Файл: Вопросы к экзамену по курсу История (история России, всеобщая история).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вопросы к экзамену по курсу «История (история России, всеобщая история)»
1. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Формационный и цивилизационный подходы.
2. Территория России в системе Древнего мира. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности на рубеже VIII – IX вв.
3. Развитие государственности на Руси в IX – первой половине X вв.: внутренняя и внешняя политика киевских князей. Наивысший расцвет Киевской Руси. Причины, процесс и значение принятия христианства на Руси. Династические связи киевского княжеского дома с европейскими правящими домами.
4. Русские земли и Западная Европа в период феодальной раздробленности: общее и особенное. Своеобразие политического и социально-экономического развития основных мировых государственных центров.
5. Образование державы Чингисхана. Монгольские завоевания. Экспансия Запада и Александр Невский. Русь и Золотая Орда (XIII – XV вв.): система взаимоотношений. Оценка ордынского ига в научной литературе.
6. Образование централизованных государств в Западной Европе. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы в XV – начале XVI вв. Иван III. Москва как наследница Византийской империи.
7. XVI – XVII вв. в мировой истории. Великие географические открытия и их влияние на развитие мировых цивилизаций. Начало Нового времени. Переход к сословно-представительной монархии в Европе. Реформация в Европе и церковная реформа XVII в. в России: общее и особенное.
8. Смутное время и кризис российской государственности. Роль Швеции и Речи Посполитой в событиях начала XVII в. Переход к абсолютизму в Западной Европе в XVI – XVII вв. Централизация Российского государства при первых Романовых. Европейская внешняя политика. Расширение территории Русского государства в XVII в.
9. Тридцатилетняя война (1618 – 1648) и формирование Вестфальской системы международных отношений. Английская революция (1640 – 1660).
10.Основные социальные процессы в эпоху перехода от феодального к буржуазному обществу. Народные движения второй половины XVII в. в России.
11.Модернизация в Европе и России. Преобразовательная деятельность Петра I. Образование Российской империи. Внешняя политика Петра I. Изменение геополитического положения России в первой четверти XVIII в.
12.Причины и сущность «эпохи дворцовых переворотов» (1725 – 1762 гг.). Социально-политические изменения в России в середине XVIII в. Внешняя политика Европейских государств в середине XVIII в. Семилетняя война 1757 – 1762 гг.
13.Эпоха Просвещения в Западной Европе и России. Сущность «просвещенного абсолютизма» Екатерины II.
Культура эпохи Просвещения : Западная Европа, Россия.
Общие моменты:
XVIII век вошёл в историю культуры как век Просвещения. Это период промышленного переворота и перехода политической власти в руки нового класса - буржуазии. Заканчивается длительная полоса господства традиционной аграрной культуры. В результате промышленной революции утверждается новая индустриальная культура. Но это и период политических революций в Европе, отдающих власть в руки промышленной буржуазии.
Просвещение - необходимая ступень в культурном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни. Просвещение в основах своих демократично, это культура для народа. Главную свою задачу оно видит в воспитании и образовании, в приобщении к знаниям всех и каждого. Как всякая значительная культурно - историческая эпоха. Просвещение сформировало свой идеал и стремилось сопоставить его с действительностью, осуществить как можно скорее и как можно полнее
Отражением изменяющейся роли науки в производстве и в обществе и выступает культура Просвещения. Если предшествующие этапы культуры знаменовали переход от мифа к религии, переход к Логосу (разуму) был лишь исключением античной Греции, то Просвещение демонстрирует переход от религии к науке.
В эпоху Просвещения стало особенно популярным представление о Боге как великом механике и о мире как огромном механизме.
Благодаря достижениям естественных наук возникло представление, что время чудес и загадок миновало, что все тайны мироздания раскрыты и Вселенная, и
общество подчиняются логичным, доступным человеческому разуму законам. Победа разума - второй характерный признак эпохи.
Третий характерный признак эпохи Просвещения - исторический оптимизм.
Обычно выделяют три этапа в развитии культуры Просвещения:
1. Просветительский классицизм. Он определял умонастроения до 30х гг. XVIII в.
2. Просветительский реализм. Он характерен для развития культуры вплоть до 80х гг. XVIII в.
3. Революционный классицизм, который охватывает 80е гг. XVIII в. вплоть до Великой Французской революции.
Западная Европа:
Социально-экономическими предпосылками культуры эпохи Просвещения являются кризис феодализма и начавшееся тремя веками ранее развитие капиталистических отношений в Западной Европе.
Европейское Просвещение — исторически-конкретный комплекс идей, породивший определенную систему культуры. Так, в сравнении с Возрождением Просвещение означает глубокий переворот не только в умах относительно узкого круга идеологов, но и в сознании огромной массы людей.
Главными очагами Просвещения были Англия, Франция, Германия.
Культура эпохи европейского Просвещения (к ней близко и американское Просвещение) имеет ряд отличительных черт.
