Файл: Содержание и методика проведения вступительных бесед на технологического воспитания.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РМ
КОМРАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ
КОНТОРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: Технологическое воспитание.
Тема : Содержание и методика проведения вступительных бесед на технологического воспитания.
Работу выполнила:
Студентка гр.ЗНДП-19
Барган Елена
Работу проверил:
Преподаватель
Ямбогло Е.И
План:
Содержание и методика проведения вступительных бесед на технологического воспитания…………..
Дидактический проект………………………….
Список литературы
Содержание и методика проведения вступительных бесед на технологического воспитания
В работе представлен опыт применения вступительных бесед на уроках технологии в начальной школе, раскрываются возможности их применения. Самым верным показателем того, что грамотное объяснение какому-либо явлению, событию, является то, что слушатели захотели вступить с вами в беседу. Беседа требует от учителя большого педагогического мастерства. В ходе беседы учитель нередко вводит новую для учеников информацию, приводит примеры из жизни, актуализируя опыт школьников. Беседа допускает вопросы повышенной трудности. Любое сочетание и разная последовательность вопросов должны привести к правильным и ясным выводам и обобщениям, обогатить учеников новыми знаниями.
Ключевые слова: технология, беседа, ребёнок, учитель, урок, метод.
Красота спасет мир – сказал один из мудрейших писателей России, спасет от духовной нищеты, невежества, насилия и других атрибутов безнравственности. Как «напоить» душу ребенка целительным бальзамом красоты, открыть ему глаза на чарующий, гармоничный мир прекрасного, вобравшего в себя утреннюю нежность рассвета, гомон птичьей стаи, шелест волн, шептание листвы, во всем том, что повседневно и буднично окружает нас?
Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что младшие школьники обладают неиссякаемым желанием трудиться. На уроках технологии учащиеся овладевают элементарными приемами работы с различными материалами и инструментами. Как подметил В.А.Сухомлинский, истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие и ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, тем больше наблюдательности, пытливости, зоркости, внимательности, способности исследовать в деятельности ребенка.
Если ребенок на уроке технологии займет позицию: «Я хочу это сделать сам. Я уже делал что-то похожее, не надо мне помогать, я попробую догадаться», то метапредметные УУД будут достигнуты. Большую роль в этом играют вступительные беседы.
Термин беседа имеет в педагогике разные значения. Он обозначает: 1)метод обучения, 2)метод воспитания, 3)метод исследования.
Беседа – взаимный разговор, общительная речь между людьми, словесное их общение, размен чувств и мыслей на словах.[3,52]
Существуют определенные этапы беседы:
1.начало беседы;
2.изложение и обоснование своей позиции;
3.совместный анализ проблемы;
4.принятие решения;
5.завершение беседы.
Самым верным показателем того, что грамотное объяснение какому-либо явлению, событию, является то, что слушатели захотели вступить с вами в беседу: стали задавать вопросы, просили уточнить какой-то факт из сказанного или с удовольствием стали высказывать свое мнение.
Связное высказывание отражает уровень умственного и эмоционального развития ребенка, показывает, насколько он владеет словарным богатством языка.
Учитель должен строить беседу, показывая образцовую речь. Можно использовать грамзаписи, выразительное чтение и рассказывание детьми заранее подготовленных стихотворений и отрывков прозы.
Беседа требует от учителя большого педагогического мастерства. Хорошее владение материалом, знание интересов учащихся, учет возрастных особенностей позволяет учителю строить беседу в увлекательной форме (сохраняя необходимый уровень занимательности) и добиваться глубины содержания.
В ходе беседы учитель нередко вводит новую для учеников информацию, приводит примеры из жизни, актуализируя опыт школьников. Иногда беседе может предшествовать рассказ учителя, вводящий в тему, дающий необходимые для беседы знания.
