Файл: Задания по формированию универсальных учебных действий на уроках информатики в основной школе в рамках реализации фгос.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задания по формированию универсальных учебных действий на уроках информатики в основной школе в рамках реализации ФГОС
учитель информатики
высшей категории
Воронина Елена Вальдемаровна,
МБОУ ЕСШ №9
Камчатский край,
г. Елизово
В статье рассматриваются задания по формированию универсальных учебных действий на уроках информатики в основной школе.
В ФГОС основного общего образования содержится характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Наряду с учебными ситуациями для развития УУД в основной школе используются следующие типы задач.
Личностные универсальные учебные действия:
— на личностное самоопределение;
— на развитие Я-концепции;
— на смыслообразование;
— на мотивацию;
— на нравственно-этическое оценивание.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— на учёт позиции партнёра;
— на организацию и осуществление сотрудничества;
— на передачу информации и отображению предметного содержания;
— тренинги коммуникативных навыков;
— ролевые игры;
— групповые игры.
Познавательные универсальные учебные действия:
— задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;
— задачи и проекты на сериацию, сравнение, оценивание;
— задачи и проекты на проведение эмпирического исследования;
— задачи и проекты на проведение теоретического исследования;
— задачи на смысловое чтение.
Регулятивные универсальные учебные действия:
— на планирование;
— на рефлексию;
— на ориентировку в ситуации;
— на прогнозирование;
— на целеполагание;
— на оценивание;
— на принятие решения;
— на самоконтроль;
— на коррекцию.
На уроках информатики можно формировать все виды УУД в достаточно большом объеме и на каждом уроке. Работа с ПК позволяет как работать в паре, так и самостоятельному поиску информации.
Рассмотрим задания для развития отдельных УУД на уроках информатики.
Задания, формирующие личностные УУД.
Задание: Масштаб. Трансформация рисунка
Цель: научиться выполнять трансформацию рисунка и изменять масштаб рисунка или фрагмента рисунка; воспитать у учащихся исполнительные качества, аккуратность в выполнений заданий на уроке.
Возраст: 11-12 лет
Форма выполнения задания: индивидуальная.
Описание задания:
Изменение Масштаба не изменяет размер рисунка, текста на рисунке.Изменить масштаб можно несколькими способами. Используйте:
-
Инструменты на закладки Вид; -
Инструмент Масштаб из закладки Главная; -
Бегунок Масштаб в Строке состояния
Слово «трансформация» переводится с латинского языка как преобразование, превращение.
Для того чтобы произвести трансформацию рисунка нам нужны команды Обрезать, Изменить размер, Повернуть из группы Изображение. С помощью этих команд мы можем весь рисунок или выделенный фрагмент отразить по вертикали или горизонтали и повернуть на угол 90 или 180 градусов. Не всегда удается растянуть или сжать рисунок мышью так точно как хотелось бы, поэтому чтобы изменить размер с точностью до одного пикселя можно воспользоваться командой Изменить размер. Команда Обрезать поможет нам выполнить обрезку лишнего с рисунка или фрагмента.
Выполнение практической работы за компьютером
-
Нарисуйте рыбку -
Скопируйте изображение несколько раз -
Произведите трансформацию рисунка всеми возможными способами -
Подпишите каждое изменение. Например, «поворот на 180 градусов» -
Сохраните рисунок
Образец выполнения задания 2
Сделать вывод об изменении изображения. Почему пользователю ПК необходимо изменять изображения?
Игровое задание «Турнир юных программистов»
Цель: Развить творческой и рационализаторский потенциал учащихся;
сформировать у учащихся интереса к науке информатика.
В игре проявляется внимание, наблюдательность, такт по отношению к своим одноклассникам. Ребята учатся анализировать ситуацию, сравнивать, доказывать, убеждать, быть терпимее друг к другу.
Возраст: 13–15 лет.
Форма выполнения задания: групповая игра учащихся под руководством учителя.
