выбор поставщиков.
Стратегия закупок, реализуемая логистическим менеджментом, базируется на анализе рынка поставщиков и установленных временных приоритетах. К числу важнейших приоритетов относятся: конкурентоспособность поставщиков на рынке, возможность предоставления ими ценовых скидок при длительных взаимоотношениях, соответствие поставок логистической стратегии, максимальное снижение затрат на доставку и хранение материальных ресурсов от поставщиков (близость к производственным подразделениям предприятия, отсутствие промежуточного складирования), возможность длительного партнерства.
Сравним характеристики концепций Just-in-Time и RP. Снабженческая деятельность с позиций логистики может осуществляться с применением двух противоположных концепций – Just-in-Time и
RP [6], имеющих различные модификации
5
Появление концепции Just-in-Time относят к концу
1950-х гг. С логистических позиций Just-in-Time – это довольно простая логика управления без какого-либо ограничения к требованию минимума запасов, в которой потоки ресурсов тщательно синхронизированы с потребностью в них, задаваемой производственным расписанием выпуска готовой продукции. Подобная синхронизация есть не что иное, как координация двух базисных логистических звеньев: снабжения и производственного менеджмента.
Концепция RP базируется на системе прогнозирования спроса, а не реагирования на него. Это требует создания значительных буферных (страховых) запасов для предотвращения сбоев в производстве при резких колебаниях спроса и ненадежности поставщиков (положительная роль запасов).
Отрицательная сущность запасов в экономике предприятия заключается в замораживании значительных финансовых ресурсов, снижении оборачиваемости текущих активов, увеличении себестоимости продукции и уменьшении рентабельности производства.
5
Плоткин Б.К. Основы логистики. Л.: ЛФЭИ, 1991. 54 с.;
Промышленная логистика: конспект лекций / пер. с нем. А.М.
Проскурякова. СПб.: Политехника, 1994. 166 с.; Семененко А.И.
Предпринимательская логистика. СПб.: СПбУЭиФ, 1994.
299 с.; Сидоров И.И. Логистическая концепция управления промышленным предприятием. СПб.: СПбГИЭА, 1999. 180 с.