Беседа допускает вопросы повышенной трудности, рассчитанные на самых подготовленных школьников, она не исключает и более простых вопросов. Возможны в беседе и цепочки вопросов, которые предполагают один развернутый ответ. Любое сочетание и разная последовательность вопросов должны привести к правильным и ясным выводам и обобщениям, обогатить учеников новыми знаниями.
Теоретическую работу можно и нужно организовать в динамичной, веселой, захватывающей форме. В.А.Сухомлинский писал, что «слово - самый тонкий и самый острый инструмент, которым мы, учителя, должны умело прикасаться к сердцу наших питомцев». Но слово лишь тогда
становится инструментом этического воспитания, когда в нем, образно говоря, заложено зерно стремления к нравственному идеалу. Воспитание словом – самое сложное и самое трудное, что есть в педагогике.
Беседа учителя на уроке технологии обычно представляет собой инструктаж, связанный с приемами выполнения того или иного изделия. Но ведь можно и расширить содержание этих бесед, включив в них довольно интересные и полезные сведения об истории возникновения и развития вещей. Во время беседы можно ярко и доходчиво обратить внимание детей на вопросы возникновения, появления в быту различных материалов, инструментов, предметов, а также на их художественное совершенствование.
Эти беседы обязательно должны содержать информацию, которая позволяет углубить интерес учащихся к работе на уроке.
Учащимся III-IV классов можно дать задание на самостоятельную подготовку рассказа-выступления с подборкой иллюстраций, рисунков, фотографий. Эта работа выполняется строго по желанию учеников, и как показал опыт, не наблюдалось случаев какого-либо неудовольствия по этому поводу, наоборот, подобная деятельность увлекает детей. Появляется возможность собрать интересную информацию по теме урока и обеспечить занятию хорошую эмоциональную и интеллектуальную базу, подготовить учащихся к полноценной работе. Плюс к этому у детей развиваются поисковые способности, умение работать с литературой, расширяется их кругозор, совершенствуется речь.
В беседе создаются условия для проявления активности и самостоятельности школьников, для высказывания и отстаивания своих взглядов и суждений, возможны столкновения различных мнений, точек зрения. Важно широко использовать в беседе возможности развивающего, логического мышления учащихся, активизировать его развитие, побуждая школьников к непосредственному участию в обсуждении. Беседа должна быть построена так, чтобы знания одного ребенка дополняли бы знания другого.
В заключении хотелось бы напомнить, что:
Горят, как жар слова
Иль стынут, словно камни, -
Зависит от того,
Чем наделил их ты,
Какими к нам в свой час
Притронуться руками
И сколько отдал им
Душевной теплоты.
Дидактический проект урока по технологическому воспитанию
Дата: 20.02.2023
Класс: «3»
Учитель:Барган Елена Дмимтриевна
Учебный модуль (раздел): Аппликация и декор
Тема: Мельница
Тип урока: Комбинированный
Субкомпетенции:
2.1 Распознавание технологии создания тематических и предметных многоуровневых коллажей.
2.2. Выполнение простых операций складывания и вырезания симметричных форм. 2.3. Выполнение плоских и объемных коллажей и украшений.
2.4. Объяснение предпочтений в выборе материалов, инструментов, техник для создания коллажей и украшений.