Материал:
Карточки с заданиями в конвертах.
-
Ручка. -
Шарф. -
Цветок. -
Магнитная доска и стерка. -
Микрофон.
Правила:
Игра проводится в 2 тура:
I .“Подготовительный”,
II. “Презентация роботов”,
III. “Испытание”.
Продолжительность: 45 мин.
I тур “Подготовительный”
Ведущий:
- Кто такой программист? (Человек, создающий программы)
- Что такое программа? (Набор команд, понятных исполнителю)
Кто или что может быть исполнителем? (Собака, человек, компьютер, робот...)
- Что такое команда? (Действие, которое должен выполнить исполнитель)
Каждой команде выдается конверт с заданием.
В конверте карточка:
Уважаемый капитан команды!
С целью улучшения практических умений по программированию вашей команды жюри приняло решение о разработке секретного проекта под названием «Terminator – 2008» по созданию робота – андроида и отправке его в прошлое для устранения ошибок.
В силу недостатка времени и средств нами принято решение ограничиться разработкой робота, управляемого голосовыми командами. Ограничения, накладываемые элементной базой, не позволяют использовать более десяти команд. Для осуществления обратной связи робот может подавать звуковой сигнал (Beep).
Вашей команде поручается разработать систему команд и представить её в следующем виде:
№ | Команда | Описание действий, выполняемых по команде |
1 | | |
| | |
10 | | |
К 1330час. 17 января 2008 года Вы должны представить разработанную вами систему команд.
Кроме того, Вы должны к указанному сроку построить действующую модель робота (1 шт.), а также подготовить оператора, который будет управлять роботом.
После этого состоятся испытания роботов. В процессе испытаний будет предложено одно задание, при выполнении которого робот (и оператор) должны проявить способность к выполнению достаточно тонких действий. На выполнение задания отводится не более 10 минут.
Например:
№ | Команда | Описание действий, выполняемых по команде |
1 | Вперед | Робот двигается вперед |
2 | Стоп | Робот останавливается |
3 | Поворот | Робот поворачивается направо |
4 | Поиск | Робот прикасается к предметам, с которыми рядом находится его рука |
5 | Захват | Робот берет предмет, над которым находится его рука |
II тур “Презентация роботов”
Каждая команда представляет все возможности своего робота.
III тур “Испытание”
1. Команды сдают жюри листы с командами своего робота.
2. Жеребьевка команд.
3. По очереди на сцену выходят робот и оператор команды. Оператор вытягивает задание и отдает команды роботу, чтобы его выполнить.
Задания:
1 | Робот должен взять с одного стола ручку и перенести его на другой стол |
2 | Робот должен взять стерку и вытереть доску. |
3 | Робот должен взять цветок и отдать его председателю жюри. |
4 | Робот должен взять шарфик и отдать его своему тренеру. |
5 | Робот должен взять любого человека из зала и посадить его на другой стул. |
6 | Робот должен взять микрофон и передать его ведущему. |
Слово жюри - Номинации для награждения команд:
-
“Точность – вежливость королей”. -
“Семь раз отмерь, один – отрежь”. -
“Терпенье и труд все перетрут”. -
“Что посеешь, то и пожнешь”. -
“Без труда и робот руки не подаст”. -
“Всякий совет к разуму хорош”. -
“Всякий человек по делу познается”. -
“Легко сказать, да тяжело сделать”.
Задания, формирующие регулятивные УУД
Задание: Составь кроссворд.
Цель: Закрепить полученные знания об устройствах компьютера
Ворзраст:8-15 лет.
Форма выполнения: индивидуальная.
Описание задания:
Кроссворд по теме "Состав ЭВМ".
Вопросы по горизонтали:
3. Устройство воспроизведения звука
4. … содержит большое количество кнопок
5. Графический процессор
6. Главная часть системного блока
7. Бывает полевая, ручная и компьютерная