Во-первых, для нее характерен деизм (учение о боге как творце вселенной, которая после ее создания подчинена естественному, закономерному ходу событий). Деизм как учение свободомыслия открывает возможность выступать против религиозного фанатизма и христианской церкви, за свободу совести и освобождение науки и философии от церковной опеки. Во-вторых, апелляция просветителей к природе при отвержении христианской идеи привела к космополитизму. Он выражался в осуждении всякого национализма и убеждении в равных возможностях каждой нации. Вместе с тем распространение космополитизма вызвало падение чувства патриотизма, что наиболее ярко видно на примет Франции.
В-третьих, культуре эпохи Просвещения присуща так называемая «научность». Разумеется, определенный «научный дух» проявлялся, и в XVII столетии, но тогда под ним понимали прогресс в области метафизических, математических и теологических исследований.
В-четвертых, с «научным духом» связана такая черта культуры эпохи Просвещения, как рационализм (недаром Просвещение называют веком разума). Идеологи Просвещения верили, что именно с помощью разума будет достигнута истина о человеке и окружающей природе. Рационализм — основополагающая черта культуры эпохи Просвещения; естественно, что просветителям был свойствен «рационалистический индивидуализм», неразрывно связанный с гуманизмом.
В-пятых, определяющей чертой культуры эпохи Просвещения является идея прогресса, которая тесно переплетается с понятием «разума».
В-шестых, для культуры просветителей характерна абсолютизация значимости воспитания в формировании нового человека. Деятелям той эпохи казалось, что достаточно создать целесообразные условия для воспитания детей — и в течение одного-двух поколений все несчастья будут искоренены.
Искусство XVIII в. находится в состоянии кризиса, когда величественная, воздвигавшаяся в течение тысячелетий грандиозная художественная система (как модель особой жизни) подверглась пересмотру. Постепенное разрушение сословно-иерархического принципа повлекло и трансформацию санкционированного религией искусства. В нем можно выделить несколько направлений, отличающихся друг от друга не столько по стилю, сколько мировоззренческой и идеологической направленностью.
Россия:
Русское Просвещение унаследовало проблематику Европейского Просвещения, но осмысливало и развивало ее вполне самобытно, в контексте с исторической ситуацией, сложившейся в российском обществе того времени.
Просветители создали особую нравственную философию, с помощью которой они определяли основные принципы этики, поведения людей в обществе.
Начало развитию просветительства в России положил М.В. Ломоносов (1711 - 1765). Его стараниями в 1755 г. был открыт Московский университет. Он немало способствовал общепросветительской деятельности, полагая, что улучшить жизнь общества можно посредством совершенствования нравов. Важной стороной взглядов и деятельности Ломоносова как просветителя была его борьба за освобождение науки от засилья религии. Ломоносов большие надежды возлагал на деятельность "просвещенных" монархов, к которым в России он относил Петра I.
Вершиной Русского Просвещения были идеи А.Л. Радищева (1749 - 1802). В 1773 г. в примечаниях к переведенной им книге Мабли "Размышления о греческой истории" он дает такое определение сущности абсолютизма: "Самодержавие есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние". В 1790 г. в "Путешествии из Петербурга в Москву" на вопрос, что делать, если монархи добровольно не откажутся от власти, он отвечал так: человечество возревет в оковах и, направляемое надеждою свободы и правом, двинется" на власть, которая "развеется в одно мгновение:", и это будет "день, избраннейший всех дней".
Просвещенный абсолютизм Екатерины II.
7.1. Просвещенный абсолютизм в России
Просвещенный абсолютизм – это политика, проводившаяся в большинстве европейских стран во второй половине XVIII в. Заключалась в проведении преобразований «сверху» и была направлена на устранение феодальных пережитков, мешающих развитию новых капиталистических отношений. В основе этой политики лежали идеи Просвещения, пользуясь популярностью которых, монархи желали показать свое правление как союз философов и государей.
Рис. 1 Екатерина II
Первые годы царствования Екатерины II, пришедшей к власти в результате дворцового переворота прошли под знаком политики «просвещенного абсолютизма». В России политика «просвещенного абсолютизма» была вызвана следующими причинами:
- Стремление верховной власти продолжить модернизацию страны, а следовательно создать условия для развития промышленности, торговли, формирования третьего сословия.
- Осознание необходимости привести систему управления государства, уровень культурного развития в соответствие с «духом времени».
- Острота социальных противоречий и необходимость проведения мер, смягчающих недовольство низов при сохранении абсолютистского государства.
- Просветительские взгляды самой Екатерины.
Вместе с тем, на пути модернизации страны существовали препятствия, определившие особенности «просвещенного абсолютизма» в России. Незрелость социальных и духовных предпосылок – отсутствие национальной буржуазии, патриархальность городских низов и крестьянства. Самодержавная власть монарха, не способного добровольно ограничит свои полномочия. Учитывая все обстоятельства, сущность политики «просвещенного абсолютизма» в России выражалась в ее направленности на обновление политического режима и феодального строя. Екатерина, используя идеи французского просветителя Монтесье о том, что природная среда государства, размеры страны, нравы и обычаи народа определяют форму государства, доказывала закономерность самодержавного строя в России. Она видела свою задачу в издании наилучших законов, удовлетворяющих потребности всех слове общества.