Операциональные цели:
О1 – проверить готовность рабочих мест;
О2 – нацелить на предстоящую работу;
О3 – расширить кругозор учащихся, развитие любознательности;
О4 – умение высказывать свое мнение;
О5 –развитие умения анализировать схемы;
О6 – развитие творческих способностей;
О7 – воспитание чувства прекрасного;
О8– воспитание доброжелательного отношения к традициям и ценностям наших предков
Этапы | Цели | Содержание урока | Деятельность учащихся |
1. Актуализация | О1 О4 О3 О2 | 1.Приветствие. Проверка рабочих мест. Всё лишнее убираем. Проверяем глазками ножницы, картон, клей, бумагу. Садитесь. 2. Вступительная беседа . У: Давайте для начала отгадаем загадку: Что за птица смелая По небу промчалась? Лишь дорожка белая От неё осталась. У: Верно, еще давайте с вами отгадаем одну загадку: Чудо – Юдо - Стрекоза Застеклённые глаза. Если крыльями вращает, Каждый ветер ощущает. У: Хорошо, еще одна загадка, до этого у нас были отгадки самолёт и вертолёт, да? Крыльями машет, а улететь не может. Что это такое? У: Ага, смотрите мы с вами называем отгадки : вентилятор, спиннер, мельница. Ну давайте с вами подумаем что общего между вентилятором, мельницей, самолётом, вертолет. Что общего? У: А лопасти у чего? Посмотрите у нас общее между вертолетами, самолётами, пропеллерами – лопасти, которые находятся? У: Хорошо, а вот этот круг у нас есть еще у одного сказочного героя. У: У него что? У: А что заставляет крутиться пропеллер? У: А у мельницы кнопка есть? У: Да, прекрасно, ветер заставляет мельницу крутиться. Так, мы сегодня с вами сделаем вот такую мельницу. Кто у нас главный, кто выйдет и подует на мельницу? Дуть потихонечку, очень сильно не надо. Ну что, ветер заставляет крутиться мельницу? У: Ну а спиннер подходит сюда? У: А цепочка подходит сюда? У: Не подходит. А значит цепочка может быть ответом на нашу загадку? У: А спиннер? У: Правильно, потому что это не пропеллер. Там совсем другой принцип работы. | Выполняют просьбу учителя Самолёт. Вертолёт Вентилятор. Лопасти. В кругу. У Карлсона. Пропеллер. Кнопка Нет, она крутится с помощью ветра. Да Нет Нет Нет |
2.Осмысление | О3 О7 О6 О4 О5 О8 О5 О3 О4 О5 О6 | 3. Основная часть урока. У: Давайте посмотрим из какого материала выполнена наша мельница. У: Да основа из картона. А наш пропеллер? У: Скажите, пожалуйста, как называется форма мельницы? У: Да, ребят, это конус, а пирамида это когда грани есть, есть одна сторона и другая, мы точно знаем, здесь она началась, а здесь закончилась. А на этом изделии есть такая сторона, где она началась и, где закончилась? 4.Актуальность знаний. У: Похожа на треугольник. Если мы не видим сторон, конкретных начала и конца, но при этом в проекции у нас треугольник – это конус. А если у нас есть стороны, то это пирамида. Это объёмная фигура. А треугольник — это объемная фигура или плоская? У: А конус и пирамида у нас объемные. Мы можем ручками пощупать. Так, основа в виде конуса сделана. И винт сделан из скольких деталей? У: Абсолютно верно, три детали, которые будут переплетаться между собой. Скажите, пожалуйста, из какого материала можно выполнить это конус? У: А из тонкой бумаги? У: Почему? У: Еще один вопрос: мы всегда урок начинаем с каких-либо технологических операций. Первая технологическая операция какая? У: Верно. Мы с вами можем выполнить разметку каким образом? Какие инструменты будем использовать? У: А ножницы в какой у нас будут технологической операции? У: Да, выделение части от целого. И в этой технологической операции мы будем использовать такой инструмент. У: Скажите, пожалуйста, мне правила пользования ножниц. У: С открытыми ножницами не поворачиваемся. Так мы с вами разметили наш конус будущий с помощью шаблона. Потом что мы сделаем? У: Потом? У: Конус у нас готов, что дальше делаем. Нам нужно сделать вертушку. А чтобы сделать вертушку, нам нужно разметить? У: Детали. Сколько деталей? У: После того, как разметили детали, мы что делаем? У: И вставляем друг в друга. И у нас мельница будет готова. Что нам останется с ней сделать? У: Да, это последняя наша технологическая операция. Сейчас мы все вместе будем выполнять работу. Приготовили лист цветного картона для конуса. Как мы с вами начинаем разметку? У:Да, на изнаночной стороне, как можно ближе к краю размещаем шаблон. Кто разметил, вырезают. Так, заготовки для конуса у нас вырезаны . Что нам нужно сделать дальше? У: Чтобы нам правильно сложить, нам нужно картон немного приучить к форме. Картон у нас прямой, чтобы картон хорошо согнулся, мы можем взять и картон о край стола немного потереть. Сгибаем и скручиваем. Смотрим, всё ли у нас правильно. Нам нужно наметить и намазать с изнанки клеем и , когда мы будем соединять вот эту изнанку на верх проводим и конус склеиваем. Постарайтесь сделать без дырки. Откладываем на край стола наш конус. Теперь берём с вами бумагу двустороннюю или одностороннюю, какая есть. Кладём ее перед собой горизонтально. На какой стороне выполняем разметку? | Из картона. Из бумаги. Шапочка, треугольник, пирамида, конус. Нет Плоская. Три Из картона, из толстой бумаги. Нет Потому что может порваться. Разметка Шаблон, карандаш, линейка. Выделение. Кладём их на край парты, если не нужны. Передаем кольцами вперёд Потом вырезаем. Склеиваем Бумагу Три Вырезаем Украсить Нужно чертить на изнаночной стороне и шаблон нужно класть на краешек картона. Склеить На изнаночной |
3.Рефлексия | О5 О6 О3 О4 О5 О6 | Физминутка. У: И так, все встаём. Ручки подняли высоко, высоко, пальчиками потянулись, на мыски встали, тянемся и бросили ручки. И еще раз. Садимся. Если бумага двусторонняя имеет значение на какой стороне делать разметки? У: Положили перед собой бумагу горизонтально изнаночной стороной вверх, взяли линеечку. Нолик совмещаем с началом листа и отмеряем 2 см, еще раз 2 см и ещё раз 2 см. Что нам нужно сделать, чтобы линии у нас с вами были ровные? У: С чем? Чтобы что-то с чем-то соединить, нам нужно это разметить. Нам нужно сделать заметки снизу. То же самое, нолик совмещаем с начало листа и отмеряем три раза по 2 см. Теперь мы соединяем и вырезаем три полоски. И так у нас с вами получается три полоски, мы должны их сложить пополам, соединяем кончики и складываем. Теперь сверху на нашу мельницу кладём пропеллер готовый и попробуем подуть. Вращается у всех? У: Теперь ваша задача украсить мельницу. 5.Оценивание изделия. У: Вам нравится ваше выполненное изделие? У: Удачно ли вы подобрали материалы? Удачно ли цветосочетание в вашем изделии? У: Прочное ли у вас получилось изделие ? У: Возникали ли у вас трудности или проблемы при работе? Удачно или неудачно у вас получилось их решить? Итог:
6.Уборка рабочих мест. У: У всех получились замечательные мельницы. Все молодцы, мне было приятно с вами работать. | Нет. На любой Нужно соединить. Да Да\нет. Да/нет. Да/нет. Удачно\неудачно. |
Список литературы
Богданова О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками./О.С.Богданова, О.Д.Калинина – М.: Просвещение, 1985. – 214.
Губанова Е.Н. Рассказ и беседа на уроке трудового обучения как средство развития кругозора младших школьников./ Е.Н.Губанова//Начальная школа.-1993.-№5.-с.40-43.
Даль В.И. Толковый словарь русского языка./М.: Эксмо-пресс, 2002.-52с.
Калашников А.Г. Урок труда в начальных классах./ А.Г.Калашников// Начальная школа.- 1988.-№4.-с.64-67.
Максимова Н.А. Творчество на уроках трудового обучения./ Н.А. Максимова// Начальная школа.-1999.-№12.-с.71-73
Петрушина С.В. Изучение элементов русской народной культуры на уроках трудового обучения./ С.В. Петрушина // Начальная школа.- 2005.-№4.- с.64-67.
Столяренко А.М. Психология и педагогика./А.М.Столяренко.-М.:Просвещение, 2002.- 145с.